Цель проекта: Повысить мотивацию к овладению правильным звукопроизношением, помочь детям усвоить артикуляционный и акустический образ звука, необходимый для правильного звукопроизношения, а также повысить возможности полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта:
Речевое развитие.
- Совершенствовать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память.
- Исследовать и осмыслить ребенком положение органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
- Закрепить осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
- Уточнить артикуляционный и акустический образ изучаемых звуков, необходимый для правильного звукопроизношения. Закреплять понятие “звук”.
- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
- Повысить интерес родителей и компетентность воспитателей к коррекционному процессу.
- Повышать уровень мотивации и готовность к школьному обучению.
Гипотеза:
- Мы будем правильно говорить все звуки, если научимся различать и слышать их в речи, а так же выучим артикуляционную гимнастику.
- Краткое содержание проекта:
Работа с детьми
- Знакомство с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”.
- Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.
- Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”.
- Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”.
Работа с семьей
- Консультация для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;
- Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета “Трудные звуки”
- Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами
- Консультация “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”
- Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” (на все звуки)
- Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Ожидаемые результаты (продукт проекта)
Практический результат проекта
- Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников первоначальных умений и навыков по развитию речевых способностей детей логопедической группы.
- Повышение у детей интереса к коррекционному процессу, ознакомление с артикуляционной гимнастикой, Изготовление игр для изучения и различения звуков и использование их детьми в свободной деятельности. Овладение детьми правильным произношением звуков и в дальнейшем обеспечить контроль со стороны родителей и воспитателей за правильным звукопроизношением.
- Развитие у детей речевой активности, любознательности, коммуникативных навыков, познавательной активности.
- Презентация индивидуальных буклетов “Трудные звуки”, их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
- Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
- Праздник правильной речи.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Проблема
Последнее время наблюдается рост детей с речевыми нарушениями, которые с большими трудностями усваивают звуковую культуру речи. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому необходимо практическим путем закрепить и дифференцировать отсутствующие звуки.
Актуальность
Что мы знаем о звуках речи?
Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Чтобы научиться хорошо разговаривать, дети должны уметь четко произносить все звуки родного языка. Обычно этот процесс происходит по подражанию, однако иногда требуются специальные занятия, для того чтобы овладеть правильным произношением звуков. Если ребенок умеет хорошо говорить, он легко может найти себе друзей, организовать игру, пообщаться с ровесниками и взрослыми. В нашей группе еще не все дети умеют правильно и четко произносить звуки, поэтому нам необходимо организовать работу по овладению правильным звукопроизношением.
Что хотим узнать?
В беседе выяснилось: все дети хотят научиться хорошо говорить. Однако им пока трудно произносить “непослушные” звуки. В этом нам может помочь артикуляционная гимнастика и “Сказка о веселом язычке”. Кроме того необходимо научиться “слышать” и различать эти звуки между собой. Здесь можно использовать различные игры и упражнения, которые необходимо подобрать.
Что нужно сделать, для того, чтобы...
Чтобы научиться хорошо говорить, надо: очень хотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда в этом могут помочь воспитатели, родители и друзья.
Чтобы запомнить правильное произношение трудных звуков, можно сделать разные игры, подобрать сказки о “Веселом язычке”, картинки для успешного овладения трудными звуками “Веселый звуковичок”, речевое лото.
Этапы работы над проектом
1. Поисковый
Поиск и анализ проблемы:
Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. Как мы вышли на проблему? В ходе непосредственной образовательной деятельности Максим рассказывая о птицах, не произносил звук “Р”, Игорь удивился и сказал: “Это очень просто, нужно подуть на язык” В ходе беседы выяснилось, что Игорь научился правильно говорить этот звук дома и в детском саду. Я решила поддержать этот разговор и стала задавать вопросы детям:
- Какие еще звуки “трудные”?
- Кто хочет научиться правильно говорить?
- Для чего это нужно?
- Как этому можно научиться быстро?
- Что же мы должны будем делать, чтобы научиться говорить четко и красиво?
Дети предложили некоторые варианты решения: Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, играть в игры: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.
Выбор формы продукта:
- Какие игры можно сделать, для того, чтобы научиться различать звуки?
- С кем и где мы будем с ними играть?
- Всё, что мы узнаем о звуках, куда можем поместить?
Определение темы проекта и названия продукта:
В ходе беседы определились с названием “Царство звуков”, с перечнем игр для различения звуков в самостоятельной речи.
Постановка цели проекта:
Цель: научиться красиво и правильно говорить все звуки.
Задачи:
- Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора, возражения.
- Развивать познавательные способности, речевую активность.
- Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
- Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.
Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.
Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.
2. Аналитический.
Анализ и подбор ресурсов:
Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что-то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)
Сбор и изучение информации:
Учителю-логопеду подготовить и провести консультацию для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;
Совместно с ребенком вести индивидуальный буклет “Трудные звуки”.
Использовать буклет в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Деятельность детей на данном этапе:
Дети активно участвуют в разучивании артикуляционной гимнастики, помогают учителю – логопеду и родителям в красочном оформлении игр на развитие фонематического восприятия.
Деятельность педагога:
- Консультация учителя-логопеда для воспитателей: “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”
- Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” (на все звуки)
- Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
3. Практический
В ходе практической части проекта дети знакомятся с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”
Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.
Использовать при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”
Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”
В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию, дома с родителями изготовить игры для ознакомления со звуками: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.
Принять участие в празднике “Правильной речи”.
Деятельность педагога:
Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)
Деятельность детей:
Формировать знания об артикуляционных укладах “трудных звуков”, умение слышать их, различать и выделять, а так же правильно произносить эти звуки.
4. Презентационный
На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.
Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.
5. Контрольный
Дети принимали активное участие: демонстрировали умения правильно произносить “трудные” звуки, различали схожие по артикуляционным и акустическим признакам звуки.
Дальнейшее использование продукта проектной деятельности
Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать звуки и овладевать звуковым анализом и синтезом под руководством педагогов.
Значение проекта
Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате работы над данным проектом, дети стали лучше произносить звуки, научились слышать, выделять, различать сходные между собой звуки.
Содержание деятельности
№ п/п | Деятельность участников проекта. | Сроки | Участники |
1 | Поисковый этап. Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов. |
сентябрь | Дети, логопед |
2 | Аналитический этап. Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно. |
сентябрь | Дети, логопед |
3 | Привлечение родителей к сбору информации о звуках. Изготовление буклета “Сказка о Веселом язычке”. | сентябрь | Логопед |
5 | Практический этап. Разработка планирования занятий по постановке правильного звукопроизношения для детей средней и старшей групп ДОУ |
15.09.14. | Бондаренко Т.И. |
6 | Консультации для педагогов и родителей: “Нарушение звукопроизношения. Их причины и виды” | 10.10.14. | Логопед, воспитатели |
7 | Чтение стихотворений детям И. Лопухина “Песенка про звуки”, “Мы со звуком Ш играем”, “Мы со звуками играем”, “Буква Р” А.Барто, “Беда Олесика” Н.Тимчак; “Почему?” П.Высоцкий | В течение года | Логопед, воспитатели |
8 | Слушание диска Т.А. Ткаченко “Персональные упражнения” | в течение года, по мере изучения. | Дети, родители |
9 | Составление описательных рассказов о звуках. | октябрь | дети |
10 | Знакомство с органами артикуляции, рассматривание и изготовление профилей звуков. | ноябрь | дети |
11 | Подбор картин на заданный звук. С различным положением звука: начало, середина, конец слова. | октябрь. | дети |
12 | Выполнение заданий в тетрадях: “Шагаем по клеточкам”. | еженедельно | дети |
13 | Изготовление буклетов “Трудный звук” | По мере постановки звуков | Дети, логопед |
14 | Раскрашивание картинок на изучаемый звук. | По мере изучения букв | воспитатели |
15 | Запоминание характеристики звука и его артикуляции. | По мере изучения звука | Дети под руководством взрослых |
16 | Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам. | В НОД, в играх. | Логопед, воспитател |
17 | Изготовление игр на формирование фонематического восприятия: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”. | В течение года | Дети, логопед, родители |
18 | Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровые приемы анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др. | В течение года | Дети, логопед |
19 | Презентационный этап. Презентация проекта: “Праздник правильной речи” Участие родителей в презентации проекта. |
ноябрь | Родители, педагоги, дети |