Цель: закрепление правильного произношения звука [Р] в речи.
Задачи:
- закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука;
- закреплять навыки фонематического анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие, слухоречевую память;
- обогащать словарь детей;
- развивать произвольное внимание, зрительное восприятие, мышление, память;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
- продолжать формировать навыки самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальное зеркало на каждого ребенка, игрушка дракона, шипованные мячики и шнурки по количеству детей.
Речевой материал: карточки для чтения слогов, карточки с текстовыми заданиями, карточка с изображением улицы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- К нам в гости пришел Дракоша. Он грустный, потому что не умеет рычать. Давайте поможем ему научиться!
2. Артикуляционная гимнастика.
- Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений: “Болтушка”, “Качели”, “Маляр”, “Лошадка”, “Грибок”, “Пулемет”.
3. Произнесение звука [Р] длительно (шепотом, громко, с вопросительной и восклицательной интонацией).
- Дракоша любит играть со шнурком и вас хочет научить. Если мы двигаемся пальчиком по шнурку-дорожке, то сначала мы крадемся тихо-тихо [р-р-р], потом громче [Р-Р-Р]. Теперь шнурок похож на горы, двигаемся вверх – задаем вопрос на языке Дракоши [р-р-р?], двигаемся вниз – радостно отвечаем [р-р-р!]. Молодцы, ребята!
4. Пальчиковая гимнастика с шипованным мячом.
- Дракоша хочет посмотреть, как мы умеем играть с мячом, и какие у нас ловкие пальчики.
Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук. |
между ладоней смена рук соответственно смена рук соответственно смена рук соответственно смена рук переброс мяча из руки в руку |
5. Произнесение звука [Р] в прямых слогах.
- Дракоша еще маленький, поэтому читать не умеет. Давайте почитаем его любимые “рычалки”. Только слог, который находится в левом столбике, читаем громче других. Будьте внимательны!
РА | РУ РО РА РЭ РЫ РО РО РУ РА РЫ РУ РО РО РА РЭ РУ |
РУ | РО РА РУ РУ РЫ РЭ РА РА РО РА РУ РЭ РЫ РА РУ РО |
РО | РА РЫ РЭ РО РУ РУ РЫ РО РЭ РО РА РЫ РУ РО РА РЭ |
РЫ | РО РЫ РА РУ РЫ РЭ РЫ РА РЭ РЭ РУ РЫ РО РА РЫ РО |
РЭ | РУ РА РЭ РЫ РО РЭ РЭ РА РО РУ РЭ РЫ РЫ РА РО РЭ |
6. Произнесение звука [Р] в словах. Игра “Повторяй-ка”.
- Послушайте, какую игру предложил Дракоша, ведь он уже умеет, как и вы, хорошо рычать. Вы показали, как это делать.
- Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Начинается игра.
Я прошу со слогом “ра”
Повторить за мной слова:
Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, фара, гора, кора, нора,
ракета, ураган, барабан, карандаш.
- Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Продолжаем мы игру:
Рубашка, ручей, рука, ручка, ружье, рукавица,
Маруся, кукуруза, рубин, парус, румяный.
- Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом “ро”:
Рот, роза, Рома, роща, Родина, ровный, розовый,
робкий, горох, пирог, мороз, макароны.
- Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
Вот слова со слогом “ры”,
За мною слова повторяй,
Но не зевай:
Как промолвишь слово “рысь”,
Так выходишь из игры.
Рыба, рыжик (рысь), рынок, рыбак, корыто (рысь),
куры, перышко (рысь), комары, шары, рыболов, рысь.
7. Физкультминутка. Игра “Сделай по порядку”.
- Наш язычок устал повторять слова, пусть он отдохнет. Замрите и послушайте. Сделайте задания в том порядке, в котором услышали. Дракоша будет наблюдать и оценивать.
1-ый комплекс заданий | 2-ой комплекс заданий | 3-ий комплекс заданий |
Хлопнуть в ладоши. Топнуть ногой. Повернуться вокруг себя. |
Кивнуть головой. Поставить руки на пояс. Подпрыгнуть. Хлопнуть над головой три раза. |
Топнуть правой ногой. Помахать левой рукой. Подпрыгнуть на двух ногах. Присесть и встать. |
4-ый комплекс заданий | 5-ый комплекс заданий | 6-ой комплекс заданий |
Наклониться, достать до пола. Выпрямиться, руки вверх. Руки на пояс, два раза повернуться вокруг себя. |
Руки в стороны. Правая рука на поясе, левая-на плече. Три хлопка в ладоши над головой. |
Присесть и встать. Поставить руки на пояс. Повернуться вокруг себя. Два хлопка в ладоши за спиной. |
Молодцы, все отлично справились с заданием!
8. Произнесение звука [Р] в словах. Игра “Считалка”.
- Ребята, Дракоша вам раздаст картинки и расскажет считалку. Положите картинки в том же порядке, что и в считалке. Громко, четко и красиво расскажите считалку по картинкам.
Вот со звуком Р считалка:
Рукавица, рак, русалка,
Груша, кенгуру, топор,
Ранец, зебра, мухомор,
Морж, тропинка, барабан,
Тигр, парта, таракан.
9. Определение наличия звука [Р] в слове, произнесение звука [Р] в словах.
Можно использовать в игре мяч (бросать и ловить или перекатывать).
- Послушайте слова, которые назовет Дракоша, повторите только слово со звуком [Р], играем по цепочке.
- Грабли, пила, лопата, молоток.
- Аня, Оля, Катя, Ира.
- Линейка, ластик, ручка, пенал.
- Бегемот, жираф, лев, коала.
- Молоко, сыр, масло, сметана.
- Яблоко, киви, лимон, груша.
- Каша, суп, котлеты, макароны.
- Клубника, малина, смородина, вишня.
- Суббота, понедельник, пятница, четверг.
- Акула, щука, карась, лосось.
- Каштан, ива, сосна, кедр.
- Одуванчик, тюльпан, роза, ландыш.
- Козёл, корова, осёл, овца.
- Сковорода, вилка, блюдце, чашка.
- Рысь, енот, волк, обезьяна.
- Молния, гроза, метель, дождь.
При повторном воспроизведении слов предложить детям назвать обобщающее слово.
10. Произнесение звука [Р] в словах. Игра “Крот”.
- Дракоша знает, что есть зверек, который живет под землей и роет норы. Зрение у зверька слабое, он почти слепой. Кто это? Правильно, крот! Поиграем?!
- Крот совсем слепой, и все же
Он читать на ощупь может.
Трудно это или нет?
Мы сейчас найдем ответ!
Логопед произносит слова, слегка сжимая своими большими и указательными пальцами подушечки пальчиков ребенка, и одновременно произносит слова. Ребенок с закрытыми глазами запоминает, к какому пальчику “прикреплено” какое слово. Затем логопед вразброс пожимает то один, то другой пальчик, а ребенок называет соответствующие слова.
Варианты слов:
- воробей – кормушка – зерно
- краски – картина – рама
- огород – ведро – картошка
- урок – тетрадь – пятерка
- груша – мандарин – гранат
- родители – родственники – друзья
- спорт – здоровье – радость
- утро – завтрак – йогурт
11. Определение места звука [Р] в словах и произнесение слов с данным звуком.
- Посмотрите на “фотографию” одной улицы. Дракоша удивлен, что на ней много предметов с его любимым звуком [Р]. Давайте сначала назовем слова, где [Р] в начале, потом со звуком [Р] в конце слова, а затем со звуком [Р] в середине слова.
11. Подведение итогов занятия.
- Кто приходил к нам в гости?
- Какой звук теперь умеет произносить Дракоша?
- Какие игры вам понравились?
- Попрощайтесь с нашим героем: [Р-Р-Р-Р-Р]!
Список использованной литературы
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2010. – 32 с.
- Козырева Л. М. Развитие речи и внимания. Развивающие задания для логопедических занятий. – М. : Издательство “Астрель”, 2007. – 112 с.
- Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство/Авт-сост. Белов Н. В. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей / И. Л. Лебедева – М. : Вентана-Граф, 2011. – 32 с.
- Смирнова Л.Н. Большая книга логопедических игр: играем со звуками, словами, фразами / Л. Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 190, [2] с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 474 с.