Занятие в группе кратковременного пребывания на тему "Учимся думать" (развитие логического мышления)

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками


Учебные пособия «Предшкольная пора»:
Н.Г.Салмина  «Учимся думать. Что, как и с чем связано?» I часть (рабочая тетрадь);
Н.Г.Салмина  «Учимся думать. Что с чем объединяется?» I часть (рабочая тетрадь).

В современных условиях подготовки детей к школе необходимо учитывать основные компоненты школьной готовности. На сегодняшний момент ребенку не достаточно дать определенный запас знаний и представлений (научить считать, писать, читать). На первый план выходит психологическая и физическая готовность к школе.

Пусть первоклассники лишь в общих чертах представляют содержание и цели своих будущих занятий – важна готовность к усвоению знаний.

В работе с детьми я использовала технологию развивающего и личностно ориентированного обучения: игровой и проблемный подходы, учебный диалог,  создавала ситуацию выбора и успеха и др. Игра – основной метод дошкольного образования, ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе). Таким образом, работаем в игровом плане, следовательно, вызываем интерес к учебной деятельности.

Программа «Предшкольная пора» не дублирует программу 1-го класса. Система игр, тренировочных упражнений, которые мы предлагаем детям, способствует формированию умения учиться, умению осознавать свои успехи и недостатки и планировать ближайшую деятельность, направленную на позитивные перемены. Отличительной чертой программы является наглядность, комплексность.

Работа по комплекту «Учимся думать» («Что это такое?», «Что за чем следует?», «Что с чем объединяется?», «Что, как и с чем связано?») формирует у детей начальные логические и математические знания, умение оперировать знаками и символами.

На  занятиях  использовала  разные формы работы:
– фронтальный метод;
– индивидуальный (дифференцированный);
– парный метод

Таким образом, приобщаем к работе с коллективом. Ребёнок становится субъектом образовательного процесса.

 Слияние педагогического и психологического воздействия на дошкольников создает хорошие перспективы для формирования учебной мотивации.

Образовательные задачи:

  • формирование  начальных  математических знаний, умение оперировать знаками и символами;
  • развивать логическое мышление, память, внимание учащихся; умение сравнивать, наблюдать и делать выводы; умение классифицировать, обобщать;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развитие мелкой моторики кисти руки;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование и развитие коммуникативных умений (обучать умению слушать и слышать другого);
  • воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях;
  • познакомить с навыками саморегуляции;
  • повысить уверенность ребенка в себе и своих силах.

Воспитательные задачи:

  • знакомство с правилами поведения в школе;
  • воспитание устойчивого интереса к знаниям, которые дают в школе;
  • воспитание прилежания, аккуратности, активности.

На занятии использовала следующие методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: показ мультимедийных материалов, карточки – дорожки)

Оборудование:

  • Н.Г.Салмина  «Учимся думать. Что, как и с чем связано?» I часть (рабочая тетрадь) стр.55;
  • Н.Г.Салмина  «Учимся думать. Что с чем объединяется?» I часть ( рабочая тетрадь)стр.58,60.61;
  • презентация «Учимся думать» (Приложение 1);
  • мультимедиа проектор;
  • карточки-дорожки

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

– Здравствуйте, ребята.
– Сегодня мы с Вами на занятии подумаем, поразмышляем, поиграем.
–  Все готовы?!

Задание № 1 (Приложение 1, слайд 2)

– На какие две группы можно разделить данные знаки? (Буквы и цифры)
– Запишите буквы и цифры в разные круги.
– Какие буквы записали? (А, Б, В, Д, Е)
– Сколько? (5)
– Какой знак нарисуем? (знак буквы А)
– Какие цифры записали? (1, 2, 5, 6, 7)
– Сколько? (5)
– Какой знак нарисуем? (знак 1)
Слайд 3
– Обратите внимание, чем отличается нижняя схема (есть пересечение, которое закрашено желтым цветом)
– Кто догадался, что запишем на желтом фоне?
– По какому признаку будем рисовать буквы и цифры?
– Правильно, буквы и цифры красного цвета. (1, 2, 5, Е, Д)
– Ребята, а какой знак мы можем написать? (У нас есть подсказка на наклейках)

Задание № 2 (слайд 4)

– Найдите лишнюю картинку (ножницы)
– Отметьте её V.
– Как можно назвать все картинки одним словом? (строительные инструменты).
– Наклейте знак для инструментов.
Слайд 5
– Посмотрите на картинки во втором ряду.
– Что изображено? (весы: аптечные, чашечные, напольные, бытовые)
– Найдите лишнюю картинку (часы)
– Отметьте её V.
– Как можно назвать все картинки одним словом? (весы).
– Наклейте знак.
Слайды 6-9
– Ребята, а теперь вы поработаете в парах. Найдите в каждом ряду лишний предмет, отметьте V и наклейте общий знак для группы.
– А  теперь посмотрите на слайды и сравните свои ответы с правильными.

Физкультминутка (включаем демонстрационную видеозапись)

Задание № 3 (слайд 10)

(Классификация по двум признакам)

– Ребята, посмотрите на таблицу.
– Кто из вас догадался, что изображено в первом столбике? (положение рук)
– А во втором? (фигурка мальчика)
– В третьем? (фигурка девочки)

Постепенно заполняем таблицу.
В первой строчке м. и д. – руки вверх, во второй – руки в стороны, в третьей – руки вниз.

– Теперь посмотрите на круги. Кто из вас догадается, по какому признаку размещены фигурки в кругах?
– Какие фигуры изображены на желтом фоне? На светло-зеленом?
– А в пересечении? (д и м – руки вверх)
– Теперь посмотрите на круги внизу страницы. По какому признаку нарисованы фигурки на желтом фоне? (в пересечении двух кругов – д. и м. – руки в стороны)
– Сколько таких фигур? (три)

Задание № 4 (слайд 11)

– Ребята, посмотрите, у вас на столах розовая дорожка.
– Как вы думаете, что обозначает розовый круг на квадрате? (полоска розового цвета)
– Продолжаем наше путешествие наверх. По дорожке какого цвета мы идем? (голубой)
– Кружки какого цвета поставим? (розовый и голубой)
– Продолжаем путь по желтой дорожке (роз., гол., желтый)
– Продолжаем путешествовать по зеленой дорожке и фиолетовой. Какие круги поставим?
– А теперь давайте придумаем свой путь. Каким цветом нарисуем следующую дорожку? (на выбор)

Задание № 5 (слайд 12)

– Мы продолжаем с вами путешествие на поезде.
– Что необычного вы заметили? Есть пустые окошки.
– А какой вагон заполнен? (последний)
– А каких чисел не хватает в предыдущем вагончике? (9 и 7)
– Допишите пропущенные числа в вагончиках.
– А теперь давайте вместе посчитаем в обратном порядке от числа 12.
– Проведите стрелочки к соответствующей карточке с точками. слайд № 13

Подведение итога занятия

– Ребята, Вам было интересно?
– Какое задание понравилось?
– Что запомнилось?