«Заглавная буква Д». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Педагогическая цель

Создать условия для формирования умения писать заглавную букву Д;  фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [д]; обводят элементы буквы Д безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок с письменного шрифта; дополняют предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Универсальные учебные действия (мета- предметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.
Познавательные: общеучебные - используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - осуществляют сравнение букв по заданным критериям.
Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение

Основное содержание темы, понятия и термины

Заглавная буква Д, звук [д], печатная и письменная буквы,  заглавная буква в именах собственных

Оборудование:  проектор, экран, презентация к уроку, пакеты с принадлежностями для групповой работы: картон формата А4, клей, элементы букв из цветной бумаги ( для буквы «Д» и два овала, прямая линия с закруглением внизу влево, прямая линия и др. чтобы была возможность выбора).

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

 I. Организация начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг  к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу! Приветствуют учителя, друг друга, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный.
II. Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Беседа 
Продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать.
С какой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте?   Какие звуки называет?
Cейчас я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент. Вам нужно внимательно посмотреть и запомнить слова со звуками [д][д’].

Какие слова вы услышали с этими звуками?

Как звали главного героя ? Напишите его имя на доске? Почему не получилось написать?

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Фронтальная, устные ответы
Сформулируйте тему урока. Что мы должны узнать о ней? Формулирование темы, целей и задач урока: письмо заглавной буквы «Д»
Какая же цель нашего урока? Научиться писать букву «Д»
Что нам нужно, чтобы осуществить цель урока? Повторить изученное
Из каких элементов состоит маленькая буква, а большая? Чем отличается друг от друга? Выложите  эту букву из карандашей или счетных палочек.  А на что похоже буква Д?  Вы выполняли творческое задание на неделе русского языка «Оживи букву». И вот  как оживили вы эту букву. Вспоминают правила работы в паре Работа в паре
На уроке письма мы научились писать букву д строчную. Из каких элементов она состоит? Из чего мы можем выложить ее:  договоритесь друг с другом из чего будете делать. Работа с моделями
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности Фронтальная, индивидуальная.
Практический,
словесный
Для чего нам нужна заглавная буква Д?  Внимательно посмотрите на доску и скажите из каких элементов она состоит?
 Сравните ее с печатной.  Чем отличается?

Сейчас вы будете работать в группах, не забывайте правила работы
Вам нужно собрать из элементов заглавную букву Д и наклеить на картон.  Распределите работу между собой.
Оценивание работ.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
Правила работы в группе
Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной буквеОценивание работ
Индивидуальный
1. Пальчиковая гимнастика Упражнение для развития мелкой моторики Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

Засолка капусты»

Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.

    Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики
2. Правила посадки во время письма Индивидуальный, практический Прежде чем начать писать букву, давайте вспомним правило посадки при письме.

(Повторение правила в игровой форме.)

Я тетрадочку возьму,  уголочком  положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я, вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать  ручку.   Индивидуальный. Проверка правильной посадки
3. Письмо буквы,соединений. Работа в прописи Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо Показ учителем написания буквы «Д».
Напоминание правил посадки при письме, положение тетради и т.п.
Напишите букву Д по элементам в воздухе,
Обведите по контуру элементы заглавной  буквы Д.
Обведите узор по контуру
– Возьмите зелёный карандаш и обведите самую удачную, самую красивую вами написанную букву. Сравните с образцом.
– Помогите соседу найти самую удачную и самую красивую букву
1. Подведение итогов данного этапа.
Чему учились? Зачем?
Слушание, письмо в воздухе, обведение по написанной букве, обведение по пунктирной линии, самостоятельное письмо  

 

 

 

 

 

Оценивание работ. Оценивание своей деятельности

Индивидуальный.
Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов и заглавной буквы Д.
4. Слого-звуковой анализ слов Денис, Дима (с. 17) Дополнение предложений, письменный ответ на вопрос Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой 2. Упражнение в соединении буквы «Д» с другими буквами.
Рассмотрение способов соединения, выбор букв для соединений.
3. Повторение правила правописания имен людей с большой буквы.
4. Работа с рисунком и именами детей (вписывание строчной и прописной букв).
5. Игра «Слоговой аукцион».
Придумать имена на букву «Д».
6. Подведение итогов данного этапа урока.
Чему учились? Зачем?
Выбор букв для разных способов соединения букв
Повторение правила правописания имен людей.
Развитие речи.
Начальный этап рефлексии.
Выполняют письмо слов вместо схемы- модели. Проводят слого-звуковой анализ слов. Дополняют предложение Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слова, письмо слов
Физминутка   Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
А потом вприсядку,
 И опять  вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Прочитайте предложение.
Ответьте на вопрос письменно
     
Письменный ответ на вопрос. Анаграмма Групповая, индивидуальная
Словесный,практический
Чтение, беседа, письмо
  Читают, записывают ответ. Разгадывают анаграмму Письменно отвечают на вопрос, правильно оформляют предложение Групповой, индивидуальный

Письмо. Оосуществляют словообразование.

IV. Рефлексивно-оценочный Индивидуальная, беседа Подведение итогов урока

Я научился…
Было интересно…
Было трудно……
Могу похвалить себя за то, что…
Больше всего мне понравилось…Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке Контрольный. Устные ответы

Приложение 1