Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений читать и сопоставлять слоги и слова с буквами д, д, развития связной речи.
Планируемые результаты (предметные). Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с ребусами; анализируют пословицы.
Тип урока. Решение частной задачи
Личностные результаты. Соотносят поступки с моральными нормами; оценивают свои и чужие поступки (“стыдно”, “честно”, “виноват”, “поступил правильно” и др.)
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).
Познавательные:
- общеучебные – находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- логические – сопоставляют слоги и слова с буквой д.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других
Основное содержание темы, понятия и термины
Согласная буква “д”; звонкий (мягкий и твёрдый) согласный звук; предложение; рассказ; слова с противоположным значением, пословица
Образовательные ресурсы “Лента букв”
Ход урока
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.
II. Постановка учебной задачи
(слайд №1)
- Посмотрите внимательно на доску и попытайтесь определить тему урока (Буква Д. звуки [д, д']. Как догадались? Что вам помогло в определении темы урока?
- Сегодня мы отправимся путешествовать в сказку, где будем учиться читать, рассказывать, выполнять интересные задания.
III. Приветствие учащихся.
(слайд №2)
Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывёт далеко.
Урок у нас сегодня важный,
Добыть ведь знания нелегко!
– Проверим готовность к уроку.
IV. Новый материал
Путешествие в сказку.
(слайд №3)
Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
– Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть.
(слайд №4)
Скучно стало колобку на окне лежать. Услышал он по радио про школу, где звери учатся и решил посмотреть, что это такое.
(слайд №5)
Взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.
(слайд №6)
Катится колобок, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, может я тебе еще пригожусь. Вспомнил заяц, про домашнее задание и говорит:
- Помоги мне выполнить задание, не буду тебя есть.
Но колобок в школу не ходит и не может выполнить задание, давайте ему поможем.
(слайд №7)
1 задание.
- Найдите слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука. (Дыня, душ, домино, дом, дым)
- Найдите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (Дятел, диван, дети, девочки)
(слайд № 8)
- Перед какими гласными согласный читается твёрдо? мягко? (Перед гласными а,о,у, ы согласный читается твёрдо. Перед гласными и,е согласный читается мягко).
- И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!
(слайд № 9)
Катится колобок, а навстречу ему ёжик:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, ёж, мы с ребятами поможем тебе домашнее задание сделать. Согласился ёжик.
(слайд №10)
2 задание (дифференцированное)
1 группа:
- Составьте как можно больше слов из слова “водолаз”. (Вода, лаз, зал, вал, зол, воз, дол, вол, лоза).
2 группа:
- Составьте слова из слогов и букв: ма, ма, сы, р, сы, н, со, н, со, р, ко, т. (Дети составляют слова на парте)
Проверка. Объяснение непонятных слов.
(слайд №11)
Покатился колобок дальше!
(слайд №12)
Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, волк, Лучше скажи, что тебе задали на дом.
(слайд №13)
3 задание. Звукобуквенный разбор слов “дождик”, “домик”.
Меня частенько просят, ждут,
А как только покажусь -
Так прятаться начнут. (дождик)
(слайд №14)
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (домик)
(Первое слово разбирают вместе, второе слово самостоятельно с последующей проверкой.)
(слайд №15)
ФИЗМИНУТКА
И покатился колобок дальше!
(слайд №16)
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не съешь, медведь! Мы с ребятами поможем тебе.
- Выполнишь моё задание, не буду тебя есть.
(слайд №17 -20)
4 задание:
Игра “Найди лишнее”.
- Прочитайте слова в столбиках (дети, Денис, дерево, забор)
– Какое слово может быть лишним? Объясните выбор. (Забор – начинается на букву з, остальные на д, Денис – имя, остальные не имена, 3) дерево – три слога, 4) дети - относится к слову “много”).
(слайд № 21)
Устал колобок. Давайте отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
Старичок Лесовичок потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл
Но корзинку не нашёл
Чтоб корзиночку достать
Надо на носочки встать.
(слайд №22)
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса, да ещё какая ленивая. Услышала она, что колобок может домашнее задание выполнить:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший! Помоги. Задали мне прочитать текст на странице 107, да ответить на вопросы. Поможешь, есть не буду, отпущу на волю.
- Согласился колобок.
(слайд №23)
Работа с текстом (учебник, с. 107)
1 группа читает текст и отвечает на вопрос: правильно ли поступил Денис?
2 группа – читает слоги у доски.
(слайд №24).
Но недаром лису называют хитрой. Она и колобка хочет съесть и домашнее задание выполнить.
- Нет, колобок, ты не все уроки выполнил.
Дидактическое упражнение “Подставь букву” (учебник, с. 107)
– Какие тут слова? Подставьте нужную букву.
(слайд №25)
Дидактическое упражнение “Противоположные слова” (учебник, с. 107)
– Прочитайте слова. Придумайте недостающее слово, противоположное по значению.
(слайд №26)
Дидактическая игра “Прочитай слово” (учебник, с. 107)
– Из слогов составьте слова.
(слайд №27)
Работа с текстом (учебник, с. 107)
- Кем работает папа Тимы?
- Кем работает мама Димы?
- Кем работает папа Димы?
- Кем работает брат Насти?
(слайд №28)
Долго колобок помогал лисе. Стыдно ей стало, и отпустила она колобка. Так знания и помощь друзей, помогли колобку выжить.
(слайд №29)
И решил колобок поступить в Лесную школу, не всегда ведь рядом будут друзья, которые готовы помочь.V. Закрепление
(слайд №30)
– Что нового узнали на уроке?
– Что запомнилось?
– Что вызвало затруднения?
– Спасибо за урок.