Тип урока: Урок усвоения и закрепления понятий “доброта”, “милосердие”, “нравственность”.
Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения, осознания и осмысления информации; активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Цели по содержанию.
Образовательные:
- способствовать закреплению понятий “доброта”, “милосердие”, “нравственность”,
- формировать гуманистическое мировоззрение,
- осознание понятия гражданской позиции, добра и милосердия, способности к нравственному саморазвитию, накопление опыта реальных социально значимых дел.
Развивающие:
- способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий урока;
- формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Воспитательные:
- воспитывать добрые чувства к окружающим, стремление к помощи, любви к окружающим, воспитание гражданина, обладающего социально значимыми
- нравственными ориентирами, воспитание с опорой на положительных героев.
Планируемые результаты.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: осознавать необходимость
изучения темы, формировать нравственные
качества: умение творить добро, ценить добрые
отношения;
Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная .
Оборудование для учителя:
- мультимедийная презентация;
- видеоклипы “ Барбарики – Что такое доброта”, “Твори добро не
за красивое Спасибо...”, “Доброта”;
- компьютер, интерактивная доска, проектор;
- смайлики, слова вежливости, милосердия и доброты.
Оборудование для учеников:
- файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика,
- сердечки (из глины) и куклы-обереги.
Структура и ход урока
I. Мобилизующий этап.
Слайд 1
Приветствие учащихся, настраивание на урок.
Учитель: Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей.)
Я желаю вам хорошего настроения.
II. Введение в тему.
Учитель: Сегодня наш час общения посвящен качеству, без которого человек не может быть человеком. Вам нужно послушать стихотворение и постараться догадаться о каком качестве идет речь?
Слайд 2
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет.
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ....(хором - доброта)
Да, сегодня мы будем говорить о доброте. И наш час общения называется “Дорогою добра”.
Слайд 3
Я представляю Вашему вниманию моих помощниц - ведущих - Аню Карбову и Алёну Сульдину.
Аня: Так что же такое доброта? Подумайте над этим вопросом в течении времени просмотра музыкального клипа.
Слайд 4
(Видеоклип Барбарики – Что такое доброта)
III. Основная часть.
Слайд 5
Алёна: Что же означает слово Доброта?
(слушаются ответы детей)
Слайд 6-7
Учитель: обобщает: Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
– Я предлагаю построить Дом Доброты. Вы готовы?
– Итак, закладываем фундамент Дома Доброты – первый кирпичик ДОБРОТА.
2. Работа над значением слова ДОБРЫЙ.
Аня: Ребята, а какого человека мы можем назвать добрым?
Слайд 8
Какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо. (ответы детей)
Слайд 9
(Ребята работают и называют качества, например: Милосердие, Сострадание, Трудолюбие, Бескорыстие, Сочувствие, Благодарность, Уважение, Нежность, Скромность, Вежливость, Любовь, Доверие, Внимательность, Чуткость, Отзывчивость, щедрость, дружелюбие и т.д.)
Слайд 10
Алёна: Добропорядочность, добросердечность, добродушие, доброжелательность - это качества доброго человека.
Учитель: Следующий кирпичик нашего Дома Доброты – ДОБРЫЕ КАЧЕСТВА (прикрепляю к доске).
Аня: А Легко ли быть добрым, легко ли творить добро? ...
Видеоклип, который мы сейчас посмотрим, даст ответ нам на этот вопрос.
Слайд 11
Видеоклип - Твори добро
Аня: Итак, Ваши ответы: Легко ли быть добрым, легко ли творить добро? ...
Ответы .....
Слайд 12
Алёна:
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Слайд 13
Аня: Добрым и милосердным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.
Алёна: Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стареньких бабушек и дедушек, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Судить человека надо по его делам. Как гласит пословица “Добрые дела красят человека”.
Учитель: Следующий кирпичик нашего Дома Доброты – ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ (прикрепляю к доске).
Аня: Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Алёна:
- Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
- Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
Алёна:
- Защищайте девочек, маленьких детей.
- Не допускайте грубости.
Алёна:
- Старайтесь во всем помочь ближним.
- Будьте добрым и милосердным человеком!
Слайд 14-16
Алёна: Ученики нашей школы понимают и активно участвуют в благотворительных акциях. Вспомните и перечислите акции, в которых мы уже приняли участие в этом году? (Декада инвалидов, День пожилого человека, День сурка, Помоги птицам зимой и других).
Аня: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она,как волшебное лекарство, вылечит от многих болезней. Многие люди стремятся к добру и ненавидят зло. На всё хорошее, что для нас делается людьми, нужно отвечать добром. И мы с вами и впредь будем учиться быть добрыми.
Слайд 17
Алёна:
Дарите доброту,
Как только захотите!
Всем-всем, кто есть вокруг,
Всем доброту дарите!
Аня:
Заплакал вдруг малыш -
Достаньте с крыши мячик!
Вмешайтесь, если девочку
Обидел грубый мальчик!
Алёна:
Старушку, через улицу
Быстрей переведите...
Всем-всем, кто есть вокруг,
Всем доброту дарите!!!
Аня: Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте. А много ли Вы знаете пословицы о добре? (поднимите руки...)
Учитель: Сейчас мы это проверим, проведя игру “Найди пару”. Помогите мне восстановить слова из пословиц.
Слайд 18 – пословицы (дети зачитывают пословицы).
Молодцы, вы нашли свои пары.
Алёна: Из этих пословиц, мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
Учитель: Но часто мы забываем, как только одно слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:
Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.
Первый шаг к доброте - это доброе слово.
Учитель: Значит следующий кирпичик ДОБРЫЕ СЛОВА (прикрепляю к доске).
Аня: Давайте вспомним волшебные добрые слова, слова вежливости.
Мы немного поиграем в игру “Доскажи словечко”, а заодно и проверим, какие слова доброты и вежливости Вам знакомы. Итак, мы будем читать загадки-складки, а вы хором говорите ответ.
Алёна: Внимание!
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого ... (спасибо)
Аня:
Зеленеет старый пень,
Когда услышит .... (добрый день)
Алёна:
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь... (здравствуйте)
Аня:
Когда нас бранят за шалости,
Говорим простите...(пожалуйста)
Алёна:
Встретил Витю я – соседа...
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слово ... (извините)
Аня:
И во Франции и в Дании
На прощание говорят ... (до свидания)
Игру заканчивать пора.
И мы надеемся, что с ней
Вы стали и добрее и умей.
Слайд 19
Алёна:
– А ещё добрые слова называют волшебными. Как вы думаете, почему?.....
Тимур А.:
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть ещё таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “пожалуйста” –
Волшебные слова!
Саша С.:
Всюду, где нескромному
Укажут отворот,
Вежливый попросит
И вежливо пройдёт.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “пожалуйста” –
Волшебные слова!
Учитель: Слова Доброты и добрые качества человека - это лучи Солнца человеческой души.
Аня:
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад
Добреют взрослые и дети
И улыбнутся вам спешат.
Слайд 20
Учитель: В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Но главное - каких качеств больше, такой и человек. И слова, и дела должны быть добрыми.
Возьмите в руки бумажные сердечки .... и напишите на них доброе дело, которое Вы сможете сделать сегодня в классе, дома, на улице, в природе. А завтра поделитесь с нами Вашими добрыми делами.
(собирают сердечки и приклеивают Милена, Марина, Катя)
Ваши сердечки, как черепицы, и будут крышей нашего Доброго дома.
– Посмотрите, какой красивый дом у нас получился!
Хотели бы вы жить в доме Доброты?
Тогда, нужно пройти через АРКУ ДОБРОТЫ.
Слайд 21
Встаньте, пожалуйста, в “ручеёк добра”. У нас получилась арка. Любой из нас может сказать другому много добрых и хороших слов. А как приятно слушать добрые и хорошие слова! Сразу становишься от этого добрее. Сейчас я выберу кого-то одного и мы вместе войдём внутрь арки. В это время вы говорите нам и всем, кто проходит добрые слова и комплименты.
(Потом выстроиться в ряд около доски).
– Вот мы и в доме Доброты. Объявляю День рождения Дома Доброты. Как вы себя здесь ощущаете? (Высказывание детей)
Алёна: ЗАКОНЫ ДОМА ДОБРОТЫ ГЛАСЯТ!
Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Аня: Любите людей знакомых и не знакомых, не обижайте их.
Алёна: Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу.
Аня: Бойтесь обидеть человека.
Алёна: Умейте дарить людям радость!
Слайд 22
Учитель: Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!
Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!
Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
“В добрый час и в добрый путь!”
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
– Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим “спасибо”. Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово “спасибо” приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто его произносит. Не верите? Давайте проверим.
Но, к сожалению, иногда мы забываем или не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или сделает. Сейчас у Вас есть прекрасный шанс сказать спасибо своим одноклассникам, не забыть при этом сказать за что именно Вы благодарите его.
Слайд 23
Начните со слов: “Я хочу сказать “спасибо”...” (Высказывания желающих).
Учитель: Сегодня у нас на уроке добра присутствуют гости.
Давайте поблагодарим их за то, что они нашли время приехать к нам в гости и подарим им обереги Добра. (Дети дарят куклы-обереги, изготовленные своими руками, присутствующим гостям, садятся на свои места).
Слайд 24
Под Видеоклип “Доброта” (песня Фунтика)
Учитель: Все заняли свои места?
Слайд 25-26
А чья доброта помогает Вам в жизни? ........
...И мы им должны сказать Огромное спасибо!
Слайд 27
IV. Итог занятия. Рефлексия.
Учитель: Вот и подошло наше занятие к концу. Ребята, чему вы здесь научились?
– Что было интересного?
– Что вам особенно запомнилось?
Давайте еще раз уточним по отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту
(к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).
Слайд 28
Закончить нашу беседу мне хочется словами М. Горького:
“Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что все станет лучше.
Слайд 29
Все в жизни зависит от тебя самого, всё в твоих руках...” (к доске выходят ученики, читающие стихи)
Вывод: Только тогда, когда желание совершать добро перерастает в потребность, человек становится нравственно зрелой личностью.
Настя К.:
Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Катя Б.:
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.
Максим Ч.:
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.
Учитель: Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается. Пусть добро навсегда поселится в вашей душе. В память о сегодняшнем уроке я приготовила вам добрые смайлики. Пусть они добавят в ваши сердца капельку добра.
Слайд 30
Учитель:
– Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!
Слайд 31
(Под видеоклип “Дорогою добра”)