Работы над техникой речи и мастерством общения.
1. Гимнастика, вырабатывающая правильное дыхание.
2 Дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями.
3. Упражнения, вырабатывающие продолжительный речевой выдох.
4. Комплекс релаксационной гимнастики, помогающий при постановке голоса.
5. Как проработать речевые мышцы, нуждающиеся в тренировке (нижняя челюсть, язык, мягкое нёбо).
6. Работа над артикуляцией всех гласных и согласных звуков.
7. Упражнения для постановки голоса, позволяющие настроить тембр и нужную высоту.
8. Овладеваем искусством речи, занимаясь упражнениями, которые позволят заполнять голосом тело и пространство.
9. Интонации, необходимые для логической речи.
10. Выработка навыков, позволяющих конструктивно взаимодействовать с собеседником.
11. Психологические упражнения для развития голоса.
Цели, достигаемые в тренинге красноречия:
1. Правильная четкая дикция при умелой постановке голоса.
2. Устранить все дефекты, встречаемые в речи (не нервозного порядка).
3. Умение заполнять голосом пространство, держать под контролем темп, тембр речи и высоту голоса – этапы овладения искусством речи.
4. Умение владения коммуникационной активностью.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
(упражнения питания голоса)
1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
- Капля и камень долбит.
- Правой рукой строят – левой ломают.
- Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
- На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
- Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
- Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для постановки голоса. В легких не должно быть избытка воздуха, который в таком случае стремится вырваться наружу, заставляя чрезмерно напрягаться голосовые связки, и не должно быть дефицита воздуха, так как это может вызвать неблагоприятные последствия в легких. Научиться верно использовать выдыхаемый воздух — одна из сложнейших задач.
- Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.
- Упражнение 2. Повторите задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.
- Упражнение 3. Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.
- Упражнение 4. Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее".
Для работы по укреплению и развитию голоса можно рекомендовать произнесение гласных звуков в различных сочетаниях:
1
и, э, а, о, у, ы
е, я, ё, ю
2
и-э, и-а, и-о, и-у
э-о, э-у, э-а, э-и
а-о, а-у, а-и, а-ы
о-ы, о-и, о-э, о-у
у-о, у-и, у-ы, у-а
3
а, э, и, о, у, ы
э, и, о, у, ы, а
и, о, у, ы, а, э
о, у, ы, а, э, и
у, ы, а, э, и, о
ы, а, э, и, о, у
Психологические упражнения для развития голоса.
Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. В результате тембр голоса изменится, ваш голос разовьётся и станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, ибо это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность.
1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
ииииииииии
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу
Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук "у".
2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.
Особое внимание следует уделить звуку "р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите" как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте "рычать": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнесите следующие слова:
роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.
3. "Упражнение Тарзана" помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки "ииииииииии" и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.
Теперь проделайте это же упражнение со звуками:
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу
По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.
Мониторинг реализации программы “Работа над техникой речи”
Созданная мной работа по технике речи позволяет решать вопросы развития социально-активной, творческой личности, дикции.
Программа направлена на всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей. Последняя диагностическая программа проводилась в 2014году.
Данные диагностического обследования техники речи позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы.
На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.
Дифференциация коррекционно-педагогического процесса осуществляется на разных уровнях.
На уровне группы по технике речи - данные диагностического обследования используются для отбора содержания работы с детьми группы “Берёзка”( 20 человек ).
На индивидуальном уровне – выявляются индивидуальные особенности и при необходимости намечается индивидуальный маршрут коррекционной работы по технике речи. Для максимального раскрытия потенциала ребенка подбираются эффективные методы и приемы логопедического воздействия (использование технологий разноуровневого образования).Индивидуальная работа с детьми(Мелиса Н.,Алена К.,Катя П).
Основной этап: оперативно-прогностический
Содержание:
- решение задач, заложенных в реализуемых программах
- мониторинг динамики развития техники речи
Назначение мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей.
В январе сделали контрольный срез по усвоению детьми основных компонентов программы по технике речи.
Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
Заключительный: контрольно-диагностический
Содержание:
- анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.
- оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).
Итоговая диагностика техники речи – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей.
В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим.
Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе.
Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия по данной проблеме. С другой стороны - закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.
Представленная диагностика познавательно-речевого развития детей
- имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер
- отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников
- способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития
- создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня развития техники речи.
Мониторинг техники речи детей показал: в результате систематического проведения занятий получен результат у 80% детей улучшилась дикция, дети стали более раскрепощенными и уверенными в себе.
http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/diagnosticheskiy-proektЗаключение
Ораторское искусство требуется везде. Вся наша жизнь связана с общением - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Вы понимаете, что такой оратор на голову выше остальных.
Говорить, конечно же, можем мы все, даже малые дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может не каждый. Но каждый может научиться, работая над техникой речи и мастерством общения. Это работа, цель которой - помочь всем лучше использовать свои скрытые возможности при помощи совершенствования речи. А совершенствовать свое ораторское мастерство можно беспредельно и делать это никогда не поздно. Работа над техникой речи - это тренинг личностного роста, раскрывающий внутренний потенциал каждого целеустремленного человека. Начинать надо с дошкольного возраста.
Литература.
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
2. Никольская С.Т. Техника речи. М.: “ЗНАНИЕ”, 1978.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. По ред. Полат Е.С. М.,2005
4. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии. М.:Наука,1999
5. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд-во МГУ, 1964. Сарычева Е. Сценическая речь. - М., “Искусство”, 1955. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. Пособие для учителя. - М.: Госучпедгиз МП РСФСР, 1959.