Лекция-концерт "Раскрашенный ритм"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Оборудование: компьютер, презентация Power Paint, аудиозаписи.

Звучит музыка “St. Louis Blues” W. C. Handy

Презентация.

Ребята, сейчас мы прослушали музыкальное произведение. Может быть, кто-то скажет, к какому музыкальному стилю оно относится?

Да, это джаз. Джаз многолик, история джаза – часть истории ХХ века. Сегодня мы познакомимся с истоками джазовой музыки, различными стилями в джазе, а также с самыми известными джазовыми исполнителями. Слайд 1

А помогать мне будут учащиеся моего класса, которые исполнят джазовые пьесы различных стилей из джазовых сюит современного композитора Александра Доренского. История подлинного джаза насчитывает уже много десятилетий. Родина джаза  - США. За это время он неоднократно умирал, возрождался, переживал кризисные процесс, причины которых не изучены полностью. В развитии джаза отразились многие  проблемы неспокойного XX века: обострение социально-классовых противоречий, рост самосознания угнетенных наций и народов, проблемы морали в буржуазном обществе. Возникновение джаза связано с периодом рабства в южных штатах Америки. Африканские негры насильственно вывезены в Америку и обращены в рабство. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Слайд 2

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой. Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Это был первый этап развития джаза: ритмы западной Африки. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас, пожалуйста отбейте два удара ногами. А теперь, на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью чёрной расы является умение улавливать и воспроизводить любой, даже самый трудный и невообразимый ритмический рисунок. Кроме ритма, европейцев завораживала манера пения африканцев - причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение – с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны.

“Пусть воют”,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.

“Пусть воют”,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно”.

Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”.

И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Такие песни позже назовут “холлерс” - “песни-крики”. Слайд 3

Но, привезя негров на плантации, и пытаясь более успешно управлять ими, рабовладельцы объединили негров в единую православную веру.

Обращая чернокожих невольников в христианство, американским священникам не стоило большого труда убедить неграмотных людей в том, что все земные муки посланы Богом, и что за эти мучения они получат райское блаженство после смерти. Но распевание религиозных псалмов не смогло превратить новообращенных христиан в смиренных и послушных. Наоборот. Религиозные песнопения как бы взорвались страстным и заразительным ритмом чёрных. В маленьких церквах американского Юга зазвучали иные песни: певец или певица, импровизируя на библейские темы, вопрошал Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за Бога, прихожане оглашали церковь хлопками в ладоши, притоптывали в такт ногами, ударяли в тамбурины. И эта горячая, резкая, ритмичная музыка вызывала чувство единения, подъем сил и духовный экстаз.

Так появились негритянские духовные песни “Спиричуэлсы”, в которых поющий разговаривал с Богом, как с равным, заклиная его сойти на землю и покарать злых и жестоких. Музыка вернула людям чувство собственного достоинства. Слайд 4

Спиричуэлсы вышли за пределы церкви и первый концерт, в котором прозвучала эта музыка, состоялся в 1871 году.

Одной из лучших исполнительниц по праву считается Мэхелия Джексон. Слайд 5

Звучит спиричуэлс “Sear Me Lord” в исполнении М.Джексон

Также одной из песенных форм музыкального фольклора американских негров являются Трудовые песни (work songs). Они имеют африканские корни и являются одним из самых ранних жанров. В основе трудовых песен лежит вопросно-ответная структура (как в блюзе). Исполняется обычно запевалой в сопровождении группы певцов, однако существуют и сольные. Темп трудовых песен зависит от характера выполняемой работы и может быть самым различным. Трудовые песни создавались в процессе труда и имели большое значение для негров во время рабства. Они хотя бы частично облегчали монотонный и изнурительный ручной труд на плантациях, рисовых полях, в шахтах, каменоломнях, рудниках, на строительстве дорог и т. п. Оказали большое влияние на формирование и развитие джаза.

Песняиз эстрадно-джазовой сюиты № 5 А.Доренский

Спиричуэлсы были предвестниками новой музыки. Но главным её источником стали блюзы, песни-исповеди, в которых было всё, что составляло жизнь и несчастье их творцов: обманутая любовь и разлука; тоска по дому, которого нет; ненависть к рабской непосильной работе; вечная нищета, безденежье, голод, - всё могло стать блюзом. В 30-е годы “отец блюзов” Вильям Кристофер Хенди говорил: “В блюзах - наша история, ответ, откуда мы вышли и что испытали. Блюзы выросли из нашего унижения и нужды, из наших надежд”. Слайд 6

Блюз оказал огромное влияние на формирование и развитие джаза. Блюз и джаз вошли в мировое искусство в одно и то же время - в 10-20-е годы XX века. Блюзы довольно быстро стали популярны среди музыкантов различных направлений. Увлечение блюзами носило массовый характер. Первый сборник блюзов был издан Уильямом Хенди в 1912 году. С этого периода в практику вошел и сам термин. Идейная сущность блюзов была созвучна психологии послевоенного поколения, тяготеющего к состояниям страдания, тоски, чувствам неразделенной любви, “красоты человеческого горя”. Тематика блюзов несколько менялась, в зависимости от периода написания.

К началу 20 века сложилась определенная форма блюза:

- Поэтический текст – трёхстрочный, в котором повторяется первая строка:

Я бездомным стал – лучше б умереть,
Я бездомным стал – лучше б умереть,
Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть.

- Каждая фраза (короткое мелодическое предложение) составляет 4 такта. Всего тактов 12, что и составляет классический джазовый “квадрат”.

Сейчас вашему вниманию будет представлен современный блюз.

“Блюз” из эстрадно-джазовой сюиты № 5 А.Доренский

Говоря о блюзе, нельзя не упомянуть такого великого джазового музыканта, как Луи Армстронг. Слайд 7

Луи Армстронг (4 августа 1901 – 6 июля 1971) - афроамериканский джазовый музыкант, трубач,певец - едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве он соединилнесоединимое: неповторимо индивидуальный тип самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский хот-идеал с европеизированными идиомами свинга и модерн-джаза. Армстронга часто называют “отцом” джаза.

У Луи Армстронга есть одна песня, которая вошла во все лучшие альбомы- “What wonderful world”.

Звучит песня “Wonderful world” в исполнении Луи Армстронга

Труба, кларнет, тромбон и ударная группа: барабаны, контрабас, ритм – гитара, фортепиано - такой состав оркестра относят к самому раннему стилю джаза, который нравился не только неграм, но и “чистой”, белой публике. В то время по Миссисипи ходили смешные колёсные пароходики, на которых обязательно играли маленькие негритянские оркестры. Всё дальше и дальше распространялась новая музыка, все интересней и разнообразней становился их репертуар. И вот уже “белые” оркестры стали играть музыку чёрных, но очень не хотели, чтобы их путали, и тогда они придумали добавить в название оркестра слово “Диксиленд”, которое должно было обозначать, что в оркестре играют только белые музыканты.

Мы можем послушать, как звучал один из первых таких оркестров: Original Dixieland Jass Band - новоорлеанский джаз бэнд, записавший первую в истории джазовую пластинку в 1917 году. Слайд 8

“Liveri Stable Blues” (слушание фрагмента)

В состав оркестра входили: барабаны, тромбон, корнет, кларнет, пианино.

Прошло совсем немного времени и оркестры стали объединять музыкантов не по цвету кожи, а по мастерству, умению импровизировать, что является неотъемлемой частью профессионализма джазмена.

Регтайм (англ. Ragtime, от ragged, (буквально - неровный, рваный) time - синкопированный ритм) - стиль фортепианной игры и связанный с ним жанр танцевальной фортепианной пьесы, сложившийся к концу XIX века. По происхождению связан с “трактирной” музыкой северо-американских негров, приемами игры на банджо, танцем кэкуок. Слайд 9

Специфика регтайма - в несовпадении регулярной ритмической пульсации в партии левой руки (равномерное чередование баса и аккорда в широком диапазоне) и свободно синкопированной полуимпровизациониой темы в партии правой. Регтайм достиг расцвета в начале XX века, распространившись на оркестровую игру и подготовив джаз (отсюда название раннего джаза Регтайм). Регтайм, как предвестник джаза, один из источников его зарождения, требует более пристального нашего рассмотрения.

Своим происхождением регтайм обязан, прежде всего, кэкуоку. Характеристики раннего регтайма почти ничем не отличаются от стиля кэкуока. Кэкуок - это комедийная сцена - променад кукольной клоунады, которая являлась обязательной составляющей менестрельного шоу музыкального театра США. Сцена-променад исполнялась танцорами (танцором) и банджоистом. Музыка “променада”, исполняемая на банджо, в своей основе была маршеобразной. Яркость, блеск театрального шоу проявились в регтайме блестящей виртуозностью, комической эксцентричностью, особой эмоциональной сдержанностью, юмористической танцевальностью. Регтайм, в отличие от кэкуока, исполняющегося на банджо, неотделим от тембровых особенностей, и виртуозной техники фортепиано. Фортепианность регтайма отличалась от сложившейся в то время академической манеры игры. Здесь фортепиано трактовалось как “ударный” инструмент. Механичность, “беспедальность” исполнения прорезалась жесткими, предельно четкими акцентами.

“Регтайм” из эстрадно – джазовой сюиты №1 А.Доренский

Джаз оказал влияние на другие формы музыкального искусства. Самый известный пример - творчество известного американского композитора Джорджа Гершвина. Слайд 10

Сперва Гершвин стал известен своими джазовыми лирическими песнями, в которых уже ясно слышались связи с европейской музыкой. Но на этом он не остановился. Он поехал в негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды, танцы, песни негров. Затем он сочинил оперу “Порги и Бесс”, в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза. Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире. Так возник стиль музыки, получивший название “симфоджаз”.

Фрагмент из “Рапсодии в блюзовых тонах”

Баллада — эпическая песня с драматическим сюжетом; распространена во многих народных культурах. Первоначально у романских народов (в средние века) - одноголосная танцевальная песня. В эпоху Возрождения баллада приобрела лирический характер. Параллельно происходила эволюция баллады - главным образом в Англии, где она, постепенно утрачивая связь с танцем, превратилась в эпическую песню, исполнявшуюся поочередно соло и хором. В США английские, в частности шотландские баллады, подвергшиеся незначительному влиянию негритянского фольклора, получили широкое распространение у негров в виде сольной песни. Баллада часто исполнялась в менестрельных представлениях бродячих театров. Они сыграли значительную роль в зарождении и формировании джаза. Баллада в виде сентиментальной песни 32-тактовой куплетной формы, исполняющейся в умеренном или медленном темпе, распространена в популярной музыке, откуда они часто заимствуются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаци.

“Баллада” из эстрадно-джазовой сюиты №2 А.Доренский

Свинг (Swing) - качание, размах. Имеет несколько значений. 1. Одно из важнейших выразительных средств джаза в целом, связанное с комплексом приемов и приобретающее различный характер в разных

джазовых стилях, в принципе заключается в наличии метроритмической пульсации, при которой возникают отклонения ритмики в различных пластах фактуры от основных метрических долей граунд-бита. Средство создания напряженности, внутренней конфликтности. 2. Оркестровый (затем ансамблевый) стиль джаза, появившийся в 20-х годах (ранний свинг) и особенно широко представленный в 30-40-х годах (классический или зрелый свинг). Слайд 11

“Свинг” из эстрадно-джазовой сюиты №3 А.Доренский

Чарльстон (англ. Charleston), бальный танец. Возник в 1922 году в городе Чарлстон (США, штат Южная Каролина; отсюда название). Основой чарльстона послужили танцы из негритянских ревю, поэтому чарльстон - танец негритянского происхождения. Чарльстон можно рассматривать как одну из форм джаза, вид регтайма, быструю разновидность фокстрота. Музыкальный размер 4/4 (иногда резаный ключ С), ритм остро синкопированный. Был популярен в США и Европе до конца 1930-х годов и в 1960-70-х гг. Родословная шимми, фокстрота, чарльстона восходит прежде всего к негритянскому рэгтайму. Слайд 12

“Чарльстон” Хейд обр. Доренского

Кантри (country and western) - вид народной музыки белых жителей Юго-Запада США. Термин “Кантри энд вестерн” объединяет две разновидности фольклора: песни и танцы (кантри) и ковбойские баллады Дикого Запада (вестерн). Истоки “Кантри энд вестерн” (часто этот термин заменяют одним словом “кантри”) восходят к народному искусству первых белых поселенцев Вирджинии, Каролины, Кентукки, Теннеси и других штатов, обитатели которых преимущественно англокельты - потомки первых колонистов, обосновавшихся в Новом Свете еще в XVII-XVIII веках. Оставаясь изолированными на протяжении двух столетий от крупных промышленных и торговых центров, они продолжали воспроизводить в своей музыке формы, которые в свое время были принесены их предками из Англии, Шотландии и Ирландии. Эти песни и танцы исполнялись обычно в сопровождении банджо или небольшого струнного ансамбля. Долгое время для обозначения такой музыки употреблялся термин “хиллбилли” (hillbilly) - буквально “парень с холмов”. Позже под влиянием фольклора американских негров, в частности блюза, развился исполнительский стиль, получивший название “блюграсс” (bluegrass). В 40-50-е годы мелодии “Кантри энд вестерн”, известные, главным образом, только местным жителям Юго-Запада США, стали обрабатываться профессиональными музыкантами и с помощью популярных певцов распространялись по всей стране. Слайд 13

“Кантри” из эстрадно-джазовой сюиты №2 А.Доренский

Рок-н-ролл (англ. Rock, n, roll, rock and roll, буквально - раскачиваться и вращаться) - песенно-танцевальная форма, возникшая в США в начале 1950-х годов. В основе Рок-н- ролла - упрощенный вариант негритянской танцевально-бытовой музыки “ритм-энд- блюз” в сочетании с элементами “кантри-энд-вестерн”, “буги-вуги”, и стиля диксиленд. Рок-н-ролл дал жизнь новым танцевальным жанрам рубежа 50-60-х годов (твист, шейк, мэдисон, джайв). Он стал одной из основ современной музыки. Слайд 14

“Рок-н-ролл” из эстрадно-джазовой сюиты №9 А.Доренский

Фокстрот (англ. foxtrot, от fox - лиса и trot - быстрый шаг) - бальный танец. Возник из регтайма, тустепа и уанстепа в США, в 1910-х годах распространился в Европе. Темп умеренно быстрый, музыкальный размер 4/4, ритмика маршеобразная, синкопи рованная. В 1920-х годах происходит разделение на “быстрый фокстрот (quick foxtrot), или квикстеп (quickstep - быстрый шаг), и обычный фокстрот в умеренно быстром движении, который стали называть “медленный фокстрот” (слоу-фокстрот, от английского slow - медленный). Фокстрот породил также другие танцы с элементами джазовой музыки, например, чарльстон, шимми. Слайд 15

Звучит песня “Рио Рита” Тьерни

Вальс Бостон - американский салонный танец, лирического, часто сентиментального характера. Разновидность медленного вальса. Зародился в конце 19 века, особой популярностью пользовался в Америке и Европе в 1920-е гг. От венского вальса отличается паузой в сопровождении на третьей доле, иногда и на второй. Мелодическое начало в Бостоне доминирует над ритмическим, часто используются ускорения и замедления темпа. Слайд 16

“Вальс – бостон” из эстрадно-джазовой сюиты №5 А.Доренский

Танго (Tango) - танец в медленном или умеренном темпе в размере 4/4, латиноамериканского (афроиспанского) происхождения. От аргентинского танго возник и популярный европейский танец того же названия.

“В “эпоху джаза” оджазированию подвергались некоторые танцы, вовсе не имеющие непосредственного отношения к джазу. Особенно это коснулось танго, бостона. В частности, под влиянием джаза появился “блюзовый” вариант танго - с вялым ритмом, слезливой интонацией, предполагающий меланхолическое, ленивое переступание танцующих партнеров. Танго и вальс-бостон прочно вошли в репертуар джазовых коллективов.Слайд 17

“Танго” из эстрадно – джазовой сюиты №9 А.Доренский

Говоря об истории джаза, невозможно не упомянуть “первую леди джаза” - Эллу Фицджеральд.

Эмлла Джейн Фицджемральд (англ. Ella Jane Fitzgerald; 25 апреля 1917, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния, США — 15 июня 1996, Беверли Хиллз, Калифорния, США) — американская джазовая певица, известная также как “Леди Элла” и “Первая леди песни”. Слайд 18

Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации — пении скэтом.

Она является обладательницей четырнадцати премий “Грэмми”. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.). Награждена французским Орденом искусств и литературы (1990).

В 17 лет Элла Фицджеральд лет дебютировала на сцене нью-йоркского театра Аполло. До 1942 года выступала преимущественно в составе бигбэндов. В конце 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара — несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов (Айра заявил, что именно она раскрыла ему подлинную глубину его песен), Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом: “Ella and Louis” и “Ella and Louis Again”. Особенно известен их дуэт на “Summertime” Гершвина.

Элла Фицджеральд, Луи Армстронг

“Summertime” Гершвин

“Первая леди джаза” продолжала выступать до конца 1980-х. Когда она умерла, президент Билл Клинтон выступил со специальным заявлением: “Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны”.

Разговор о джазе можно продолжать очень долго, так как с появлением джаза связано возникновение такого понятие как массовая культура. Джаз дал начало большому количеству музыкальных направлений и открывший дорогу многим певцам. “Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, современная симфоническая и камерная музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. А сейчас мы с вами решим кроссворд, который нам покажет, что из услышанного сегодня вы запомнили. Слайд 19

Джаз - великая культура. Здесь не при чем Африка или Америка, негры и белые, зулусский вождь или Бенни Гудмен. Джаз - культура всемирная. Явление "джаза" включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать. Можно назвать джазом искусство стиля, но это не будет вполне верно. Скорее, джаз - это искусство безупречно выдержать заданный стиль от начала до конца, и без выхода во что-либо большее. Восхитительное искусство без глубины и объема. Границы стиля раздвигаются перед бодрым натиском джаза, сам стиль в джазе становится индивидуален, создавая видимость содержательности. Но увы... Границы всегда есть границы в сравнении с безграничным. И под блистательными нагромождениями свинга - целомудренный вакуум. Поэтому мы можем дать еще одно определение. Джаз - это индивидуальность внешнего и безличность внутреннего. Посему "джаз" - не только музыка; "джаз" - это стиль танца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни. "Джазуют" не только отдельные люди, но и целые сообщества. Наконец, "джаз" - это психология. Слайд 20

Используемая литература.

1. Алексеева, Л. История возникновения джаза. / Л. Алексеева .- М.: Первое сентября, 2010.

2. Беликова С. Джаз. История и современность. / С. Беликова. – М.: Первое сентября, 2010.

3. Доренский А. Эстрадно-джазовые композиции для баяна и аккордеона. /А. Доренский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

4. Казурова А. Джаз в творчестве зарубежных композиторов первой половины XX века. / А. Казурова.: СПб.: 1998.

5. Конен В. Рождение джаза./ В.Конен. - М.: Советский композитор, 1984.

6. Лапаева Н. Этот волшебный джаз. / Н. Лапаева. – М.: Первое сентября, 2010.

7. Музыкальный энциклопедический словарь. Москва, 1990.

8. Овчинников Е. История джаза. Выпуск 1. /Е. Овчинников. - М.: Музыка, 1994

9. Овчинников Е. От классического джаза к свингу. /Е. Овчинников. - М.: Музыка, 1987

10. Симоненко В. Лексикон джаза. / В. Симоненко. – Киев: Музична Украiна, 1981.