Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использования новых знаний;
- развитие умения формулировать свои выводы, подтверждать своё мнение историческими фактами;
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
- формирование умения извлекать информацию из различных источников;
- способствовать развитию памяти, внимания, связно излагать свои мысли, слушать друг друга
- познакомить с основными событиями, названиями, именами (Москва, Иван Калита, Юрий Долгорукий);
- Воспитывающая цель:
- воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны;
- воспитание чувства гордости за свою страну.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текста; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Предметные:
- Уметь анализировать ленту времени и читать по ней даты.
- Знать основные события, имена князей, располагать на ленте времени периоды их правления.
Материал: учебник "Окружающий мир" О. Н. Федотова 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. Рисунки древней Москвы.
Оборудование:
- учебники по окружающий миру 1 часть
- инструменты (лупа, рамка);
- тетрадь для самостоятельной работы;
- цветные карандаши;
- карта;
- Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация.
– Здравствуйте, ребята! Посмотрите. Всё ли у вас готово к уроку? К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь. Садитесь на свои места. Слайд 1
2. Актуализация.
1. Проверка домашнего задания.
– Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить ваше домашнее задание. Что было задано?
(2 ученика показали нарисованный ими план Невской битвы.)
( 1 ученик рассказал, где происходило Ледовое побоище.)
– Какому русскому полководцу принадлежат слова:
“Кто с мечом к нам придет, от меча погибнет!”? (Александру Невскому)
– Как назывался боевой строй немецких рыцарей в 13 веке? (“свиньёй”) Слайд 2-3
3. Создание проблемной ситуации.
Работа по учебнику (по пиктограмме) Высказывание своих предположений.
– Когда была основана Москва?
– Именем какого князя связывает история основания города?
– По какой причине основатель города Москвы заинтересовался его месторасположением?
Слайд 4
4.Выявление места и причины затруднения.
– Можете ли вы назвать князей?
– В какое княжество входила Москва при князе Юрии Долгоруком? Что вы знаете о князе?
5. Постановка темы и целей урока.
Давайте определим тему урока. Слайд 5
– Какие цели поставим?
– А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться? Что узнаем?
6. Построение проекта выхода из затруднения.
– Как будем работать для достижения целей?
– Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать по учебнику, свитку правления князей и ленте времени.
7. Работа по теме урока.
а) Работа по вопросам. (Высказывание своих предположений.)
– Какая существует версия о происхождении названия города Москвы?
– В каком году был основан город?
– Каким князем он был основан?
– По какой причине основатель Москвы заинтересовался его месторасположением?
– Почему произошло возвышение Москвы?
б) Работа по учебнику. (Чтение по цепочке и работа по вопросу.)
– Что же упомянуто в летописи?
– Первое летописное упоминание о Москве связано с именем князя Юрия Долгорукого.
Слайд 6
в) Работа по карте. (Работа с лупами в паре)
В начале 12 века Русь была разделена на многие княжества: Владимиро-Суздальское, Киевское, Новгородское, Смоленское, Муромо - Рязанское, Черниговское и другие.
Слайд 7
г) Выступления учащихся. (Встретились два князя Юрий и Святослав. Послушайте разговор, который произошел между ними.)
На Владимиро-Судальской земле правил младший сын Владимира Мономаха - князь Юрий. Он имел сильную дружину и присоединил к своим владениям все новые и новые земли. За это князь получил прозвище Долгорукий.
На месте небольшого села у Москвы – реки основал Юрий Долгорукий небольшой городок. Сюда Юрий пригласил на переговоры князя черниговского: "Приди ко мне, брате, на Москов". Их встреча произошла 4 апреля 1147 года. Эта дата считается днем основания Москвы. Слайд 8
В 1156 году Москва стала деревянной крепостью. Стояла крепость на высоком Боровицком холме, который окружал вековой бор. Слайд 9
8. Физминутка: Слайд 10 (Представьте, что вы купцы и везёте свой товар.)
9.Первичное закрепление
– В какое княжество входила Москва при князе Юрии Долгоруком? (Владимиро-Суздальское) Слайд 11
10.Самостоятельная работа. (работа в паре) Слайд 12
а) Работа по свитку.
б) Работа в печатных тетрадях. Взаимопроверка.
11. Рефлексия. Слайд 15
(“Коврик настроений”: каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратов.
- Зелёный – я всё понял, мне всё удалось, всё понравилось.
- Жёлтый – есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ.
- Красный – мне было трудно.
- Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)
12. Подведение итогов урока
– Какие цели мы ставили в начале урока? Что узнали? Каким способом?
– Что вы можете сказать? Оцените работу класса?
13. Домашнее задание. Слайд 16
1.Сообщение об одной башне Кремля по выбору.
2.Стр.38 (учебник) подготовить ответы на вопросы.
– Закончив урок, в оставшееся время просмотрим слайды о Москве. Слайд 17-18
и вспомним пословицы:
- Москва не сразу строилась.
- Кто в Москве не бывал – красоты не видал.
- Москва слезам не верит. и т.д.