На уроке литературы дети знакомятся с произведениями, в которых заключен огромный нравственный потенциал. В процессе анализа учащимися содержания произведения дети должны задумываться о вечных ценностях, рассуждать о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
Тип урока: урок изучения нового материала
Учебно-методическое обеспечение: УМК "Гармония", 3 класс
Оборудование:
- Кубасова О. В.. Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 ч. Ч. 1.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008 г.– с. 168-171.– толковый словарь,
- этимологический словарь,
- словарь синонимов,
- мультимедийная презентация.
Цель: создание условий для формирования и развития нравственных качеств личности
Задачи:
- Образовательные: познакомить с социокультурными категориями "доброта", "вежливость" через осмысление содержания рассказа.
- Развивающие: развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), обогащать социокультурный опыт учащихся.
- Воспитательные:воспитывать вежливое и уважительное отношение к окружающим; воспитывать любовь и уважение в семье.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Целеполагание, мотивация
Учитель:Сегодня на уроке речь
пойдет о волшебных словах.
– Какие это слова? (Слова, которые совершают
что-то волшебное, творят чудеса)
– Какие чудеса могут быть? (Что-то необычное,
нереальное)
– Где мы встречаемся с чудесами? (В сказках)
– Верно, но существуют слова, которые творят
чудеса каждый день. И вы эти слова знаете. Нам
остается только вспомнить их, а поможет нам в
этом произведение В. Осеевой "Волшебное
слово". (Приложение 1.
Слайд 1)
3. Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения)
– Кто автор произведения? (Валентина
Александровна Осеева) (Слайд 2)
– Что мы знаем о писательнице и её творчестве? (Советская
детская писательница, 16 лет воспитывала
малолетних правонарушителей и
детей-беспризорников, на досуге сочиняла сказки
и рассказы для них, раскрывая образы
человеческие отношений, близкие детям,
воспитывая добрые мысли и чувства)
– С какими произведениями знакомы? Какова их тематика? (Слайд 3) (Это поучительные произведения о детях и для детей, которые заставляют задуматься, что есть добро и зло, помогают различать плохие и хорошие поступки, учат уважению и любви к людям, честности, чуткости к окружающим)
4. Изучение нового материала
А) Работа с текстом до чтения
Работа с иллюстрациями к произведению (рассматривание иллюстраций, выявление главных героев, возможного сюжета) (Слайд 4)
– "Волшебное слово = заклинание в сказке", а зачем нам нужны "заклинания"? (Слайд 5)
– О чём может пойти речь в произведении?
Б) Работа с текстом во время чтения
Комментированное чтение (приём инсерт – чтение с пометками)
Учитель:Давайте начнем читать текст, обращая внимание на непонятные вам слова и отмечая слова, которые характеризуют главного героя. Возможно, у вас появятся вопросы, которые вы бы могли задать автору о герое и его поступках.
Чтение текста на стр. 168-169.
Словарная работа (при необходимости обратиться к словарю):
Покосился – смотреть искоса, сбоку
Буркнул – сказал невнятно, проворчал,
пробормотал
Чуть не поддал хорошенько – не побил, не
ударил
Всё равно от тебя не отстану – получу
желаемой любой ценой, совершая любые поступки
Широко раскрыла глаза – удивилась
Стряпает – готовит пищу
Противень – четырехугольная жестяная
сковорода, железный с загнутыми краями лист для
выпечки пирогов
Поднял брови – удивился
Взъерошил волосы – растрепал, взлохматил
Слова, описывающие поведение Павлика: подвиньтесь, ну и ладно, а вам-то что, крикнул, стукнул кулаком, раскрыл рот, вскочил и побежал.
Слова, описывающие состояние Павлика: красное сердитое лицо мальчика, покосился, буркнул, сжал кулаки, чуть не поддал хорошенько, засопел от обиды, крикнул, стукнул кулаком, замолчал, раскрыл рот.
– Опишите поведение и настроение
мальчика, когда он встретился со стариком. (Слайд
6)
– Как вы думаете, почему Павлик так разговаривал
с пожилым человеком? (Он всегда так со всеми
общается)
Выборочное чтение:
– Докажите, что это так. Перечитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к родным.
– Как Павлик разговаривал с сестрой? (Раздраженно).
– Как вёл себя с бабушкой? (Он обижался на неё).
– Как общался с братом? (Был назойлив и злился
на него).
– Каким вы представили главного героя? (Обидчивый,
грубый, назойливый…) (приём кластер) (Слайд 7)
– Почему Павлик так себя вёл? (Он не знает
правил вежливости, не умеет разговаривать с
родными и со старшими)
– Получается, главный герой не любит своих
родных? Не уважает их?
– А какие взаимоотношения должны быть в семье? Ответы
учащихся.
– Как вы думаете, какое слово сказал
старик? А что мог еще сказать старик? (Объяснить,
что так разговаривать невежливо, как нужно
поступать, если хочешь, чтобы твою просьбу
выполнили).
– Как нужно произносить волшебное слово? (Тихим
голосом, глядя прямо в глаза) Почему?
– Что может произойти с героем дальше? (приём
антиципации – предвосхищение, предугадывание).
– Давайте продолжим чтение, обращая
внимание на реакцию домочадцев Павлика на
волшебное слово: «сестра широко раскрыла глаза,
смущённо пробормотала; слово засияло в каждой
морщинке, в глазах, в улыбке; за столом все
замолчали, сестра и бабушка стали просить, чтобы
брат взял Павлика с собой; брат рассмеялся,
потрепал по плечу, взъерошил волосы». (Слайд 8)
– Как вы думаете, изменится ли теперь жизнь? Как
он будет относиться к своим родным? Почему? (Слайд
9)
– Старичок в сквере действительно волшебник?
Какой он человек на самом деле? (Добрый,
вежливый) (Слайд 10)
– А что значит быть добрым? Ответы учащихся.
В) работа с текстом после чтения
– А как вы понимаете слово
"вежливость"? Ответы учащихся.
– Давайте обратимся к словарям: толковому,
этимологическому, словарю синонимов (толкование
слова) (Слайд 11)
Вежливый:
1) соблюдающий правила приличия; учтивый,
предупредительный, обходительный;
2) знающий как себя вести.
Этимология слова "вежливый": исконно русское, появилось в XIII веке, происходит от глагола "ведать" = знать, было слово "вежа" = знаток, опытный, знающий человек; лексическое значение слова изменилось и с XVIII века это синоним к словам "обходительный", "воспитанный".
– Значит, наше волшебное слово это
вежливое слово. Зачем нужны вежливые слова?
Ответы учащихся.
5. Закрепление изученного материала (продолжение работы с текстом после чтения).
Конкурс вежливых слов:
– Давайте с вами поработаем в группах: проверим, какие вежливые слова вы знаете. Каждая группа должна составить список вежливых слов и привести пример, в каких ситуациях они используются. Но сначала вспомним правила работы в группе (слушать другого, уважать чужую точку зрения, вежливо высказывать своё мнение).
Проверка работы групп. (Слайд 12)
Подбор пословиц:
– Продолжаем с вами работать в группах. Подберите пословицы, которые подойдут к нашему рассказу. (Слайд 13)
- Добрый человек добру и учит.
- Волшебное слово всегда помочь готово.
- Вежливость украшает человека.
- Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
- Доброе слово путь к сердцу открывает.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Доброе слово дороже богатства.
6. Рефлексия
– Могут ли слова изменить отношения
между людьми? (Слайд 14)
– Каким становится человек, который знает и
постоянно употребляет в речи волшебные слова?
(любящим, уважительным, добрым, вежливым,
внимательным)
– Продолжите фразы: (Слайд 15)
- Я произношу вежливые слова, когда ...
- Правила вежливости мне помогают в …
- Я бы хотел, чтобы окружающие были вежливыми, потому что …
7. Подведение итогов урока
– Относись к людям так, как бы ты хотел,
чтобы они относились к тебе.
– Подходит ли это предложение к нашей
сегодняшней беседе? Почему?
– Какой ещё вывод можно сделать?
8. Домашнее задание: Чтение по ролям/инсценировка/продолжи историю.