Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.
Задачи:
- формировать нравственную позицию учащихся;
- учить видеть и анализировать поступки окружающих;
- развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к предмету;
- воспитывать коллективизм и умение работать в группе;
- закрепить коммуникативные навыки.
Проблема: Что такое добро и зло?
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, дискуссия, творческая работа учащихся, защита проектов-рисунков.
Основные термины и понятия: добро, зло, добрый человек, злой человек.
Оборудование:
- учебник “Основы светской этики” А.Я.Данилюк;
- аудиозапись песни “Дорогою добра”;
- выставка книг детских писателей о добрых людях и добрых поступках;
- справочные материалы;
- текст притчи (Приложение1);
- анкета (Приложение 2)
- Смарт-доска;
- компьютерная презентация
Ход занятия
1. Организация деятельности учащихся.
2. Погружение в тему.
Учащиеся рассматривают на слайдах презентации рисунки, распределяют их в две группы. СЛАЙД №2
Учитель: Рассмотрите внимательно рисунки. В какие две группы вы можете их распределить?
Учащиеся: В одну группу рисунки, на которых изображены добрые, хорошие поступки, а в другую группу рисунки, на которых изображены плохие, злые поступки. СЛАЙДЫ № 3-4
Учитель: Дайте название каждой группе рисунков.
Учащиеся: Добро и зло. СЛАЙДЫ № 5-6
3. Постановка проблемы.
Беседа:
- Понятны ли вам слова “добро” и “зло”?
- Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми?
- Какое отношение вызывают у вас злые люди?
4. Формулирование темы урока и постановка задач учащимися.
Учитель: Давайте познакомимся с одной притчей. Мне было бы интересно узнать ваше мнение и поделиться своими мыслями о прочитанном.
Дети читают текст притчи (Приложение1)
Два волка.
Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель: Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а так много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло… Но одного без другого не бывает. Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?
Учащиеся: Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни.
Учитель: На какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы? Какую задачу поставим перед собой?
Учащиеся: Что такое добро? Что такое зло? Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
5. Проектно-исследовательская работа в группах.
1) Учащиеся в группах работают со справочными материалами, с учебником:
- находят определение добра и зла;
- готовят примеры проявления добра и зла в жизненных ситуациях;
- подбирают синонимы к словам “добро” и “зло”;
2) Дискуссия:
- Многих ли знакомых вы можете назвать однозначно- добрыми людьми? Злыми людьми?
- А что вы скажете о себе?
- Добро и зло – понятия относительные. И нам с вами иногда очень тяжело сделать правильный выбор, не лгать, не завидовать. Прочитайте притчу ещё раз и скажите, в каких словах заключается главный смысл?
Учащиеся: В словах старика “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”.
Учитель: Что означает “кормить добро”?
Учащиеся: Совершать добрые поступки и не совершать плохие.
Учитель: Отрицательные поступки разрушают самого человека и тех, кто его окружает. Надписью над входом в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке является изречение Конфуция: “Не ненавистью уничтожается ненависть, но отсутствием ненависти уничтожается она”. А яркий борец за права чернокожих а Америке Мартин Лютер Кинг говорил: “Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, а любовь порождает любовь”. Недаром есть пословицы “Как аукнется, так и откликнется”, “Не рой другому яму – сам в неё попадёшь”. Ребята, назовите качества, которые вы цените в своих друзьях.
Учащиеся: Доброта, честность, взаимопомощь, справедливость, великодушие и пр.
Учитель: А как вы думаете, какими считают вас друзья?
Выслушиваются ответы детей.
- Видите, никто из вас не сказал, что хотел бы видеть рядом с собой жадного, лживого, завистливого и злого человека. Значит, нам всем хочется быть на стороне добра. Чем же нам кормить “доброго волка”?
Учащиеся: Совершать добрые поступки, помогать друзьям, любить семью, не лгать, не завидовать, не сквернословить. Воспитывать в себе лучшие качества: доброту, честность, справедливое отношение к своим и чужим поступкам. Надо научиться принимать ответственные решения и вовремя исправлять сделанные ошибки.
Учитель: Согласны ли вы, что каждый должен сам принять решение, каким человеком он хочет вырасти?
- Подберите пословицы, которые помогают формировать жизненные ценности.
Учащиеся подбирают пословицы из предложенных учителем СЛАЙД № 7
- Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
- Молодость плечами покрепче, старость головою.
- С молоду учись – навек пригодится.
- Пустой спор до ссоры скор.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Тише едешь – дальше будешь.
- Добро сеять, добро и пожинать.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Доброта без разума пуста.
3) Защита проектов – рисунков о добре и зле по прочитанным ранее литературным произведениям.
4) Обсуждение различных ситуаций из жизни детей СЛАЙД № 8
- Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.
- Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
- Мальчики бегут по коридору школы.
- Старшие ученики обижают младших.
- Ребёнок помогает маме в работе по дому.
6. Подведение итогов. СЛАЙДЫ № 9-10
- Чтение стихотворения:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то поможет
Улыбка твоя и твоя доброта
Ты счастлив, что день не
Напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.
- Обсуждение выставки книг о добре, добрых людях и их поступках. СЛАЙД № 11
- Написание синквейна на тему “Добро”
Правила построения синквейна.
1 строка – 1 ключевое слово (существительное) – тема синквейна.
2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка – 3 глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.
4 строка – короткое предложение из 4 слов, показывающее отношение автора к теме.
5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы.
Пример синквейна: Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
7. Рефлексия.
Анкетирование учащихся (Приложение2)
- Какой я?
- Что мне нравится в себе?
- Что бы я хотел изменить в себе?
В конце урока звучит песенка “Дорогою добра” СЛАЙД №12
8. Домашнее задание.
Подготовить рисунок на тему “Мой добрый поступок” (в форме листьев дерева)