Достоинство игровых методов и приемов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
В свое время Е.А.Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в учебный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и оказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний и порицаний.
Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения. Первая функция- совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, но и трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваиваю новые знания и умения разного содержания.
В качестве игрового момента используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для обогащения представлений о декоративно-прикладном искусстве - игры “Выставка”, “Магазин сувениров”, “Путешествие в прошлое”. Иногда целесообразно использовать в обучении такой компонент игры, как роль. Бабушка Загадушка загадывает загадки, Человек Рассеянный, как всегда все путает, а дети его исправляют. Роль может исполнять и игрушка. Например, Петрушка просит детей научить его вежливым словам, правилам поведения.
Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель “превратился” в лисичку со скалочкой, и от ее лица рассказывает о своих “приключениях”, вдруг раздался стук в дверь, и вошел Винни-Пуха).
На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.
К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации (“Покажем мишке наши игрушки”; “Научим Петрушку мыть руки”; “Поможем Зайчику разложить картинки”).
Как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по-новому.
В этом игра во многом похожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, изобразительной деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт дает педагогу возможность воедино игру с изобразительной деятельностью. Речь идет об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества.
В распорядок дня детского сада включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные. И если их связать с изобразительным творчеством, деятельность эта для ребенка станет более интересной, привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик. Вот почему педагог должен заранее продумать, какие игровые приемы он может применить на занятиях во всех возрастных группах для создания творческой ситуации.
Так, по его предложению одни дети могут изображать художников, рисующих за мольбертом, другие - народных мастеров, расписывающих посуду, игрушки, одежду и т.п. Такой прием дает положительные результаты. Необычная атмосфера создает радостное настроение, повышает интерес к занятию, способствует тому, что дети более эффективно овладевают изобразительными навыками и умениями.
Игровые проявления способствуют созданию художественно- выразительного образа, обогащают содержание рисунка (аппликации, лепки). Они могут органически включаться в творческий процесс или завершать художественную деятельность.
Совпадение игровых и изобразительных действий характерно для изобразительной деятельности.
Игровые действия должны быть разнообразны по содержанию. При использовании на занятиях по изобразительной деятельности игровых персонажей воспитатель должен ориентироваться на особенности поведения людей, животных, при использовании игрушек, изображающих неодушевленные предметы, исходить из особенности их применения в реальной жизни. Педагог обращает внимание на сущность и взаимосвязь отражаемых явлений, событий, что очень важно для быстрого придумывания игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для смысловых импровизаций во время занятий. Этого требует непредвиденное порой развитие рисунка, неожиданный результат детской работы.
Малыши ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: “Ну, Димочка, подсыпь снежку, а то даже на санках покататься негде”. Удивленный и обрадованный “ожившему рисунку малыш не только подсыпал снега, но и нарисовал дорожку, горку и метель.
Необходимо, чтобы педагог эмоционально, заинтересованно реагировал на изображаемую ситуацию, проявляя разнообразные чувства: удивление, печаль, радость, восхищение. При этом следует помнить о чувстве меры в проявлении эмоций, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот.
В младшей и средней группе целесообразно использовать два игровых приема:
- обыгрывание предметов, игрушек, картин и др.;
- обыгрывание изображения (рисунка, лепки, аппликации), выполненного или незаконченного.
Если обыгрывается незаконченный рисунок, то изобразительные действия тесно переплетаются с игровыми, а иногда совпадают. Создаваемый рисунок (аппликация, лепка), как бы включается в игровой сюжет, изобразительные действия при этом мыслятся как игровые. В результате предметное изображение усложняется, обогащается деталями. Например, ребенок, рисуя, надевает девочке шапочку, варежки и т.д.
В том случае, если выполняется сюжетный рисунок, то его замысел передается в основном изобразительно-игровыми действиями (дети, рисуя на тему “Парк”, сажают деревья, цветы, прокладывают дорожки; в парке растет трава, сюда прилетают птицы).
Игровые приемы применяются в течение всего занятия. Вначале следует предложить детям игровой мотив деятельности. При этом условии они легко принимают, а нередко и сами ставят изобразительную задачу. Например, инсценируется ситуация: мама-курица разыскивает разбежавшихся цыплят, боясь как бы не унес их ястреб. Воспитатель вызывает у детей сочувствие, сопереживание горю персонажа. После этого ребята с интересом реализуют поставленную задачу: помочь маме-курице найти разбежавшихся цыплят (нарисовать их на зеленой “полянке”).
Другой прием- “участие” в занятии какой-либо куклы. Дети, несомненно, живо и заинтересованно воспримут предложение взрослого нарисовать, вырезать и наклеить веселого Петрушку, если к ним обращается кукла.
Есть и третий прием: воспитанников младшей группы можно заинтересовать ситуацией со зверями (с лисенком, зайкой, бельчонком), которые собрались в гости к куклам, а вот ехать не на чем. Педагог предлагает нарисовать вагончики синего, красного, желтого, зеленого цвета; затем выставляет их рядами на доске за соответствующим по цвету паровозом (нарисован заранее), быстро “рассаживает” в вагончики (приклеивает на окошки мордочки зверюшек) животных. Ситуаций подобного рода множество.
Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. И это понятно: ведь вся группа объединена общей целью, единым положительным отношением к деятельности, результаты которой компонуются в общую композицию. Кроме того, в совместной работе каждый ребенок выполняет посильное для себя изображение.
При объяснении учебного задания можно использовать обыгрывание выполняемого изображения. Частичный показ способа рисования дерева воспитатель изображает словами: “Растет дерево,…толстая веточка выросла, а вот еще тонкие веточки будут расти. Подскажите, как я должна держать кисть, чтобы выросла тоненькая веточка? и т.д.
Такое обыгрывание незаконченного действия широко используется педагогом при самостоятельном выполнении детьми рисунков в процессе занятия. Например, рисование на тему: “Расцвели цветы на поляне” педагог сопровождает словами: “Солнышко греет ласково, распустился один лепесток, другой. А этот лепесток меньше других, наверное, его солнышко мало грело. Пусть и он подрастет, сделай его побольше. Вот какой замечательный цветок расцвел. Кажется, он пахнет как живой”.
Прием обыгрывания готового изображения целесообразно применять в конце занятия, при анализе и оценке детских работ. При этом дети чувствуют выразительность образа, осмысливают способы изображения, понимают слабости и достоинства своей работы и работ других детей.
Под воздействием игровых приемов дети приобретают способность “вживаться в образ, “входить” в изображаемые обстоятельства.
Создавая тот или иной образ, дети проникаются к нему любовью. Это проявляется в их репликах во время рисования (лепки, аппликации), в поиске выразительных средств. Они стремятся сделать “подарок образу”.
Важное место в жизни ребенка как средство обогащения и развития занимает сюжетно-ролевая игра. Отсюда понятно, какое значение имеет связь изобразительной деятельности с этим видом игры. Связь эта может выражаться в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в аппликациях, рисунках, лепке. Например, это лепка из пластилина “угощения” для кукол (баранки, конфеты, печенье) или “продуктов” для игры в магазин (фрукты, овощи, ягоды, сладости).
Следует подчеркнуть: изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, нежели просто рисовать, вырезать или наклеивать что-то. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность положительными эмоциями; своим рисунков, лепкой, аппликацией ребенок рассказывает о том, во что и как он играл. Задача педагога в этой связи - помочь своему воспитаннику вспомнить те игровые эпизоды, которые наиболее интересны, и которые он может передать. Известно, содержание игр определяется впечатлениями, полученными из разных источников. Чем богаче впечатления, тем богаче они отражаются в творчестве. Игра побуждает фантазию, рождает новые образы.
Итак, изобразительную деятельность и игру дошкольников связывает воображаемая ситуация. Воспитатель широко использует игровые приемы, с помощью которых у детей формируется замысел, развиваются воображение, самостоятельность при выборе способов работы и, самое главное, проявляется творчество.
Их деятельность становится мотивированной.
В младше - среднем дошкольном возрасте основное место занимает игра с изображением персонажей на рисунке, в лепке. Действия при этом носят активный характер, так как для ребенка образ становится “живым”. Педагогические приемы должны поддерживать стремление детей к реальному действию, развивать их фантазию, активный словарь.
Таким образом, умелое руководство со стороны педагога изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста и целесообразное использование игровых приемов в процессе занятий с учетом возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и желаний формирует способность дошкольников к углубленному познанию и обобщенному отражению окружающей действительности, развивает творческие способности, инициативу и самостоятельность, воспитывает интерес к художественно-творческой деятельности.