Цели для учащихся: научиться выделять черты строения прокариот и эукариот, их сходство и отличительные признаки, понять, в чем единство происхождения всех живых организмов
Цели учителя: организовать работу по изучению прокариот, по составлению сравнительной характеристики эукариот и прокариот.
Работа на уроке сопровождается компьютерной презентацией
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация и постановка цели урока | Предлагаю учащимся вспомнить, какие 4 царства существуют среди живых организмов? Опираясь на знания за предыдущие разделы биологии, дать характеристику дробянок (бактерий). Подумать, почему же эти организмы выделили в отдельное царство? Чем они отличаются от эукариот? Почему они процветают, несмотря на примитивное строение? | Называют царства живой природы, дают характеристику бактерий. Высказывают свои предположения. Предлагают цель урока. |
Основная часть урока | Предлагаю выяснить, в чем различие аэробов и анаэробов? Кто из них появился раньше? | Анализируют материал параграфа учебника, записывают определения анаэробов и аэробов, высказывают свои мысли по данным вопросам |
После обсуждения вопроса, предлагаю
ознакомиться с историей открытия бактерий. Почему ученые довольно долго не выделяли бактерий в отдельное царство? Что им мешало это сделать? Предлагаю выяснить особенности строения бактерий и ответить на вопросы, записав основные термины и их определения в тетрадь |
Просматривают фрагмент презентации и
материал в учебнике Высказывают свои предположения, обсуждают Работают с материалом учебника и тетрадью, обсуждают результаты |
|
Предлагаю вопросы: Как и почему происходит образование спор у бактерий? Как вы считаете, споры бактерий и споры мхов и папоротникообразных - это одно и тоже, или нет? |
Обсуждают вопрос, формулируют ответы | |
Предлагаю разобраться с размножением
бактерий. Какой основной способ размножения? Подсчитайте возможное количество бактерий за 12 часов, если учесть , что делением они размножаются каждые 20 минут, условия благоприятные, гибели нет? Есть ли у бактерий половой процесс? В чем его особенность? В чем смысл полового процесса у бактерий? Почему это явление считается половым размножением, ведь число особей при нем у бактерий не увеличивается: |
Поработав с материалом учебника, делают выводы о способах размножения и их значении? | |
Предлагаю проанализировать выданный материал и составить таблицу по сходству и различию прокариот и эукариот, самостоятельно подобрав критерии для сравнения | Работают с параграфом и презентацией, составляют свои варианты таблицы сходства и различий, обсуждают, корректируют | |
Возвращаемся к первому вопросу урока: почему они процветают несмотря на примитивное строение? | Делают выводы об особенностях бактерий, позволяющих им быть не только четвертым царством в живой природе, но и процветать несмотря ни на что. | |
Подведение итогов урока домашнее задание | Предлагаю подвести итоги урока и записать домашнее задание: повторить материал параграфа в учебнике, найти интересные факты из жизни бактерий в литературе или интернете. | Подводят итоги, записывают домашнее задание |
Рефлексия | Предлагаю оценить по 3-х бальной шкале свое участие в работе на уроке | Проводят самооценку. |