Метапредметные результаты – это такие образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников.
Анализ экзаменационных работ за 9 и 11 классы показывает, что достаточно большой процент выпускников допускает ошибки из-за невнимательного прочтения текста задания, вопроса к заданию. Поэтому очень большое внимание необходимо уделять работе с текстом.
То есть, есть ПРОБЛЕМА! – Необходимо учиться работать с текстом, извлекать из него всю необходимую информацию по различным направлениям.
Предложенная в 2014 году, в рамках метапредметного обучения, стартовая контрольная работа для 5 класса, оказалась достаточно трудной для учащихся (именно по этой причине). Давайте для примера посмотрим несколько заданий и проанализируем трудности детей.
№1. Факториалом натурального числа n (обозначается п!) называется произведение всех натуральных чисел от 1 до п включительно. Например, 4! = 1 • 2 • 3 • 4 = 24, 50! = 1 • 2 • 3 • … • 49 • 50 (многоточие означает «и так далее»). Во сколько раз 100! больше, чем 99!?
Комментарий. Задание вызвало наибольшую реакцию педагогов. «Как могут дети в начальной школе находить факториал?!» В действительности «находить» факториал здесь вовсе не требуется. Задание рассчитано на работу с новым понятием, вводимым непосредственно в тексте в готовом виде. От ученика требуется умение читать текст. Если он понят, то нетрудно увидеть, что 100! = (99!) • 100, а, значит, правильный ответ 100.
Типичные ошибки. Непонимание текста; попытка действия «в лоб» – вычисления 100! и 99!; замена кратного отношения «во сколько раз» разностным «на сколько».
№2. Кто выкрасил велосипед в самый темный цвет? Обоснуй свой ответ.
Комментарий. Задание связано с выделением из совокупности вариантов одного, обладающего заданным свойством. Задание, несмотря на простоту, требует, по существу, самостоятельного поиска нового способа действия в обход формального, основанного на сравнении дробей, которым дети не владеют. К правильному решению приводит, к примеру, такое рассуждение: «У Миши на одну банку белой краски приходится больше всего синей. Значит, у него получится самая темная краска».
Типичные ошибки. Ориентация на количество банок синей краски, а не на соотношение синей и белой; указывается только ответ без обоснования.
№3. 1.1. Построй геометрическую фигуру
на основе заданной инструкции в специальном
бланке.
1) Построй прямой угол. Обозначь его вершину
буквой А.
2) На одной стороне построенного угла отложи
отрезок АВ = 6 см, на другой стороне – отрезок АС = 8
см.
3) Построй отрезок ВС, найди его середину и
обозначь ее буквой К.
4) С помощью транспортира измерь угол АКС.
Комментарий. Невыполнение (неверное выполнение) задания говорит о непонимании текста, представленного в форме инструкции или не владении элементарными понятиями и способами действия, входящими в геометрический материал курса математики начальной школы.
Типичные ошибки. Нарушается последовательность действий, указанных в инструкции; пропускаются отдельные пункты инструкции; инструкция не выполняется до конца; небрежное оформление рисунка.
Анализируя результаты стартовой комплексной
контрольной работы в 5-х классах, результаты
государственной итоговой аттестации,
ознакомившись с «Программой 2100», учителя
естественно-научного цикла лицея, составили
метапредметные работы для учеников разного
возраста (5-10 класс).
Предлагаю посмотреть пример такой работы.
Работу составляла группа учителей: кто-то
подбирал текст, ( который должен обязательно быть
интересен для ученика), кто-то составлял вопросы
к данному тексту, (вопросы должны быть составлены
так, чтобы , отвечая на них, учащиеся могли найти
ответ прямо в тексте, другие вопросы заставляют
применить знания из других областей и т.д.),
причем участвовали учителя разных предметов
(математик, географ, учитель химии и учитель
информатики).
Солнце
Солнце – это самое главное в нашей системе.
Своим тяготением оно удерживает около себя
планеты, кометы и астероиды, не давая им
разбегаться в разные стороны. Оно в 109 раз больше
Земли по размеру и в 750 раз тяжелее всех тел нашей
системы, вместе взятых. Оно излучает тепло и свет,
благодаря которым и существует на Земле жизнь.
Недаром же у многих народов Солнце было великим
божеством, которому строили прекрасные храмы и
возносили молитвы. Солнцу в астрономии
соответствует вот такой символ.
В честь Солнца, каждую весну пробуждающего
жизнь, на масленицу пекут блины. Каждый блин –
как маленькое солнышко. Как делается блинчик,
тебе, наверное, известно. А как же устроено наше
Солнце?
Галилео Галилей, направив свой телескоп на
Солнце, увидел на нём тёмные пятна. Кроме того, он
обнаружил, что эти пятна перемещаются по
солнечному диску. Его открытие подтвердило, что
Солнце вращается вокруг своей оси. Один оборот
оно совершает за 27 суток, то есть почти за
месяц.
Пятна на Солнце. Их форма и количество постоянно
меняются.
Солнце – это гигантский раскалённый шар. На его
поверхности температура составляет шесть тысяч
градусов. А в центре она доходит до 15 миллионов
градусов! Поэтому на Солнце мы с тобой не полетим.
Погулять по нему нельзя. Никакое вещество не
способно вынести такую огромную температуру.
Звёзды нужно изучать с почтительного расстояния.
Откуда же этот жар? Источником его является
центральная часть Солнца, которая есть не что
иное как гигантский термоядерный реактор,
который люди мечтают, но пока не могут
построить на Земле. Термоядерные реакции – это
самый мощный источник энергии, известный звёздам
и людям. Именно их природа использовала для того,
чтобы зажечь все звёзды, в том числе и наше
Солнце.
В недрах Солнца из водорода образуется гелий, при
этом выделяется огромное количество энергии.
Солнце состоит в основном из водорода – своего
«горючего» – и гелия – «отходов» его
сгорания.
Если посмотреть на Солнце (днём это трудно
сделать, потому что больно глазам, да и не нужно,
потому что это вредно для них, но можно смотреть
при закате), то оно кажется ровным кружком. На
самом деле Солнце окружено довольно толстым и
очень неровным слоем атмосферы, которая просто
так невидима. Полностью её можно увидеть только
во время затмения, когда Луна загораживает для
нас центральную, самую яркую часть Солнца.
Солнце так же, как и планеты, можно наблюдать на
фоне разных созвездий. Люди это давно подметили и
даже стали использовать. Ты слышал про знаки
зодиака!
Вопросы:
География
1. Какие небесные тела, упомянутые в тексте,
входят в Солнечную систему?
2. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
3. При каком движении Земли образуются
времена года? Когда наступает пробуждение жизни?
4. В виде какой фигуры люди изображают солнце?
5. Какую форму имеет Солнце, как люди могут это
увидеть?
6. Зачем люди изучают Солнце?
Химия
1. Какой химический элемент назван в честь
Солнца?
2. Почему именно этому химическому элементу
дали такое название?
3. Находится ли этот химический элемент на
Солнце? Почему?
4. В результате, какого процесса температура на
Солнце достигает 15 миллионов градусов?
5. Какие химические элементы участвуют в этом
процессе?
6. Что является причиной перехода водорода в
гелий?
7. Какие вещества входят в состав атмосферы
Солнца?
8. Какими свойствами обладают вещества,
которые входят в состав атмосферы Солнца?
Математика
1. Сколько оборотов вокруг своей оси делает
Солнце за 216 суток?
2. Если Земля в 4 раза больше Луны, то во сколько
раз Солнце больше Луны?
3. Какую форму имеет солнце?
4. Cколько букв “л” в последнем абзаце?
5. Если температура кипящей воды равна 100
градусов, то во сколько раз температура Солнце
больше температуры кипящей жидкости?
6. Сколько раз в тексте употреблено слово
“Солнце”?
Информатика
1. Нарисуй символ, которым обозначается Солнце в
астрономии.
2. Дополни схему событий:
3. Открытие Галилео Галилея подтвердило, что:
а) Солнце – это самое главное в нашей системе.
б) Солнце в 750 раз тяжелее всех тел нашей системы, вместе взятых.
в) Солнце вращается вокруг своей оси.
г) Солнце – это гигантский раскалённый шар.
4. В каком предложении, какого абзаца говорится, что Солнце это звезда. Укажи номер абзаца ___________, номер предложения ________. Если таких предложений несколько, то указывай номера через запятую.
Компетентное обращение с письменным текстом является составной частью как информационной, так и коммуникативной грамотности.