Урок чтения по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы "Д, д"»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений читать и сопоставлять слоги и слова с буквами д, д, развития связной речи.

Планируемые результаты (предметные). Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с ребусами; анализируют пословицы.

Тип урока. Решение частной задачи

Личностные результаты. Соотносят поступки с моральными нормами; оценивают свои и чужие поступки (“стыдно”, “честно”, “виноват”, “поступил правильно” и др.)

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).

Познавательные:

  • общеучебные – находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • логические – сопоставляют слоги и слова с буквой д.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласная буква “д”; звонкий (мягкий и твёрдый) согласный звук; предложение; рассказ; слова с противоположным значением, пословица

Образовательные ресурсы “Лента букв”

Ход урока

I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

II. Постановка учебной задачи

(слайд №1)

- Посмотрите внимательно на доску и попытайтесь определить тему урока (Буква Д. звуки [д, д']. Как догадались? Что вам помогло в определении темы урока?

- Сегодня мы отправимся путешествовать в сказку, где будем учиться читать, рассказывать, выполнять интересные задания.

III. Приветствие учащихся.

(слайд №2)

Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывёт далеко.
Урок у нас сегодня важный,
Добыть ведь знания нелегко!

– Проверим готовность к уроку.

IV. Новый материал

Путешествие в сказку.

(слайд №3)

Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:

– Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть.

(слайд №4)

Скучно стало колобку на окне лежать. Услышал он по радио про школу, где звери учатся и решил посмотреть, что это такое.

(слайд №5)

Взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.

(слайд №6)

Катится колобок, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, заяц, может я тебе еще пригожусь. Вспомнил заяц, про домашнее задание и говорит:

- Помоги мне выполнить задание, не буду тебя есть.

Но колобок в школу не ходит и не может выполнить задание, давайте ему поможем.

(слайд №7)

1 задание.

- Найдите слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука. (Дыня, душ, домино, дом, дым)

- Найдите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (Дятел, диван, дети, девочки)

(слайд № 8)

- Перед какими гласными согласный читается твёрдо? мягко? (Перед гласными а,о,у, ы согласный читается твёрдо. Перед гласными и,е согласный читается мягко).

- И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!

(слайд № 9)

Катится колобок, а навстречу ему ёжик:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, ёж, мы с ребятами поможем тебе домашнее задание сделать. Согласился ёжик.

(слайд №10)

2 задание (дифференцированное)

1 группа:

- Составьте как можно больше слов из слова “водолаз”. (Вода, лаз, зал, вал, зол, воз, дол, вол, лоза).

2 группа:

- Составьте слова из слогов и букв: ма, ма, сы, р, сы, н, со, н, со, р, ко, т. (Дети составляют слова на парте)

Проверка. Объяснение непонятных слов.

(слайд №11)

Покатился колобок дальше!

(слайд №12)

Катится колобок, а навстречу ему волк:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, волк, Лучше скажи, что тебе задали на дом.

(слайд №13)

3 задание. Звукобуквенный разбор слов “дождик”, “домик”.

Меня частенько просят, ждут,
А как только покажусь -
Так прятаться начнут. (дождик)

(слайд №14)

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (домик)

(Первое слово разбирают вместе, второе слово самостоятельно с последующей проверкой.)

(слайд №15)

ФИЗМИНУТКА

И покатился колобок дальше!

(слайд №16)

Катится колобок, а навстречу ему медведь:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не съешь, медведь! Мы с ребятами поможем тебе.

- Выполнишь моё задание, не буду тебя есть.

(слайд №17 -20)

4 задание:

Игра “Найди лишнее”.

- Прочитайте слова в столбиках (дети, Денис, дерево, забор)

– Какое слово может быть лишним? Объясните выбор. (Забор – начинается на букву з, остальные на д, Денис – имя, остальные не имена, 3) дерево – три слога, 4) дети - относится к слову “много”).

(слайд № 21)

Устал колобок. Давайте отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

Старичок Лесовичок потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл
Но корзинку не нашёл
Чтоб корзиночку достать
Надо на носочки встать.

(слайд №22)

Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса, да ещё какая ленивая. Услышала она, что колобок может домашнее задание выполнить:

— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший! Помоги. Задали мне прочитать текст на странице 107, да ответить на вопросы. Поможешь, есть не буду, отпущу на волю.

- Согласился колобок.

(слайд №23)

Работа с текстом (учебник, с. 107)

1 группа читает текст и отвечает на вопрос: правильно ли поступил Денис?

2 группа – читает слоги у доски.

(слайд №24).

Но недаром лису называют хитрой. Она и колобка хочет съесть и домашнее задание выполнить.

- Нет, колобок, ты не все уроки выполнил.

Дидактическое упражнение “Подставь букву” (учебник, с. 107)

– Какие тут слова? Подставьте нужную букву.

(слайд №25)

Дидактическое упражнение “Противоположные слова” (учебник, с. 107)

– Прочитайте слова. Придумайте недостающее слово, противоположное по значению.

(слайд №26)

Дидактическая игра “Прочитай слово” (учебник, с. 107)

– Из слогов составьте слова.

(слайд №27)

Работа с текстом (учебник, с. 107)

  • Кем работает папа Тимы?
  • Кем работает мама Димы?
  • Кем работает папа Димы?
  • Кем работает брат Насти?

(слайд №28)

Долго колобок помогал лисе. Стыдно ей стало, и отпустила она колобка. Так знания и помощь друзей, помогли колобку выжить.

(слайд №29)

И решил колобок поступить в Лесную школу, не всегда ведь рядом будут друзья, которые готовы помочь.

V. Закрепление

(слайд №30)

– Что нового узнали на уроке?

– Что запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

– Спасибо за урок.