Задача современного образования состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении этих знаний в инструмент творческого освоения мира, поэтому оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т.д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, мы постарались создать условия для опытно-экспериментальной деятельности – мини-лабораторию в своей группе.
Цель работы мини-лаборатории – формирование у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а, в основном, в наглядно - образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментальной деятельности, создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делая выводы, умозаключения, самостоятельно овладевая представлением о том или ином явлении или объекте.
Мы стараемся построить свою работу таким образом, чтобы создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, первооткрывателем, а взрослый является его равноправным партнёром. Это позволяет ребёнку проявлять собственную экспериментальную активность.
Младший возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на сенсорное развитие в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. Мы создали сенсорные карточки для определения тактильных ощущений, подобрали картотеку игр-экспериментов, картотеку опытов для детей младшего возраста. В нашей мини-лаборатории было выделено место для выставки различных коллекций (семена, шишки, перья, камни, пуговицы т.д.). В оснащении нашей лаборатории, в организации этих выставок активное участие принимали родители.
В возрасте 3 лет дети ещё не могут оперировать знаниями, без опоры на наглядность, поэтому они стремятся установить все связи самостоятельно. В начале нашей работы мы брали темы простые и знакомые детям: песок, глина, вода (т. е. то, что дети могут встретить в знакомой окружающей обстановке). Затем понятия более сложные для детей: воздух, вода, свет, тень, магнит.
Основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться, любознательность детей. У нас появились персонажи, задающие вопросы, создающие проблемные ситуации, побуждающие детей начать игру - эксперимент. В группе младшего возраста этим персонажем стал у нас Мишутка.
Игры-эксперименты в младшей группе
Исследуя с малышами воду, нам удалось:
1. Подвести к пониманию, что вода - жидкость (умеет течь). “Ласковая водичка”, “Налей Мишутке воды”, “Играем с водой”
2. Познакомить со свойствами воды:
жидкость, не имеет формы, но может принимать ту, в которую попадает. Подвести детей к пониманию того, что она бесцветная и без запаха, но может изменять эти свойства. "Водяные стаканчики", "Красивое платье для водички", "Прятки", "Волшебники", "Игры с почемучкой", "Угадай, чем пахнет"
вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять вкус. "Вкусная водичка", "Угадай-ка", "Чай для мамы"
3.Выяснить, что происходит со снегом в тёплом помещении (растаял, превратился в воду). Подвести к пониманию того, что свойство воды - замерзать при низкой температуре. “Волшебники”, “Забавные снежинки”, “0свобождение бусинок из ледяного плена”, “Игрушки для лесных зверюшек”
4.Развивать мыслительные процессы детей, умение делать выводы: "отчего у меня так получилось"; совершенствовать умение действовать с предметами. “Весёлые путешественники”, “Морская регата” (бумажные кораблики)
Песок и глина.
Игры “Песочная страна”, “Где вода?”, “Песок и глина” помогли познакомить с такими свойствами, как сыпучесть, рыхлость, пластичность, по-разному впитывают воду
Магнит. Показать детям, что некоторые предметы помимо сенсорно воспринимаемых признаков имеют свойства, которые проявляются при их взаимодействии друг с другом - “Что притягивает магнит”
Свет. Подвести к пониманию, что источники света могут принадлежать и к природному, и к рукотворному миру - “Свет вокруг нас”, Когда это бывает”, “Солнечные зайчики”
Тень. Развивать мышление детей на основе наглядного материала, совершенствовать умение выделять существенные признаки предметов - “В гостях у сказки”, “Почему не получился спектакль”
Средний возраст.
На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности создают благоприятные условия для обогащения опыта детей. В отличие от младших дошкольников, дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении окружающей действительности. Они высказывают свои суждения, пытаясь объяснить интересующие их явления.
Опыты, проведенные детьми среднего возраста, становятся более сложными по содержанию. Дети средней группы уже могут фиксировать результаты проведенных опытов в рабочих листах
Игры-эксперименты | Задачи | Материалы |
Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении | Ширма с 3 отверстиями (для рук и носа), газета, молоток, колокольчик, камни, погремушки, свисток, говорящая кукла; чеснок, апельсиновая цедра в футлярах от киндер-сюрпризов с отверстиями; поролон с духами, лимон, сахар |
Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета | Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон |
Прозрачная вода | Выявить свойства воды : прозрачная, без запаха, льется, имеет вес | Две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки |
Мыльные пузыри | Познакомить детей со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку | Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки. Стаканчики, вода, ложки, поднос |
Воздух повсюду | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость | Воздушные шарики, таз с водой, пустые пластиковые бутылки, листы бумаги |
Каждому камешку свой домик | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования их в игровой деятельности | Различные камни, 4 коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки - схемы, дорожка из камешков |
Можно ли менять форму камня и глины | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, нельзя разделить на части) | Дощечки для лепки, глина, камни, модель обследования предмета |
Свет повсюду | Показать значение света. Помочь выяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) и искусственные, изготовленные людьми (лампа, фонарь, свеча) | Презентация с изображениями событий, происходящих в разное время суток, с различными источниками света. Настольная лампа, фонарик, свеча, сундучок с прорезью, несколько предметов, которые света не дают |
Свет и тень | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы | Оборудование для теневого театра, фонарь |
Замерзшая вода | Помочь выявить свойства льда: твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды | Кусочки льда, холодная вода, миски, картинки с изображением айсбергов |
Таинственные картинки | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если на них посмотреть через цветные стекла | Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши |
Все увидим, все узнаем | Познакомить детей с прибором- помощником - лупой и ее назначением | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки. Семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и др. предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши |
Ловись, рыбка, мала и велика | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы | Магнитная игра “Рыбалка”, магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой |
Фокусы с магнитами | Выявить предметы, взаимодействующие с магнитом | Магниты, фигурки, вырезанные из бумаги с прикрепленными скрепками, различные предметы (на некоторых прикреплены металлические стержни или иголки) |
Солнечные зайчики | Помочь понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) | Зеркала |
Цветной песок | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом), научить пользоваться теркой | Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, терки, миски, палочки, небольшие банки с крышками. |
Старший возраст
Дети старшего дошкольного возраста уже самостоятельно проводят многие опыты, опираясь на схемы, образцы. Здесь в полной мере проявляется любознательность, самостоятельность ребёнка, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и анализировать.
План работы в детской лаборатории с детьми старшего возраста |
||||
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
октябрь | Какая бывает вода? | Вода-растворитель. Очищение воды | Сила тяготения | Упрямые предметы |
ноябрь | Волшебны стеклышки | Почему предметы движутся? | Хитрости инерции | Что такое масса? |
декабрь | Воздух | Солнце дарит нам тепло и свет | Почему дует ветер? | Почему не тонут корабли? |
январь | ______ | Путешествие Капельки | Чем можно измерить длину? | Всё обо всём |
февраль | Твердая вода. Почему не тонут айсберги? | Откуда взялись острова? | Как происходит извержение вулкана? | Как появляются горы? |
март | Испытание магнита | О"дрожалке" и "пищалке" | Как сделать звук громче? | Почему поет пластинка? |
апрель | Как образуются метеоритные кратеры? | Почему в космос летают на ракете? | Секретные записки. | Что такое молния? |
май | Почему горит фонарик? | Электрический театр | Радуга на небе. | 3абавные фокусы |
Наблюдая за детьми своей группы, мы заметили, что они стали активнее и любознательнее, у них появился устойчивый интерес к самостоятельной поисковой деятельности в нашей мини - лаборатории. Дети выдвигают свои гипотезы, с удовольствием экспериментируют, делают выводы и умозаключения, фиксируют результаты наблюдений и опытов.
Занятие в мини-лаборатории с использованием презентации “Вода-растворитель. Очищение воды”Цель: Выявление веществ, которые растворяются в воде, загрязняют воду. Знакомство со способом очистки воды - фильтрованием.
Материалы: Сосуды разного размера и формы; вода, различные вещества ( стиральный порошок, песок, мука, сахар, соль, растительное масло, шампунь, краски, варенье и др.), палочки, ложки, бумага, воронки, фильтры бумажные.
Последовательность действий:
2 слайд. Появляется Мудрый Совенок: “Здравствуй, дружок! Вот и снова мы встретились в нашей научной лаборатории. О чём сегодня пойдет речь? Об этом ты узнаешь, разгадав кроссворд. Отгадывай загадки, вставляй в клеточки первые буквы слов-отгадок и прочитай слово”
3-4 слайд. Н. Шемякина “Он летит издалека,
Гонит в небе облака, Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане. Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете Очень разный дует ...
(Ветер)”
В кроссворд вписывается первая буква “В”
5-6 слайд
“Пушистая лошадка, А может бегемот, А может просто ватка Над нами вдаль плывет”. (Облако). Вписывается буква “О”
7-8 слайд “Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет” (Дождь). Вписывается буква “Д”
9-10 слайд Л. Курзаева
“На столе стеклянный дом.
В нём живёт усатый сом,
Золотые рыбки
И серые улитки”.
(Аквариум)”.
Вписывается буква “А”.
Дети читают получившееся слово “вода”
11 слайд. Вода на планете. “Наша планета Земля на 3/4 покрыта водой (это реки, моря, океаны)”.
12 слайд. Всем нужна вода. Рыбы и морские животные. Растения. И человек. Все живое, что есть на нашей планете, не может жить без воды.
13 слайд. Но люди загрязняют воду. Заводы сливают в реки грязную воду. Часто люди, отдохнув на берегу реки, оставляют там мусор. В Тихом океане даже образовался целый остров, состоящий из мусора.
14 слайд.
Опыт 1. “Что растворяется в воде?”. Дети добавляют в чистую воду различные материалы и вещества. Заносят в таблицу свои наблюдения.
Перед работой вспомнить правила безопасности: нельзя пробовать вещества на вкус - есть опасность отравиться, нюхать нужно осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, т.к. вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути .
15 слайд. Во многих местах нашей планеты чистой воды уже не осталось
16 слайд. “Для того, чтобы сделать воду пригодной для питья, нужно ее очистить. Для этого люди создали фильтры. Грязная вода проходит по трубе, на ее пути устроены преграды, задерживающие грязь. Существуют фильтры походные, бытовые ( у многих есть такие фильтры дома) и промышленные, которые очищают воду для целых городов”
17 слайд.
Опыт2. “Можем ли мы теперь очистить воду от разных веществ? Как это сделать?”
Используя схему, провести опыт по очищению воды, занести результаты в таблицу.
Масло отфильтровалось быстро, потому что оно в воде не растворилось, на фильтре хорошо видны следы масла. Практически не удалось отфильтровать вещества, которые хорошо растворились (сахар, чай и др.). Сделать вывод: чем лучше растворяется вещество в воде, тем труднее его отфильтровать.
18 слайд. “Что нового сегодня узнали?”
Подведение итогов.
Занятие в мини-лаборатории с использованием презентации “Волшебные стеклышки”Цель: Знакомство детей с приборами для наблюдения – лупой, микроскопом, подзорной трубой, биноклем, телескопом, их устройством и назначением, историей их создания.
Материалы: лупы, микроскопы, конструктор “Юный оптик”, схема сборки микроскопа, мелкие семена фруктов, овощей, листья растений, кора деревьев, стекла с различными микропрепаратами (луковая шелуха, крылышки стрекозы, капли воды и др. - готовые из комплекта или приготовленные воспитателем), презентация.
Последовательность действий:
2 слайд. Появляется Мудрый Совенок: “Здравствуй, дружок! Вот и снова мы встретились в нашей научной лаборатории. Разгадай ребус и узнаешь, что я сегодня для тебя приготовил”.
3-4 слайд. Ребус “лупа”. “Что такое “лупа”? Для чего она нужна?” – варианты ответов детей.
5 слайд
“Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе, лучше, чем видно глазом. Стекло люди научились делать тысячи лет назад. Но даже у стекольных дел мастеров стекла вначале получались мутноватыми. И они заменяли стекло камнем – горным хрусталем. Они шлифовали их вручную. Получалось круглое стеклышко – линза. Позднее люди научились делать линзы из стекла. Сначала появилась лупа. С помощью лупы ученые увидели то, чего раньше не могли разглядеть”
6 слайд “Что можно рассмотреть в лупу?”
(строение цветка, ножки, усики, глазки насекомых и др.)
7 слайд
Задание 1. “Посмотрите в лупу на различные предметы и зарисуйте, что вы увидели через увеличительное стекло”.
Дети рассматривают в лупу кору деревьев, листья, мелкие предметы, зарисовывают их
8 слайд “Позже появился микроскоп.
Мы рассматривали в лупу предметы, и маленькое становилось большим. В лупе только одно волшебное стеклышко - линза, а если взять 2-3 таких стеклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они сделают большим, видимым”.
9 слайд. “Что можно увидеть в микроскоп?”
Увеличение во много раз больше, чем у лупы. Можно рассмотреть из каких частей состоит капелька крови, что чешуйки лука состоят из клеток, в более сильные микроскопы можно рассмотреть бактерии.
10 слайд.
Задание 2. “Используя схему, соберите из конструктора микроскоп”.
Дети рассматривают строение микроскопа, собирают микроскоп из конструктора “Юный оптик”. Воспитатель помогает.
11 слайд.
Задание 3. “Посмотрите в микроскопы на приготовленные стеклышки. Зарисуйте, что вы увидели”.
Можно воспользоваться готовыми микропрепаратами, которые есть в продаже (они входят в комплектацию микроскопа - крыло стрекозы, глаз мухи, мед, перо, шелуха чеснока и др.). Можно рассмотреть каплю воды.
Дети рассматривают и зарисовывают.
12-15 слайды. “Где еще применяются такие же волшебные стеклышки?”
(Подзорная труба, бинокль, телескоп). Дети высказывают свои предположения о назначении этих предметов.
16 слайд. “Что нового сегодня узнали?”
Подведение итогов.