Как известно, дошкольное учреждение является “организующим центром” и влияет на семейное воспитание. Основная позиция педагогов строится на принципе сотрудничества.
“Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи в деле самообразования,
вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к работе".
Н.К. Крупская.
Предполагаемые формы работы
I ИНФОМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКИЕ |
Цель: | Практический материал |
Выявление интересов и запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. | Вопросники о составе семьи и об
интересах ребёнка (начало года). Наблюдения за характером отношений и особенностей поведения в момент расставания и встречи с родителями. Анкета “Темперамент ребёнка”. Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуальности каждого ребёнка (ежегодно). Анкета№2 “Трудности в семейном воспитание"[ с.49] и Анкета№3 “Мы сотрудничаем” [с.51] из книги О.А. Зверева, Т.В. Кротова “Общение педагога с родителями в ДОУ” М.2005г. Анкета “Приятно познакомиться с Петербуржцем” (авторская Гаврилова А.А., см. в приложение). Информационные кармашки для педагогов: пожелания и критика родителей, перспектива совместной деятельности. |
|
II ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИНФОРМАЦИОНННЫЕ |
Ознакомление родителей с работой по развитию интеллектуальных способностей у детей через формирование чувства “влюблённости” в родной город, воспитание истинного петербуржца. |
Материалы на стендах: “Что происходит в ДУ” (стандартная информация о режимах, об образование дошкольника, меню и т.п.). “Несколько советов для родителей” актуальных на данный момент. “Блок информации о воспитание в семье”. “Мы все такие разные” о темпераменте. “Эмоциональное развитие детей”. “Наказание или поощрение”. “Правила воспитания” (см. приложение). “Родительские установки”. Плакаты: Фото сессия “Петербургская семья” для знакомства с семьями и приоритетом семьи (семейный девиз), созданные родителями вместе детьми. Объявления о фото сессиях – “Прогулка с мамой папой по городу” (осенью, зимой, весной), затем создание плакатов с фото для рассматривания вместе с детьми “Где я был?” - развитие коммуникативных качеств. Алгоритмы прогулок для дошкольного возраста (см. приложение) Привлечение родителей к знакомству с результатами видов деятельности и творчества – это создание выставки детских работ “Петербургская галерея”, где представлены проектные работы воспитателей с детьми, родителей с детьми. Создать “Устный журнал” для обмена информации о городе, учитывая интересы детей и взрослых: педагог вкладывает Анонсы о городе, родители повествуют о деятельности с ребёнком “Что мы узнали нового о городе”. Практикум – семинар “Возрастные возможности детей и как с пользой для ума занять ребёнка дома” (в начале года). Просмотр видеозаписей “Совместная деятельность педагога с детьми по развитию представлений о городе” или открытый просмотр деятельности педагога с детьми родителями. Дискуссия о правах детей. Домашние задания для совместной деятельности с детьми: “Создаём Петербург руками” - дом, в котором я живу из бросового материала, Петербургские фонари - рисуем ребром детской ладони столб, остальные детали дорисовывают родители (2 листа для рисунка, чтоб на другом листе мог дорисовывать ребёнок) и т.д. “Семейное древо” со старшими дошкольниками. Составление рассказов о городе, о семейных традициях и создание книжки – малышки. Демонстрация книг, журналов о Петербурге – рекомендации для совместного чтения. Наглядность для представления родителям “Маршрут экскурсии”, созданный детьми и воспитателем схема – рисунок. |
III ДОСУГОВЫЕ ФОРМЫ |
Установление доверительных отношений
между педагогами, родителями, детьми и показать методы и приёмы взаимодействия. |
Совместные праздники “Осенняя
прогулка по Петербургу”, “День рождение
города”, “Петербургский бал – выпуск в школу”
(родители не только зрители, но и актёры). КВН, викторины с родителями и детьми 2 старших групп. Совместные просмотры презентаций “Город наш красив всегда” и рекомендации ссылок для просмотра вместе с детьми дома. Демонстрация мимио проектов. Педагогический брифинг “Петербург в ладошках” научить родителей создавать образ города отпечатками ладоней. Круглый стол - обсуждение и составление сценария праздника “День рождение города”. Игровые тренинги: “Строим город вместе” использовать крупный строитель, бросовый материал, можно счётные палочки и т.п. “Что бы это значило?” - родители рассказывают, что они видят на детском рисунке, а ребёнок высказывает своё мнение. “Моё эхо” - говорит воспитатель, родитель, дети. Проговариваем чистоговорки о городе из книги Е.А. Никонова “Первые прогулки по Петербургу”[c.42-45]. Для младшего дошкольника из интернет ресурсов логопедические распевки. “Родители тоже были когда – то детьми” - предложить детям завязать бантики мамам, папам прикрепить значки. Родители рассказывают детям о любимых книгах, стихах, загадках, играют все вместе в подвижную игру из детства. (можно петь и даже танцевать). “Описательный рассказ мамы или папы об архитектурном объекте” - дети узнают по описанию или выбирают картинку. “Рисуем город вместе”, на большом листе бумаги или рулоне обоев, или на асфальте изображают объекты. “Поэтический Петербург” - какая команда быстрей запомнит стихотворение по мнемотаблице. Тренинг коммуникативных умений: “Назови ласково своего ребёнка” - передавая перо ангела. “Узнай папу, маму с завязанными газами, по голосу”. “Комплименты городу”. “Петербургская азбука” - передаётся буква, а при команде стоп называется слово, имеющее отношение к городу. “Унисон” - начать слово, продолжает другой. Н: фон—тан; фон—танка; ад—мирал; ад—миралтейство и др. “Болезни города”- передаём чёрную тучку, называем то, что вредит городу. “Мы доктора для города” - передавать красный крест кому хочешь, называя как можно помочь городу. “Островок счастья” - совместное участие в благоустройстве детских площадок: украшение к праздникам, участие в субботниках. Предложить родителям создать вместе с детьми дома: “Петербургский мини музей” “Петербургский словарик” “Петербургскую библиотеку” “Карта – схема города для отметки мест города, где я был” Приобретать познавательно – развлекательные игры, книги петербургской тематике, создавать коллекции символов города. Обязательно играть с детьми в игры – эксперименты “Невская вода”, “Я такой один, одна”- сравнить отпечатки ладошек каждого члена семьи, “Моя тень”, “Солнечный зайчик расскажи обо мне” и др. “Петербургский этикет” - проговаривать слова или создать записную книжку при обучение ребёнка чтению. |
Приложение:
Анкета для родителей “Приятно познакомиться с Петербуржцем”
Ф.И.О. |
Домашний адрес |
Как давно в городе живёт Ваша семья: |
Каким должен быть Петербуржец, по Вашему мнению (личностные качества) |
Самое любимое место в городе взрослого и ребёнка, почему? |
Как часто Вы любуетесь достопримечательностями города? |
Читаете ли Вы информацию об истории родном городе? |
Любимая лирика о городе: |
Сообщите самую значимую для Вас информацию о Петербурге: |
Какую историческую справку Вы бы хотели узнать о городе: |
Какая атрибутика есть у Вас дома, рассказывающая о родном городе (альбомы, картины, статуэтки, развивающие игры ит.д.) |
Семейные традиции вашего дома: |
Рекомендации для родителей: “Целевые прогулки с детьми”
I система познания
“Улица, где находится мой дом и ДУ”.
Для старшего дошкольного возраста:
Назвать улицу, по которой будет совершаться прогулка.
Объяснить детям:
- почему так названа улица (см. энциклопедию)
- как узнать номер дома, в котором живёшь (чётная или нечётная сторона)
- как узнать свой дом среди других без номера, рассмотреть окна, балконы, двери,
- карнизы, посадки у дома (дать возможность поразмышлять самому ребёнку)
- для чего нужны домам номера.
Обратить внимание на чистоту улицы. Объяснить, как можно сохранить чистоту, а самое главное быть самим примером культурного поведения.
- Выучить правило – переходить и передвигать по улицам, держась правой стороны.
- Назвать Ваш полный адрес и выучить с ребёнком.
- После прогулки составить рассказ с ребёнком “Моя улица”, нарисовать свой дом и т.п.
“Ближайшая площадь” Н.: площадь Мужества”
- Начать прогулку с проспекта Непокорённых (топонимика)
- Рассказать детям, что проспект - это длинная улица с многорядным и многолюдным движениями.
- Рассказать, как называется площадь, чем она красива (особенности построек, фасада, движение транспорта, топонимика).
- Обратить внимание: сколько проспектов соединяет площадь? 4 проспекта, 2 улице.
- Поразмышлять “Что было бы, если не было площади? Пояснить, что площадь не только украшают город, но и облегчает транспортное движение, скорость передвижение людей.
- Полюбоваться “бегущем” транспортом, проговорить наземный транспорт, грузовой, пассажирский. Уточнить правила движения и перехода площади.
“Ближайший парк” Н.: “Сосновка”. (и для младшего дошкольника).
- Наметить маршрут поездке.
- Погулять и поиграть с ребёнком в спортивные игры Н.: “Я тебя догоню”, “Кто дальше бросит еловую (сосновую) шишку и др.
- Полюбоваться природой, высотой деревьев, сравнить и определить молодое или старое дерево, что в парке много дорожек и площадок для детей.
- Рассказать детям, что парки - это “лёгкие города”, что растения очищают воздух, помогают нам. А птицы “доктора” помогают растениям. Городские жителя должны бережно относиться к окружающему миру.
- Поразмышлять, как появились парки в городе.
II система познания “Центр города”.
Алгоритм знаний об ансамблях города:
- Постановка цели – Что увидим?
- Рассказать о месте нахождения, каким транспортом будете добираться.
- Рассмотреть внешний облик объекта (красота, сочетание цвета, формы, украшения),
- Что окружает – ландшафт.
- Рассказать для чего построен объект, о событиях, о людях, символ города.
Алгоритм знаний о скульптурах города:
- Разъяснить понятие “скульптура” - живая сцена в мраморе или из другого материала.
- Название скульптуры и фамилия скульптора.
- Аллегория – о чём рассказывает объект.
- Философское значение – зачем создана скульптура.
III система познания: (формирование понятийного и активного словаря детей).
Гуляя с детьми по городу рассказать – Что такое город?
Уникальный город:
- большой, многолюдный город, многонациональный – развитие чувства толерантности, “культурная столица”.
- находится на реке Неве.
- один из самых молодых городов России, имеет дату рождения 27 мая 1703 г.
- несколько имён: Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт – Петербург.
- у города есть ровесник – домик Петра I.
Город горожан:
- обратить внимание на различные виды транспорта: есть метро, аэропорт, вокзалы.
- многоэтажные дома.
- широкие, длинные улицы, старые, новые проспекты, площади.
- спортивные комплексы, школы, кружки для детей.
Зелёные город:
- много садов, парков, скверов, цветочных клумб.
Город искусств:
- много музеев, библиотек, театров, концертных залов, филармония, цирк.
Город труженик
- много заводов, фабрик, магазинов, больниц, поликлиник и т.д. Рассказать о профессиях родителей, работников дошкольного учреждения.
Город островов – Северная Венеция.
- много рек, каналов, мостов.
Город – музей под открытом небом
- много исторических памятников, зданий.
Город – герой.
- памятные места Великой Отечественной войны.
Город – порт.
- географическое положение
- основатель города царь Пётр I – плотник, мореплаватель.
После прогулок обязательно вспомнить с детьми “Что я видел?”. Продумать творческое задание: нарисовать, создать объект из бросового материала, читать стихи о городе, придумывать рифмы, можно пользоваться интернет ресурсами – обводки, раскраски и т.д. Приветствуется Ваше творчество.
Для младшего дошкольного возраста.
Например, объявление для родителей:
Уважаемые, родители! Примите участие в фото сессии “Прогулка с мамой папой по осеннему Петербургу”.
Алгоритм прогулки:
“Улица, на которой я живу”
Расскажите детям: “ Что такое улица?” (дорога, где стоят дома с одной и другой стороны, по которой ходят пешеходы и ездят машины). Понаблюдайте, поговорите о движущем транспорте.
- Какие дома есть на улице (старинные или современные)
Расскажите, что кроме жилых домов есть промышленные дома (магазины, почта, поликлиника, детский сад и т.д.) Чем они отличаются? (огромные витрины, стеклянные двери и т.д.)
Определите, где стоит ваш дом – в середине, в начале, или в конце улице. Полюбуйтесь домом, сосчитайте этажи, какого цвета, чем украшен дом. Найдите указатель, на котором написан адрес, объясните ребёнку для чего нужен указатель и знать свой адрес.
Обратите внимание:
- на дворик возле дома
- на окружающую природу – уточнить понятие “куст”, “дерево”. Поиграйте в игру с “Какого дерева листок?”
- на чистоту улицы, вспомните, как можно помочь городу быть чистым.
Поиграйте в игру “Взрослый говорит: “отведи меня домой”.
Вернувшись, с прогулки по городу можно из конструктора создать свой дом и постепенно учите домашний адрес.
P.S. Принести в ДУ рисунок “Мой дом”, где есть указатель с домашним адресом.
Можно сконструировать дом из обувной коробки или из любого бросового материала. Принести фото прогулки.
Приветствуется Ваше творчество!
Уважаемые родители! Приметите участие в фото сессии
“Прогулка с мамой и папой по осеннему Петербургу”.
Цель: показать уникальность города “Там, у Невы наш первый сад”.
“Что такое Летний сад?
Это кружева оград.
Летний дом царя Петра,
Дивных статуй череда.
Перед входом чудо – ваза…
В. Блейко
Покажите детям чудеса этого уголка города, которые начинаются с нарядного входа
- Скульптуры – статуи, которые хранят необычные истории, мир легенд и сказок (см. энциклопедию).
- Постойте у памятника И. А. Крылова – скульптор П. Клод.
- Рассмотрите дом Петра I.
Пройдитесь вдоль реки Фонтанки,
Лебяжьей канавке
По Лебяжьей канавке
По небесной синеве,
Тихо вёсла поднимая, лодка движется к Неве.
P.S. Принести фото – “любимый уголок сада”.
Можно нарисовать план парка, нарисовать пейзаж парка, составить рассказ о скульптуре и т.д. Создавайте коллекцию “Символы города”. Приветствуется Ваше творчество!!!
Уважаемые, родители! Примите участие в фото сессии
“Прогулка с мамой и папой – Зимний Петербург”
Цель: показать и рассказать какой, огромный, многолюдный, старый красивый город, главную площадь и главный проспект.
Алгоритм прогулки:
- городской наземный транспорт и подземный транспорт (легковые, грузовые автомашины, пассажирский транспорт). Правила дорожного движения (улицу переходить, держась правой стороны).
- главная площадь:
Как называется? Почему?
Достопримечательности площади: Зимний дворец – Эрмитаж, Александрийский столп, арка Главного штаба.
Обратите внимание на её пространство – круглая, поэтому называется площадь.
Поиграйте и полюбуйтесь самой главной ёлкой в городе.
- главная улица – Невский проспект.
Дома разного назначения (магазины, театры, соборы)
Обратите внимание на архитектуру “Старинный город”. Наши дома – современники.
Аничков мост через реку Фонтанку.
Примечание: Невский проспект пересекает 3 водные артерии: река Фонтанка (Аничков мост), канал Грибоедова (Казанский мост), река Мойка (Народный мост). Проспект возник в 17010 году как две дороги в болотистом лесу.
P.S. Принесите фото; обязательно поговорите с ребёнком: “Что я видел? ”, нарисуйте праздничную ёлку или то, что понравилось Вашему ребёнку.
Приветствуется Ваше творчество!
Уважаемые, родители!
Примите участие в фото сессии
“Прогулка с мамой и папой по весеннему Петербургу”.
Цель: показать уникальность нашего города “Город – Северная Венеция” (находится на островах, их 42).
Адмиралтейская набережная “Горделивые львы” - стражники нашего города. - “ Будь осторожен уводы, чтоб не случилось беды”
Объясните детям: Что такое набережная?
Почему так называется?
Покажите скульптуру “Царь Пётр I – плотник”.
Рассмотрите здание Адмиралтейство, объясните назначение здания.
Полюбуйтесь с набережной видом Васильевского острова и рекой Невой, покажите мосты.
P.S. Принесите фотографии, поговорите с ребёнком: “Что ему понравилось на прогулке?”
Слепите вместе с детьми льва, используя любой материал, или создайте силуэт.
Приветствуется Ваше творчество!