Подростковый возраст является труднейшим периодом в жизни человека, так как несет в себе значительные изменения в самосознании взрослеющего ребенка. Именно в этот период формируются чувство взрослости и “Я - концепция”, появляется рефлексия.
В исследованиях сотрудников научно-методического центра “Диагностика. Адаптация. Развитие” им. Л.С. Выготского отмечалось, что развитие Я-концепции и самооценки является главным содержанием развития в подростковом возрасте. По мнению многих авторов, при оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.
Контингент обучающихся вечерней школы неоднороден. Его можно разделить на две группы:
1. Взрослая часть контингента с большим перерывом в учебной деятельности, сопровождающимся, как правило, весьма ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности.
2. Подростковая социально и профессионально никак не определившиеся с явно выраженным негативным опытом обучения в других общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и учебной деятельности вообще.
Опыт работы педагога-психолога и социального педагога вечерней школы показывает, что наиболее успешный способ коррекции эмоциональных и поведенческих состояний с обучающимися различных возрастных групп - проведение занятий с элементами тренинга, которые помогают сформировать необходимые навыки, отработать оптимальную личную стратегию поведения в типичной ситуации и дают возможность организовать активность обучающихся в пространстве и времени с целью достижения изменений в их жизни и в них самих (Вачков И.В., 2004 г.) В результате подростки знакомятся с положительным образом “Я”, через познание САМОГО СЕБЯ. Сформированость навыков самооценивания наиболее важна для подростков вечерней школы и помогает им поверить в свою успешность не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.
Разработка занятия с элементами тренинга “Теория САМОГО СЕБЯ”
Целевая группа: подростки “группы риска”
Продолжительность занятия: 45 минут
Оборудование, оснащение: медиапроектор, бумага формата А4, фломастеры, карандаши, кисточки, краски.
Форма занятия: занятие с элементами психологического тренинга.
Используемые методы: визуализации, ролевой игры, обсуждения, метод словесного изложения, метод демонстрации, беседа, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод рефлексии, метод взаимного оценивания.
Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, прием саморефлексии, прием обратной связи.
Цель: изучить свойства самооценки подростков и ее влияние на характер.
Задачи:
- Создание условий для личностного роста подростков с девиантным поведением, формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир, ориентация в нем и выработки собственных формул позитивного мышления.
- Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Приветствие и разминка.
Упражнение “Комплимент внешности”.
Цель: помочь друг другу преодолеть робость и неуверенность в себе. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.
Группа стоит в кругу. Нужно сказать комплимент участнику, стоящему справа от себя. При подаче комплимента нужно обратиться к участнику по имени (Таня! У тебя красивые глаза). Тот участник, который принимает комплимент, должен поблагодарить за комплимент и повторить его (Спасибо, Аня! У меня красивые глаза).
Анализ:
- Что было удивительно услышать от других?
- Кто-нибудь чувствовал себя не ловко, когда ему говорили комплименты?
3. Основная часть занятия.
Ведущий: мы с вами продолжаем изучать свойства личности и сегодня мы поговорим о самооценке. Очень часто происходит так, что человеку долгое время не удается достичь поставленных целей. Он старается, делает все по плану, но дела все равно не идут. Почему так происходит? Давайте постараемся разобраться.
Одним из основополагающих факторов, влияющих на успех дела, является уверенность человека в своих силах и самооценке. Самооценка, к слову сказать, должна быть на уровне, то есть соответствовать навыкам человека и тому, что он собой представляет. Давайте теперь определим, какая бывает самооценка и как она влияет на характер.
Упражнение “Я”.
Цель: знакомство с различными гранями самооценивания.
Участникам группы раздаются листы бумаги формата А-4 с вырезанной внутри рамкой и три буквы “Я” разной величины (большую, маленькую и размером с рамку). Ведущий предлагает подросткам попробовать вместить каждую букву в предлагаемую рамку (приложение 1).
Анализ.
- Какая “Я” без затруднений прошла через рамку?
- Как маленькая “Я” соотносится с размерами рамки?
- Удобно ли существовать самой большой “Я”?
Вывод: Завышенная самооценка иногда способна сослужить дурную службу, оттолкнуть от Вас людей и выставить Вас эгоистом и единоличником. Что касается заниженной самооценки, то это прямой путь к провалу любого дела. Как говорится, как Вы к миру, так и он к Вам. Если все время сомневаться и сетовать на то, что ничего не выйдет, так оно и получится. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Ведущий предлагает участникам попробовать себя в роли неуверенного человека, который не может никому сказать “нет”.
Упражнение “Марионетка”.
Цель: развитие навыков принятия решения.
Ведущий вызывает добровольца для участия в упражнении. Подросток садиться на стул. К рукам и ногам прикрепляют веревочки. Другие участники занятия начинаю аккуратно натягивать веревки.
Анализ.
- Как ты себя чувствовал в роли марионетки?
- Что хотелось тебе больше всего: остановить игру или тебе было все равно?
- Как можно остановить игру?
Показ мультфильма “Баран оптимист” (https://yadi.sk/d/0q2aHs6OdU8SE).
Цель: разрешение внутриличностного конфликта и осознание себя с позитивной стороны
Анализ высказывание участников группы о мультфильме.
Ведущий подводит к мысли, что уверенный в себе человек, реально оценивающий свои возможности, реально оценивает окружающий его мир.
Упражнение “Рисование себя”.
Ведущий: сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, схематично, цветом, коллажем, как захочется. Для рисования можно использовать любую бумагу и любые письменные принадлежности (предоставляется бумага разного формата, и разных цветов, фломастеры, карандаши, ручки, мелки и т.д.)
После рисования проводится обсуждение.
Ведущий: ранее Вы проходили диагностику “Самооценка” (методика исследования самооценки личности Будасси). Результаты диагностики получились следующие (каждый участник получает свои результаты). Теперь Вы знаете уровень собственной самооценки, и как она может повлиять на ваше поведение и характер, попробуйте выработать уверенность в себе.
Упражнение: “Портрет уверенного человека”
Цель: формирование образа самодостаточного человека.
Обсуждение фразы: “Человеку нужно, прежде всего, верить в себя”.
Отвечая на вопросы ведущего, подростки устно “рисуют портрет” человека, который верит в себя.
- Если человек верит в себя, то какую одежду он предпочитает носить?
- Как общается с друзьями? С родителями?
Подростки делают вывод, что вера в себя необходима человеку для его развития, для достижения успехов в различных делах.
3. Рефлексия.
Цель: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности “я”.
Упражнение “Футболка с надписью - в подарок”.
Участники занятия познакомились с индивидуальными особенностями друг друга. Теперь каждому из них представилась возможность подарить виртуальную футболку, на которой есть надпись. Эта надпись отражает то эмоциональное отношение к любому участнику занятия, которое сложилось в ходе работы, или существовало ранее.
Ведущий: Ребята, спасибо за работу! Надеюсь, что приобретенные знания на занятии помогут вам в дальнейшей жизни правильно и адекватно оценить не только себя, но и других.