Цель | Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий: умения делать заключения, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. |
Задачи | - активизировать общественную
деятельность учащихся; - обеспечивать мыслительную активность участников игры; - создавать условия для детского творчества; - содействовать сплочению коллектива; - соответствовать принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц". Развиваемые способности Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного, логического мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек (палочек). Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
Планируемые результаты |
Предметные результаты: - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Личностные УУД: - формирование мотивационной готовности к деятельности, позитивного отношения к себе, к одноклассникам; - самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные Регулятивные: - уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; - принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; - уметь контролировать и оценивать свою деятельность; - развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы; - слушать и воспринимать речь педагога; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Познавательные: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; - уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы; - уметь строить логическую цепочку рассуждений; - уметь использовать знаково-символические средства. |
Оборудование | Рисунки с изображением Незнайки, Знайки, Тюбика и Синеглазки, раздаточный материал, ручки, карандаши, палочки, маршрутные листы. |
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Орг. момент. Психологический настрой на работу |
Проверяет готовность обучающихся к занятию, настраивает обучающихся на рабочий лад. Создает эмоциональный настрой к учебно-познавательной деятельности. | Эмоционально настраиваются на занятие. | Личностные
(смыслообразование): мотивационная готовность
к деятельности. Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию. |
Определение темы занятия | Нацеливает обучающихся на
определение темы занятия. - Вы хотели бы заняться мозговой гимнастикой, проверить, умеете ли вы решать ребусы, внимательны ли вы? |
Принимают активное участие в процессе совместного формулирования темы занятия. | Регулятивные: определять
цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы. |
Актуализация знаний | Организует самостоятельную
работу обучающихся, предлагает отгадать загадки. Сегодня мы отправляемся в путешествие вместе с… А вот с кем, отгадайте. Он, конечно, самый главный Этот умный коротышка Этот - мастер рисовать Эта девочка-цветочек Да, мы отправляемся вместе с Незнайкой и его друзьями. |
Слушают и отгадывают загадки. | Личностные: уважительно
относиться к мнению других участников. Коммуникативные: слушать и воспринимать речь педагога и сверстников. Регулятивные: уметь контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий. |
Ход игры. Практическая работа | Знакомит обучающихся с
правилами игры. Дети делятся на четыре команды. Выбирают капитанов. Капитаны получают маршрутные листы. Каждая команда отправляется в пункт, обозначенный в маршрутном листе. Там их встречает один из персонажей. Дети отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ в их маршрутном листе ставится отметка в виде печати. |
Слушают информацию,
осмысливают правила игры. Принимают участие в игре. |
Регулятивные: следовать
режиму организации учебной деятельности. Коммуникативные: слушать и воспринимать речь педагога. Личностные: личностная мотивация собственной познавательной деятельности. Познавательные: уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания. Регулятивные: уметь контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий, осуществлять самоконтроль. |
Задачи – шутки (от Незнайки) | Демонстрируют способность
переключать, распределять внимание. Объясняют закономерности. Выделяют черты сходства и различия, узнают предметы по их признакам. Излагают свои мысли ясно и последовательно. |
||
Задачи-шутки (от Незнайки) 1. Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько апельсинов съел каждый из них? (По одному, т.к. это дед, сын, внук) 2. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? 3. Мой приятель шел, 4. В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (Кролик в клетке) 5. 6 картофелин сварилось в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (за 30 минут) 6. На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север. - У тебя, - говорит первая ворона, - лапки в грязи. - А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле. Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны) 7. Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час, а обратно - из Санкт-Петербурга в Москву - расстояние он пролетает за 60 минут. Почему такая разница? 8. На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из крайних карандашей с одной стороны на другую) 9. Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной? (4,6.) 10. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5.) 11. Сколько всего ушей и лап у трех мышей и двух медвежат? (10 ушей, 20 лап.) 12. На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое) 13. Какую ноту кладут в суп? (Соль.) 14. На что похожа половина апельсина? (На вторую половину) 15. Из какого крана нельзя набрать воду? (Строительного.) |
|||
Логические задачи (от Знайки) | Анализируют ситуацию,
устанавливают причинно-следствен-ные связи. Различают предметы по цвету, форме, размеру. Описывают то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрируют чувство времени. |
||
Логические задачи (от Знайки) 1. Расставьте 8 стульев у четырех стен так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула. 2. Нина живет на пятом этаже, а Катя - на восьмом. Петя и Коля живут ниже Кати, но выше Нины. Петя живет ниже Коли. На каких этажах живут Петя и Коля? (Петя – шестой этаж, Коля – седьмой этаж) 3. На одной странице нарисованы туфли и ботинки, на другой - сапоги и кепка. Что из нарисованного на второй странице не подходит к первой? (Кепка) 4. Даша и Инна читали: кто-то из них книгу, кто-то - журнал. Даша читала книгу. Кто не читал журнал? (Даша, т.к. она читала книгу) 5. Как 15 карандашей разложить в 5 коробок, чтобы во всех коробках было разное количество карандашей? (1, 2, 3, 4, 5.) 6. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: “У меня 4 сына, и у каждого из них есть родная сестра”. (Всего пятеро детей.) 7. Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку.) 8. Взрослый и ребенок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребенку: “Ты мне сын, но я тебе не отец”. Кем приходится взрослый ребенку? (Матерью.) 9. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра? (Столько же.) 10. Я провел у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в ту же неделю - среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней гостили мы у бабушки? (6 дней) |
|||
Занимательная геометрия (от Синеглазки) | Составляют и преобразовывают
фигуры. Объясняют закономерности. Выделяют черты сходства и различия. Излагают свои мысли ясно и последовательно. Демонстрируют способность переключать, распределять внимание. |
||
Занимательная геометрия (от Синеглазки) 1. Смотрим на фигуры 1 минуту, запоминаем и рисуем фигуры по памяти. 2. Нарисуйте, не отрывая руки от бумаги, не проводя одной и той же линии дважды : Сколько треугольников можно найти на этом чертеже? (9) 3. Начертите квадрат, разделите его на 4 равные части (4 способа). 4. Из семи палочек сложите 3 треугольника. Из пяти палочек сложите 2 треугольника. 5. Изобрази человечка с помощью кругов и отрезков. 6. Как сделать из 2 палочек 10, не ломая их? |
|||
Ребусы (от Тюбика) | Демонстрируют целенаправленное
и осмысленное наблюдение. Объясняют закономерности. Дают описание предметов, явлений в соответствии с их признаками, несложные определения понятиям. Излагают свои мысли ясно и последовательно. |
||
Итог занятия. Рефлексия | Организует психологическую
разгрузку и снятия напряжения, подводит
обучающихся к выводу о проделанной работе. Пройдя все этапы, все собираются в зале. - Какой вывод для себя сделали? - Кто из вас узнал новое? Проверил себя? Научился разгадывать ребусы? Попробуйте такие же задания задать своим родителям, братьям, друзьям. Жюри подводит итоги. Определяется команда – победитель. Вручаются призы. Дополнительно определяется: Самая быстрая команда. Самая находчивая команда. Самая дружная команда. Самая веселая команда. Командам вручаются грамоты. Спасибо за занятие! Поблагодарите друг друга за занятие улыбкой, рукопожатием. |
Анализируют совместно с
учителем занятие. Оценивают свою работу на занятии. |
Регулятивные: уметь
осуществлять рефлексию собственной
деятельности. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Список используемой литературы
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов/ И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Издательство “Экзамен”, 2009.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. – М: Издательство РОСТ.