Логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в слогах и словах

Разделы: Логопедия


Цель: закрепление правильного произношения звука [Р] в речи.

Задачи:

- закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука;

- закреплять навыки фонематического анализа и синтеза;

- развивать фонематическое восприятие, слухоречевую память;

- обогащать словарь детей;

- развивать произвольное внимание, зрительное восприятие, мышление, память;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;

- продолжать формировать навыки самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, индивидуальное зеркало на каждого ребенка, игрушка дракона, шипованные мячики и шнурки по количеству детей.

Речевой материал: карточки для чтения слогов, карточки с текстовыми заданиями, карточка с изображением улицы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- К нам в гости пришел Дракоша. Он грустный, потому что не умеет рычать. Давайте поможем ему научиться!

2. Артикуляционная гимнастика.

- Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений: “Болтушка”, “Качели”, “Маляр”, “Лошадка”, “Грибок”, “Пулемет”.

3. Произнесение звука [Р] длительно (шепотом, громко, с вопросительной и восклицательной интонацией).

- Дракоша любит играть со шнурком и вас хочет научить. Если мы двигаемся пальчиком по шнурку-дорожке, то сначала мы крадемся тихо-тихо [р-р-р], потом громче [Р-Р-Р]. Теперь шнурок похож на горы, двигаемся вверх – задаем вопрос на языке Дракоши [р-р-р?], двигаемся вниз – радостно отвечаем [р-р-р!]. Молодцы, ребята!

4. Пальчиковая гимнастика с шипованным мячом.

- Дракоша хочет посмотреть, как мы умеем играть с мячом, и какие у нас ловкие пальчики.

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
между ладоней
смена рук
соответственно
смена рук
соответственно
смена рук
соответственно
смена рук
переброс мяча из руки в руку

5. Произнесение звука [Р] в прямых слогах.

- Дракоша еще маленький, поэтому читать не умеет. Давайте почитаем его любимые “рычалки”. Только слог, который находится в левом столбике, читаем громче других. Будьте внимательны!

РА РУ РО РА РЭ РЫ РО РО РУ РА РЫ РУ РО РО РА РЭ РУ
РУ РО РА РУ РУ РЫ РЭ РА РА РО РА РУ РЭ РЫ РА РУ РО
РО РА РЫ РЭ РО РУ РУ РЫ РО РЭ РО РА РЫ РУ РО РА РЭ
РЫ РО РЫ РА РУ РЫ РЭ РЫ РА РЭ РЭ РУ РЫ РО РА РЫ РО
РЭ РУ РА РЭ РЫ РО РЭ РЭ РА РО РУ РЭ РЫ РЫ РА РО РЭ

6. Произнесение звука [Р] в словах. Игра “Повторяй-ка”.

- Послушайте, какую игру предложил Дракоша, ведь он уже умеет, как и вы, хорошо рычать. Вы показали, как это делать.

- Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Начинается игра.
Я прошу со слогом “ра”
Повторить за мной слова:
Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, фара, гора, кора, нора, ракета, ураган, барабан, карандаш.
- Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Продолжаем мы игру:
Рубашка, ручей, рука, ручка, ружье, рукавица, Маруся, кукуруза, рубин, парус, румяный.
- Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом “ро”:
Рот, роза, Рома, роща, Родина, ровный, розовый, робкий, горох, пирог, мороз, макароны.
- Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
Вот слова со слогом “ры”,
За мною слова повторяй,
Но не зевай:
Как промолвишь слово “рысь”,
Так выходишь из игры.
Рыба, рыжик (рысь), рынок, рыбак, корыто (рысь), куры, перышко (рысь), комары, шары, рыболов, рысь.

7. Физкультминутка. Игра “Сделай по порядку”.

- Наш язычок устал повторять слова, пусть он отдохнет. Замрите и послушайте. Сделайте задания в том порядке, в котором услышали. Дракоша будет наблюдать и оценивать.

1-ый комплекс заданий 2-ой комплекс заданий 3-ий комплекс заданий
Хлопнуть в ладоши.
Топнуть ногой.
Повернуться вокруг себя.
Кивнуть головой.
Поставить руки на пояс.
Подпрыгнуть.
Хлопнуть над головой три раза.
Топнуть правой ногой.
Помахать левой рукой.
Подпрыгнуть на двух ногах.
Присесть и встать.

 

4-ый комплекс заданий 5-ый комплекс заданий 6-ой комплекс заданий
Наклониться, достать до пола.
Выпрямиться, руки вверх.
Руки на пояс, два раза повернуться вокруг себя.
Руки в стороны.
Правая рука на поясе, левая-на плече.
Три хлопка в ладоши над головой.
Присесть и встать.
Поставить руки на пояс.
Повернуться вокруг себя.
Два хлопка в ладоши за спиной.

Молодцы, все отлично справились с заданием!

8. Произнесение звука [Р] в словах. Игра “Считалка”.

- Ребята, Дракоша вам раздаст картинки и расскажет считалку. Положите картинки в том же порядке, что и в считалке. Громко, четко и красиво расскажите считалку по картинкам.

Вот со звуком Р считалка:
Рукавица, рак, русалка,
Груша, кенгуру, топор,
Ранец, зебра, мухомор,
Морж, тропинка, барабан,
Тигр, парта, таракан.

9. Определение наличия звука [Р] в слове, произнесение звука [Р] в словах.

Можно использовать в игре мяч (бросать и ловить или перекатывать).

- Послушайте слова, которые назовет Дракоша, повторите только слово со звуком [Р], играем по цепочке.

  1. Грабли, пила, лопата, молоток.
  2. Аня, Оля, Катя, Ира.
  3. Линейка, ластик, ручка, пенал.
  4. Бегемот, жираф, лев, коала.
  5. Молоко, сыр, масло, сметана.
  6. Яблоко, киви, лимон, груша.
  7. Каша, суп, котлеты, макароны.
  8. Клубника, малина, смородина, вишня.
  9. Суббота, понедельник, пятница, четверг.
  10. Акула, щука, карась, лосось.
  11. Каштан, ива, сосна, кедр.
  12. Одуванчик, тюльпан, роза, ландыш.
  13. Козёл, корова, осёл, овца.
  14. Сковорода, вилка, блюдце, чашка.
  15. Рысь, енот, волк, обезьяна.
  16. Молния, гроза, метель, дождь.

При повторном воспроизведении слов предложить детям назвать обобщающее слово.

10. Произнесение звука [Р] в словах. Игра “Крот”.

- Дракоша знает, что есть зверек, который живет под землей и роет норы. Зрение у зверька слабое, он почти слепой. Кто это? Правильно, крот! Поиграем?!

- Крот совсем слепой, и все же
Он читать на ощупь может.
Трудно это или нет?
Мы сейчас найдем ответ!

Логопед произносит слова, слегка сжимая своими большими и указательными пальцами подушечки пальчиков ребенка, и одновременно произносит слова. Ребенок с закрытыми глазами запоминает, к какому пальчику “прикреплено” какое слово. Затем логопед вразброс пожимает то один, то другой пальчик, а ребенок называет соответствующие слова.

Варианты слов:

- воробей – кормушка – зерно

- краски – картина – рама

- огород – ведро – картошка

- урок – тетрадь – пятерка

- груша – мандарин – гранат

- родители – родственники – друзья

- спорт – здоровье – радость

- утро – завтрак – йогурт

11. Определение места звука [Р] в словах и произнесение слов с данным звуком.

- Посмотрите на “фотографию” одной улицы. Дракоша удивлен, что на ней много предметов с его любимым звуком [Р]. Давайте сначала назовем слова, где [Р] в начале, потом со звуком [Р] в конце слова, а затем со звуком [Р] в середине слова.

11. Подведение итогов занятия.

- Кто приходил к нам в гости?

- Какой звук теперь умеет произносить Дракоша?

- Какие игры вам понравились?

- Попрощайтесь с нашим героем: [Р-Р-Р-Р-Р]!

Список использованной литературы

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2010. – 32 с.
  2. Козырева Л. М. Развитие речи и внимания. Развивающие задания для логопедических занятий. – М. : Издательство “Астрель”, 2007. – 112 с.
  3. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство/Авт-сост. Белов Н. В. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.
  4. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей / И. Л. Лебедева – М. : Вентана-Граф, 2011. – 32 с.
  5. Смирнова Л.Н. Большая книга логопедических игр: играем со звуками, словами, фразами / Л. Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 190, [2] с.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 474 с.