Цели урока:
- развитие навыка правильного, осознанного чтения вслух;
- развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, выразительности;
- развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умению видеть их
- иносказательную выразительность;
- воспитание внимания к языку художественного произведения.
Оборудование: презентация к уроку, толковые словари, словари “настроений”.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
Ход урока
I. Оргмомент. Введение в тему занятия. (Слайд 2)
Учитель: Сегодня в очередной раз мы открываем с вами “Поэтическую тетрадь” - раздел нашего учебника чтения. Давайте узнаем, с чем нам предстоит познакомиться, чему научиться.
(Дети изучают первую страницу раздела, где перечислены его цели и задачи).
Дети: Мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов XX века.
У. Чему нам предстоит научиться?
Д. Мы будем учиться определять в стихотворении настроение и чувства поэта.
У. В этом нам будут помогать словари настроений. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что до этого нам не встречалось понятие “лирическое стихотворение”.
Вам следует узнать, что в лирическом стихотворении, даже если оно описывает картины природы, на первом месте стоит его автор, его мысли, чувства, душевные переживания.
Василий Андреевич Жуковский, друг и наставник А.С.Пушкина, даже сравнил лирику с пейзажем души.
- Что такое пейзаж?
Д. - Это описание природы в художественном произведении.
У. – Как тогда вы понимаете выражение “пейзаж души”?
(Ответы могут быть неоднозначными. Дети высказывают разные точки зрения)
- И чудесно, попробуем разобраться в этом сложном вопросе. А поможет нам в этом прекрасный русский поэт – Борис Леонидович Пастернак. (Слайд 3)
II. Беседа о поэте.
“Широко раскрытыми глазами, как ребенок, который все видит впервые, все чувствует, не как взрослые, которые ко всему привыкли, смотрел он на мир". [1] Борис Леонидович всю жизнь не уставал удивляться природе, миру, тайнам вселенной, не уставал ими восхищаться.
(Слайд 4)
А.А. Ахматова одна из первых отметила эту его способность и сказала:
"Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил..."
Многие отмечали его необыкновенную способность передавать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через изображение картин природы. Вот вам, пожалуйста, - пейзаж души!
Борис Леонидович сегодня представит вам душу русской золотой осени в стихотворении "Золотая осень".
III. Работа с текстом.
Вам, живущим в XXI веке, к сожалению, многие слова века минувшего становятся непонятны. Поэтому узнаем точное значение слов.
Слова появляются на экране, дети высказывают предположения, обращаются к словарю. (Слайд 5)
Сказочный чертог - большой, пышно, великолепно убранный дворец.
(Слайд 6)
Просеки лесных дорог... Просека - полоса, узкая дорога, прорубленная в лесу.
У. Но если мы с вами окажемся в сказочном дворце, то такие просеки, как коридоры, проводящие нас из одной залы в другую.
(Слайды 7-8)
Залы вязов, ясеней, осин...
У. Поэт перечисляет деревья. Если в этом лесном дворце целый зал вязов, то возможно это большая поляна с этими деревьями. А если зал ясеней? ...осин?
Д. Это поляны с ясенями, осинами.
(Слайд 9)
Венец на новобрачной...
У. Венец, дети, это буквально "венок". Но в церкви при венчании над невестой и женихом держат золотые короны-венцы.
Липа в стихотворении будет невестой, новобрачной в золотом венце.
Невестой предстанет перед нами и береза.
(Слайд 10)
У нее, по мнению автора не просто лицо, а лик, как на иконах. А ее прозрачная листва сравнивается с "фатой подвенечной и прозрачной".
(Слайд 11)
Погребенная земля.
Слово погребенная происходит от слова погрести, то есть скрыть в чем-либо.
- В чем скрыта осенью земля?
Д. - В листьях.
(Слайд 12)
Флигеля - это небольшие, чаще нежилые домики - пристройки к большому дому.
(Слайд 13)
Вишневый клей...
Дети высказывают предположения.
Оказывается, это и не клей из вишни, и не клей малинового, вишневого цвета. На самом деле такой клей существует. Так называют желтоватую, клейкую смолу, которая выделяется из стволов плодовых деревьев, например, из вишни. Эта смола застывает, медленно растекается по стволу.
(Слайд 14)
Последнее слово - каталог - список, перечень картин, музейных экспонатов, собранных в залах.
Казалось бы, какие разные слова собрал автор, чтобы описать золотую осень. Как они могут оказаться все в стихотворении? Для чего? Нам нужно разобраться.
(Слайд 15)
Если мы посмотрим, как художники изображают золотую осень (И.И. Левитан, В.Д.Поленов, И.С. Остроухов), то увидим, что они пользуются яркими красками.
А какими средствами пользуется поэт?
Он тоже рисует, но рисует словами: эпитетами, сравнениями, олицетворениями.
Давайте послушаем, какую картину создал Б.Л. Пастернак. Вслушайтесь в стихи поэта: созвучны ли они настроению картин художников?
Учитель читает стихотворение, затем дети читают стихотворение про себя для дальнейшего более глубокого анализа.
У. - Какое же настроение испытывает автор, который как будто привел нас в осенний лес? От чего зависят его чувства?
Чтобы более точно ответить, перечитаем стихотворение более подробно.
Чтение 1 строфы. ( Слайд 16)
У. Если вы помните стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”, то в нем Осень “тихою вдовой вступает в пышный терем свой”. Она одна, грустна. А у Бориса Леонидовича Пастернака что для всех открывает Осень?
Д. Сказочный чертог, то есть дворец.
У. Она одна в этом сказочном пышном дворце?
Д. Всякий, кто хочет полюбоваться этой красотой может пройти по дворцу, он открыт для обзора.
У. Да, пройти, чтобы залюбоваться, заглядеться на эту красоту.
- А почему просеки лесных дорог загляделись в озёра? Представьте, мы шли по длинному коридору, просеке в осеннем дворце и вышли к озеру. Какое чувство мы испытали?
Д. Удивление, восхищение, оторопь от неожиданности.
У. Говоря словами Пастернака “загляделись”. Почему?
Д. Очень красиво вокруг.
У. Как же поэту удается изобразить такую картину? С помощью каких сравнений он это делает?
Д. Лес сравнивается с чертогом.
У. Это прямое сравнение или скрытое? Тогда это скорее метафора.
- Какой еще прием использует автор?
Д. Олицетворение. Просеки загляделись в озера.
У. С каким настроением нужно читать эти строки?
Д. С восторженным, загадочным, счастливым настроением.
Дети читают, передавая настроение.
Чтение 2 строфы. ( Слайд 17)
У. Что открывается перед нами в осеннем дворце?
Д. Залы вязов, ясеней, осин.
У. Чем они украшены?
Д. Позолотой небывалой.
У. Какое еще необычное средство использует автор, чтобы “нарисовать”осенний лес?
Д. Лес сравнивается со сменяющимися залами.
У. А какие слова - “краски”, эпитеты использует поэт? Какие чувства испытывает герой, оказавшийся на это выставке?
Д. Возбужденное, возвышенное, торжественное.
У. Прочитаем эту строфу с нужным настроением.
Чтение 3 строфы. ( Слайд 18)
У. А теперь прочитаем, какие красавицы ожидают нас в этом сказочном дворце....
- Какой вы представили себе липу?...березу?
Д. Они очень нежные, светлые, божественные.
У. Не каждый увидит в дереве образ человека, а Борис Леонидович видит не просто лица, а лики.
Какие сравнения он для этого использует?
Д. Обруч золотой - как венец на новобрачной. Листья, как фата- подвенечная, прозрачная.
У. Какое настроение, какие чувства испытывает герой стихотворения, увидевший этих красавиц?
Д. Возвышенное, мечтательное, нежное.
У. Прочитаем вместе с таким настроением.
Чтение 4 и 5 строф. ( Слайд 19- 21)
У. Кто из вас запомнил значение слов “погребенная земля”?
Д. Это земля, скрытая под листвой.
У. Как вы себе это представляете?
Д. Земли почти не видно, листья мягким ковром укрыли и канавы, и ямы. Все неприглядное сокрыто, сглажено.
У. Опустевшие, нежилые флигеля окружены кленами. На что это похоже?
Д. На картины в золоченых рамах.
У. С помощью каких слов поэту удалось “нарисовать” нам эту картину? Какие эпитеты он использует?
Д. ...Погребенная земля. ...Золоченые рамы.
У. Почему, читаем мы дальше, по осенним залам, по оврагам нельзя ступить так, чтобы об этом не стало известно всем?
Д. Листья шуршат.
У. Как поэту удалось предать звуки этой картины? Прочитайте.
Д. “Так бушует, что ни шаг под ногами лист древесный”.
У. И вот этот эпитет “лист древесный” возможно показывает, что листья стали уже очень жесткими. Они шуршат на земле, какие-то сучки трещат под ногами. Звуки гулко разносятся по всем залам сказочного чертога.
Какое настроение испытывает автор и тот, кто проходит по этим шуршащим листьям?
Д. Задорное, шаловливое, шумное...
У. Поэт продолжает знакомить нас со звуками сказочного чертога, но вместе с тем, показывает, что сказка подходит к концу.
Чтение 6 строфы. ( Слайд 22)
У. Что звучит в конце аллей? ... Если мы переходим по залам сказочного чертога, как вы думаете, когда в залах может разноситься эхо?
Д. Когда они опустели.
У. Эхо звучит у крутого спуска. Может быть, кто-то зовет нас? Для чего?
Д. Просит вернуться назад. Предупреждает об опасности.
У. И наше путешествие по залам завершается. Время замедляет свой ход, застывает, как смола. Кто помнит, что такое вишневый клей?
С одной стороны это скрытое сравнение. Как оно называется?
Д. Метафора.
У. “...Зари вишневый клей” Очень красиво! Небо на вечерней заре становится желтовато-оранжевым, как древесная смола, как вишневый клей, а солнце в нем как сгусток.
А с другой стороны, то, что было таким живым, застыло. Все опустело. И эхо окликает нас у крутого спуска.
Какое настроение звучит в этой строфе? Если вы чувствуете по-разному, то и ответы могут быть разными.
Для кого-то настроение станет волшебным, восторженным, таинственным при наблюдении этого заката.
А для кого-то настроение тревожное, задумчивое.
Можем ли мы до конца определить все мысли автора? Наверное, нет! Ведь каждый из вас чувствует по-своему. А что чувствовал Борис Леонидович Пастернак, когда писал это стихотворение, мы можем только догадываться.
“Где человек до конца понявший Пастернака? Пастернак – это тайнопись, иносказание, шифр”, - говорила русская поэтесса Марина Цветаева.
Но закончим чтение.
Прочитаем 7 строфу. ( Слайд 23)
У. Она начинается так же, как начинается само стихотворение. Но если вначале открывается сказочный чертог, то сейчас это “древний уголок старых книг, одежд, оружья”. Вокруг все древнее, ветхое, старое. На что это похоже?
Д. - На музей.
- Осенний лес представился поэту старым замком, где жители – деревья в старинных одеждах.
У. А может быть, этот замок опустел. В нем никого нет, и вся красота остается на страницах каталога.
Кто же перелистывает страницы этого каталога? Кто остался в этом древнем уголке, в этом древнем замке?
Д. Только стужа.
У. Радость, восхищение, торжество сменились другим настроением. Каким?
Д. Настроением грусти, может быть даже потерянности или безысходности.
У. Прочитаем с таким настроением.
Дети читают.
(Слайд 25)
У. Стихотворение это очень созвучно настроению самого поэта. Оно было написано в то время, когда поэт завершил главную книгу, главный роман своей жизни. Непросто сложилась судьба этой книги и судьба самого поэта.
Книгой и восхищались, и отвергали ее. И поэтому сам поэт и радовался, и гордился, но и грустил, и переживал за судьбу своего творения.
Радость и торжество так близки в жизни с грустью.
И даже описывая осень, поэт показал нам чувства своей души, пейзаж своей души. В ней радость и грусть.
(Слайд 26)
Сейчас вы прочитаете это стихотворение целиком.
В каком темпе вы будете читать? Нужно ли читать очень громко?
Д. Читать нужно спокойно, торжественно, голосом передавая радость и восхищение от встречи с осенью.
У. Но в последней строфе ваш голос передаст грусть оттого, что вся эта красота, так радовавшая нас, досталась только стуже.
Дети читают вполголоса вначале для себя. Затем выслушивается несколько вариантов прочтения стихотворения.
У. Что удачно было в чтении? Какие чувства ребята хотели донести до нас?
IV. Итог урока.
У. Борис Леонидович Пастернак оставил нам в наследство свои мысли, свои картины живой природы. Я напомню вам строки сказанные вначале: “... И вся земля была его наследством, а он ее со всеми разделил”.
(Слайд 27)
Дома нужно будет научиться выразительно читать это стихотворение. Кроме того, рассмотрите репродукцию картины В. Борисова-Мусатова “Осенняя песня” на стр.115 и составьте с опорой на это стихотворение устный рассказ по этой картине.
Список использованной литературы.
- “Русская советская поэзия” . Под ред. Л.П. Кременцова. Ленинград: Просвещение. 1988.
- Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002.