Введение
Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами, больными детьми и детьми пропустившие урок. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.
Дистанционное обучение формирует навыки самостоятельного труда и делового общения, воспитывает чувство ответственности и обязательности в выполнении учебных заданий, позволяет иметь практически неограниченный доступ к учебным материалам и информационным источникам, регулярность и динамичность обновления учебного материала.
Дистанционное обучение должно расширить образовательную среду для детей-инвалидов, и должно строиться как система гибкого взаимодействия участников с содержанием и участников между собой.
Эта система обеспечивает максимальный доступ детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам и способствует получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости и, соответственно, их успешной социализации.
Целью работы является показать на примере урока “Простые и составные числа” в курсе математики 6-го класса возможности обучения и получения знаний ребенком с ограниченными возможностями здоровья с использованием ЦОР.
Основными задачами урока является:
- интегрирование, внедрение информационных технологий в процесс воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями;
- получение, расширение и углубление знаний по предмету с использованием ЦОР;
- разработка личностно-ориентированных форм взаимодействия ребенка-инвалида и учителя;
- умение применять полученные знания для решения простейших задач жизненной практики.
Педагогическая направленность урока: привитие интереса и получение знаний по математике у обучающегося с ограниченными возможностями при помощи дистанционных образовательных технологий.
Ожидаемые результаты:
- Повышение эффективности процесса обучения ребенка-инвалида.
- Активизация познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями.
- Раскрытие личностного потенциала, обучающегося в учебном процессе.
- Получение прочных знаний по конкретной теме урока.
1. Основная часть
Краткая аннотация: урок по математике 6-го класса на тему “Простые и составные числа” с использованием дистанционных образовательных технологий, включает
- маршрутный лист;
- учебный материал;
- материал ЦОР;
- практическую работу;
- физкультминутку.
Форма урока: урок с использованием дистанционных образовательных технологий. Вид урока: учебный кейс
Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: компьютер с выходом в Интернет, личный аккаунт, наличие видеокамеры, интердоска.
Тип доставки учебного материала (форма доставки материала - диалог - специально организованная интерактивная беседа учащегося с преподавателем посредством электронной почты, скайпа; вид доставки - виртуальный источник (материал получается из сети Интернет), технологии доставки – локальные телекоммуникационные сети).
Требования к уровню ИКТ компетентности обучающегося: навыки работы в сети Интернет, знание программ пакета MicrosoftOffice, Skype, умение пользоваться электронной почтой, чатом, работать в форуме.
Методическое описание использования ЦОР на уроке: обучающие, информационные, практические, оценочные, информационно-поисковые.
Время урока: 45 минут.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Цель урока:
- Формировать понятия простого и составного числа;
- Обучить разложению составного числа на простые множители.
Задачи урока:
- образовательная – Ввести понятия простого и составного чисел;
- ознакомить с таблицей простых чисел, с разложением составного числа на простые множители.
- развивающая – способствовать развитию мыслительных процессов через разложение чисел на простые множители; учить ученика использовать грамотно термины и понятия, выделять главное, анализировать, делать выводы и сравнивать.
- воспитательная – воспитывать умение учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, трудолюбие, аккуратность, требовательность к себе; формирование навыков точного и аккуратного выполнения практической работы.
Организационные материалы:
- маршрутный лист (см. Приложение 1).
Примерная структура дистанционного урока
№ | Название модуля | Дидактические функции | Деятельность учащегося | Время |
1. | Организационный момент. | Проверка готовности к уроку. Проведение релаксации и дыхательных упражнений. | Выполняют дыхательные упражнения | 1 мин |
2. | Постановка целей урока. | Умение анализировать и делать выводы | Использование терминов и понятий данного урока | 1 мин |
3. | Актуализация опорных знаний и устная работа. | Устный опрос | Повторение пройденного материала | 5 мин |
4. | Объяснение нового материала | Усвоение понятий “простое и составное число” | Отвечает на проблемные вопросы | 3 мин |
5. | Первичное закрепление | Конструирование составных чисел из простых. Разложение на простые множители чисел и года своего рождения | Разложение на простые множители | 10 мин. |
6. | Физминутка | Зарядка для глаз | Выполняет упражнения | 2 мин |
7. | Лабораторная работа | Задание посвящено рассмотрению “решета Эратосфена” для нахождения простых чисел от 1 до заданного числа. | Выполняет задание исследовательского характера | 8 мин. |
8. | Закрепление применения таблицы простых чисел | Проверка умения распознавать простые и
составные числа. Дополнительные сведения по таблице простых чисел |
Подготовка к выполнению теста контролирующего характера. Работа с таблицей простых чисел. | 5 мин. |
9. | Тестирование | Закрепление знаний, умений, навыков | Выполняют тест | 5 мин |
10. | Домашнее задание | Закрепление знаний, умений, навыков по определению простых и составных чисел | Записывают домашнее задание. | 1 мин |
11. | Итоги урока | Рефлексия учащегося | Самоанализ работы на уроке | 2 мин |
Технологии, методы:
- Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
- Технология: Личностно-ориентированный подход к обучению
- Создание ситуации успеха и сотрудничества.
- Занимательная деятельность, способствующая формированию внутренней мотивации и, как следствие, стимулирование развития памяти, мышления.
Ход урока
- Оргмомент
- Устная работа (ресурс http://iclass.home-edu.ru/pluginfile.php/331846/mod_resource/content/0/lesson/flash/trenager_arifm_kudryashova.swf )
- Изучение учебного материала (см. Приложение 2):
- организационный момент;
- сообщение темы урока;
- изучение нового материала.
- просмотр ЦОР ((см. Приложение 2).
- Закрепление изученного материала (см. Приложение 2).
- Физкультминутка
- Лабораторная работа (см.
Приложение 2):
- cоставление таблицы простых чисел – “Решето Эратосфена”;
- самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Заключение
Урок по теме “Простые и составные числа” - урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Эта тема, на мой взгляд, в учебнике Виленкина Н.Я. и др. “Математика 6” представлена скудно, с бедным иллюстративным материалом. С простыми и составными числами часто приходится сталкиваться в жизни – задачи на нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя.
При разработке данного урока я учитывала особенности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание урока – отвечает цели и задачам урока. Тип урока выбран с учетом большого количества иллюстративного материала, способствующего хорошему усвоению материала. Дано оптимальное домашнее задание с учетом ранее изученного материала.
Распределение времени в плане урока – условное, часто на уроке по разным причинам не получается строго следовать временным рамкам, поэтому здесь учитель решит самостоятельно как распределить время. Есть еще один момент – никогда нельзя предугадать, как будет вести себя техника, т.е. компьютер, а также, как быстро и в полном объеме будет усваиваться изучаемый материал ребенком-инвалидом.
Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях.
Можно надеяться, что в ближайшем будущем дистанционное образование позволит детям, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.
При разработке урока я, как учитель, придерживаюсь следующей структуры урока: первый этап урока является подготовительным – это устные упражнения, которые способствуют развитию оперативной памяти, устойчивости внимания. Второй этап урока посвящен работе над новой темой, тренировке, выработке основных навыков, а также повторению ранее изученного. На последнем этапе урока подводится итог урока.
К уроку
написана рекомендация (“начать урок...”). С нее всегда начинается изучение материала урока, так как в этом документе изложены цели урока, объясняется, что следует записать в тетрадь, в какой последовательности открывать ресурсы, какие упражнения следует выполнить устно, а какие письменно и так далее.
Каждый урок
содержит список ресурсов урока (“Ресурсы урока ...”). Это позволит ученику или учителю быстрее осуществлять навигацию по уроку, оценить размер файла, и скорость его открытия в интернете. Если в уроке есть дополнительный материал, то он прописывается в данном разделе. Дополнительный материал не обязателен для изучения, но рекомендуется для просмотра.
В структуре урока присутствуют задания для закрепления материала. В них прописываются критерии выставления оценки (иногда выставляется балл по количеству правильно выполненных задач, иногда балл переводится в оценку (для ученика)). Это может быть использовано при дифференцированном подходе к учащимся: материал разделен по степени трудности и ученик имеет право выбора в зависимости от того, какую оценку он хочет получить. В структуре каждого урока имеется тест для проверки знаний учащегося.
Учитель всегда имеет возможность просмотреть результаты теста, просмотреть, какие ошибки допустил каждый из учеников, сколько времени он затратил на выполнение задания. В некоторых тестах стоит несколько попыток выполнения. Если ученик получил неудовлетворительную оценку, он делает работу над ошибками и выполняет тест вторично. Как правило, результаты второй попытки бывают выше.
Каждый урок имеет форум “вопросы к учителю”. Предполагается, что ученик, работая самостоятельно, сможет задавать свои вопросы учителю. Это могут быть вопросы по теории или по решению задач. В некоторых форумах я прописывала вопросы или графические диктанты для учащихся. Ребята отвечают на предложенные задания. Кроме того, я рассматриваю форум как средство общения между учениками на уроке.
Список литературы
1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Учебник “Математика 6”, - 19-е изд. – М.: Мнемозина, 2006.
2. М.И. Розенова. Педагогическая психология. Москва 2003.
3. В.В. Выговская. Поурочные разработки по математике 6 класс. Москва “ВАКО” 2008.
4. Сборник методических материалов по организации системы дистанционного образования детей-инвалидов. Москва ГОУ Педагогическая академия 2010.