Цели урока:
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XVI-XVIII вв.
Приёмы: вопросительные слова, чтение с остановками, синквейн.
Стадия вызова
Продолжительность 15 минут.
Задачи:
- пробуждение интереса к получению знаний по данной теме;
- постановка учениками собственных целей обучения.
Ребята, сегодня мы поговорим о развитии образования и науки в России в XVIII веке. Выясним, почему Ломоносова называют учёным - энциклопедистом, рассмотрим крупнейшие достижения русских учёных в области естественных наук.
На доске записаны вопросительные слова: Кто? Что? Где? Когда? Как? Какие? Почему? Каким образом? Какая взаимосвязь?
Используя данные слова и название темы урока, составьте вопросы, на которые вам хотелось бы получить ответы. Учащиеся 1 ряда составляют вопросы со словами: Кто? Когда? Почему? Учащиеся 2 ряда составляют вопросы со словами: Что? Как? Каким образом? Учащиеся 3 ряда составляют вопросы со словами: Где? Какие? Какая взаимосвязь? Работа выполняется индивидуально, затем в группах. От каждой группы предлагается выдвинуть самые интересные и значимые вопросы. Учитель записывает их на доске:
Кто такой Ломоносов?
Когда была создана Академия наук?
Почему образовали Академию наук?
Что изобрёл Ломоносов?
Что представляет собой Академия наук?
Как развивалась наука в России в XVIII веке?
Как обучали в России в XVIII веке?
Каким образом обучали детей дворян в XVIII веке?
Где учился Ломоносов?
Где проводились научные экспедиции?
Где была проведена первая научная экспедиция?
Какие изобретения были сделаны в России в XVIII веке?
В какие экспедиции ездил Ломоносов?
Какой вклад внёс Ломоносов в российскую науку?
Какие изобретения сделал Ломоносов?
Какая взаимосвязь между наукой и образованием?
Какая взаимосвязь между Ломоносовым и Академией наук?
Какая взаимосвязь между наукой и Ломоносовым?
Какая взаимосвязь между наукой и техникой в России в XVIII веке?
В ходе обсуждения выстраивается план изучения темы.
Стадия содержания.
Продолжительность 20 минут.
Задачи:
- проверка собственных предположений. Посредством изучения информации о том, как развивались наука и образование в России в XVIII веке;
- поиск ответов на собственные вопросы.
Учащиеся работают индивидуально, по частям (с остановками) читают текст учебника и рассматривают иллюстрации, работая со своими списками вопросов. Во время остановок учитель просит детей посмотреть в свой список вопросов и отметить те, на которые получены ответы. Затем работают в группах со своими списками вопросов. Коллективное обсуждение полученной информации. Каждая группа зачитывает свои вопросы и сами дают на них ответы.
Стадия размышления.
Продолжительность 10 минут.
Задачи: осмысление полученных знаний по изученной теме.
Давайте подведём итоги. В тетрадях напишите, пожалуйста, синквейн:
1 группа – Ломоносов М.В.;
2 группа - Московский университет;
3 группа – Академия наук.
Прочитайте свои синквейны в группах. Выберите 1-2 синквейна для чтения в классе.
Творческие работы учащихся.
Ломоносов М.В.
Добрый, справедливый
Изобрёл, учился, создал
Внёс вклад в основание Московского университета
Академик
Фёдоров Никита
Ломоносов М.В.
Знаменитый, почитаемый
Обучался, открывал, работал
Крупнейший российский учёный-энциклопедист
Изобретатель
Микрюков Дмитрий
Ломоносов М.В.
Умный, великий
Изучал, изобретал, открывал
Великий учёный России
Первооткрыватель
Ворончихина Наталья
Ломоносов М.В.
Лучший, российский
Изобретал, направлял, открывал
Создание Московского университета
Учёный
Шулятьева Анна
Ломоносов М.В.
Умный, многознающий
Изобрёл, создал, сделал
Владел многими языками
Изобретатель
Тютин Камил
Московский университет
Российский, государственный
Обучал, познавал, открывал
Создание первых российских научных обществ
Наука
Масленникова Валерия
Академия наук
Российская, химическая
Использует, представляет, открывает
Изучение различных наук
Научный центр
Чиркова Александра