“В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства”.
Национальная образовательная инициатива
“Наша новая школа”
Актуальность проекта
Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению прежде всего теоретической части программы обучения.
Обоснование необходимости проекта
- данный проект направлен на необходимый поиск расширения мотивационной базы;
- более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации;
- старые методы в сложившейся ситуации не дают качественного результата: такие объемы учебного материала путем запоминания и воспроизведения удается усвоить немногим обучающимся;
- образовательное учреждение подключено к
широкому доступу в сеть Интернет. Через Интернет
учителя школы имеют возможность познакомиться с
новыми педагогическими технологиями, которые
способны помочь более эффективно решать
следующие задачи:
- обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала;
- развивать логическое мышление учащихся, культуру речи;
- развивать способности к творческой деятельности;
- стимулировать самостоятельность и работоспособность, содействовать развитию личности.
Актуальность исследования обусловлена
Грамотное восприятие математических понятий, законов позволит правильно применять теоретическую часть к решению практических задач, развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, я стараюсь сочетать на уроках различные технологии, как традиционные, так и инновационные, в зависимости от возраста моих учеников. Анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, изучение нормативных документов, данные педагогического наблюдения позволили выявить противоречия между:
1) возрастающими требованиями современного общества к уровню математических знаний обучающихся и фактическим качеством математических знаний обучающихся общеобразовательных учреждений;
2) необходимостью воспитания всесторонне развитой и творческой личности и пассивной ролью обучающегося в образовательном процессе;
3) необходимостью развития у обучающихся умений и навыков применения полученных знаний к решению вопросов повседневной жизни и сложностью формирования мотивированного отношения к получению знаний.
Вопросы активизации обучения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Для школьников познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме.
Учебный процесс представляет собой систему органического единства деятельности учителя и ученика. Эффективное овладение знаниями и способами деятельности предполагает такую организацию познавательной деятельности школьников, при которой учебный материал становится предметом их активных действий. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании необходимое условие успешного обучения детей математике. В концепции модернизации сказано:"Всеобщая школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". В связи с этим проблема формирования познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время представляет особую значимость для методики преподавания математики.
Работать над активизацией познавательного интереса и познавательных способностей учащихся - это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Методика изучения и формирования познавательной активности учащихся - вопрос, в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания.
Проблема: как сохранить интерес обучающихся к математике на всем протяжении ее изучения?
Объект исследования: процесс обучения математике.
Предмет исследования: комплекс педагогических мер для формирования мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время.
Гипотеза: если создать необходимые условия для повышения мотивации к учению, то это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Цель: разработать, теоретически обосновать и проверить влияние инновационных образовательных технологий для формирования устойчивой мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся.
В соответствии с обозначенной целью, объектом и предметом, выдвинутой гипотезой, сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, нормативные документы по проблеме;
2) определить исходные положения, основные принципы таких образовательных технологий, как: метод проектов, проблемное обучение, интерактивное обучение;
3) выявить основные формы и методы их реализации; 4) проверить эффективность применения вышеуказанных технологий.
Новый образовательный стандарт акцентирует внимание учителей на необходимость использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря применению современных технологий, учитель имеет возможность раскрыть способности своих учеников, активизировать их познавательную деятельность.
1. Метод проектов
Метод проектов-способ организации познавательно- трудовой деятельности учащихся, предусматривающий определение потребностей людей.
Основные принципы учебного проектирования:
- опора на интерес детей, а также на раннее усвоенный материал;
- возможно большая самостоятельность учащихся;
- творческая направленность;
- связь с потребностями общества.
В педагогической практике использование метода проектов целенаправленно решает задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.
Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.
Практическим результатом учебной проектной деятельности является проект. Слово “проект” (в буквальном переводе с латинского – “брошенный вперед”) толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: “Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта”.
Технология проектного обучения включает ряд общих этапов. Решение данной проблемы становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. Метод проектов в основном в своей практике я применяю в старших классах. Так, например, при изучении темы “Предел последовательности. Вычисление пределов” учениками был подготовлен проект “Вычисление пределов”. Задача заключалась в исследовании последовательности хn = на монотонность и ограниченность. В такой работе учащиеся кроме определения последовательности, знакомятся с понятиями возрастающей, убывающей последовательности, ограниченность. Могут вести самостоятельный поиск границ последовательности, расположения соответствующих точек на координатной плоскости. По теме “Геометрическая прогрессия” подготовлен проект “Математическое моделирование как универсальный метод познания”. В работе была рассмотрена экономическая модель кредитной системы банков, позволяющая с помощью геометрической прогрессии понять процесс размножения денег. Решая прикладную задачу, ученик 10 класса рассмотрел задачу оптимального выпуска продукции, был составлен алгоритм решения математической модели. Составлены система ограничений и система уравнений, было установлено необходимое количество выпускаемой продукции для получения максимальной прибыли. И такая работа среди моих учеников ведется постоянно. Они в постоянном творческом поиске.
2. Проблемное обучение.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки были новыми - и по форме, и по содержанию. Стараюсь умело организовать свой труд и труд школьников, воспитывать интерес к своему предмету и любовь к интересной, но сложной науке – математике. Считаю, что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует также проблемное обучение, при котором ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема, а следующий ход урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение всего урока. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Так, например, при повторении темы “Натуральные числа” в 5-ом классе, учащимся предлагается:
1) прочитайте записанные числа, обращая внимание на знаки препинания;
2) найдите сумму чисел от 1 до 9;
3) как быстро посчитать?
4) с каким событием связано это число?
5) удвойте полученную сумму и прибавьте 10, получилось?
6) как звучит это на английском? немецком? арабском языках?
7) с какими событиями, величинами связано это число?
Такие вопросы заинтересовывают учащихся, у них появляется интерес знать больше.
Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Так решение задач на банковские проценты можно предложить как учащимся 9-ых классов при изучении темы “Геометрическая прогрессия”, так и учащимся 11-ых при закреплении темы “Логарифмические уравнения”. Сущность моего опыта применения проблемного обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности заключается в создании условий для творческого саморазвития личности через технологию проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций, на мой взгляд, на много улучшает усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, гибкость ума. Всё это способствует высокой активности учащихся на уроках. Нельзя заставить ребенка слепо штудировать предмет в погоне за всеобщей успеваемостью. Необходимо давать возможность ученику экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
3. Информационные технологии
Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что "математика - наука для глаз, а не для ушей", считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно. Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.
Информационная технология, по мнению Г.К.Селевко, может быть реализована в трех вариантах:
1) как "проникающая" (использование компьютера и МТ при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
2) как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);
3) как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).
Идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель, и в частности в своей работе я – монотехнологическое обучение. Вообще использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей в их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся. Использование ИКТ имеет свои преимущества:
1) способствует повышению мотивации обучения;
2) повышает активность обучаемых, эффективность процесса обучения;
3) даёт возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
4) усиливают межпредметные связи, благодаря использованию компьютерных моделей;
5) повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся.
Компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение. В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Мой опыт применения информационных технологий на уроках математики и во внеурочное время показывает, что овладение этими навыками протекает гораздо эффективней. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 3/4 часть увиденного и услышанного. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Для того чтобы ученику успешно сдать сегодня государственный экзамен, необходима систематическая подготовка. Моя основная задача - систематизировать и углубить знания учащихся по математике за курс средней школы. Работу над этой задачей я в первую очередь начала с себя, так в 2009-2010 уч.г. прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета “Первое сентября” и Факультета педагогического образования МГУ им.М.В. Ломоносова по образовательным программам: “Система подготовки к ЕГЭ по математике” и “Экзамен для девятиклассников: содержание алгеброической подготовки” в 2011-2012 уч.г.
Эффективное повторение материала по темам школьного курса математики, я осуществляю с помощью программ элективных курсов: “Система подготовки к ЕГЭ”, “Решение текстовых задач”, “ Избранные вопросы комбинаторики”. Данные программы включают теоретическую базу данных и базу математических задач, двигаясь при этом от простых заданий к более сложным. В процессе преподавания математики, информационные используются в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков: мультимедийные сценарии уроков, проверка знаний на уроке, подготовка к ЕГЭ, внеурочная деятельность.
Конечно же, использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса. Только в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, информационные технологии создают необходимый уровень качества вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
При проведении уроков математики с применением различных технологий я очень часто использую мультимедийные презентации. Урок-презентация. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно выставить на слайд). Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Я использую презентацию на различных по типу уроках: урок-лекция, урок изучения нового материала, урок-обобщения, урок-семинар, урок-зачет и т. д. Так, например, при проверке домашнего задания обычно много времени уходит на воспроизведение моделей, чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. А применение презентации экономит время, развивает воображение, мышление учащихся, дает им наглядное представление о том или ином объекте. Особенно удобно применять презентации на уроках геометрии, для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач. Я пользуюсь как готовыми презентациями, так и сама делаю. Мои ученики, начиная с 6-ого класса, учатся и делают сами презентации.
Единственным недостатком применения таких технологий как: метод проектов, технология дидактических игр, информационные технологии в своей работе с использованием презентаций, считаю большую трудоёмкость при подготовке таких уроков.
Конечно, если в классе собраны сильные учащиеся, то для них, в целом, эффективна любая форма, так как результативность будет всегда хорошей. Но чаще нам приходится иметь дело со средними учащимися, с теми, кому нелегко дается математика. С целью определения мотива учебной деятельности, мышления, я провожу анкетирование учащихся, определяю диагностику сформированности учебной деятельности классов, в которых я работаю. По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы. Но к какой бы группе не был отнесен ученик целесообразность и эффективность работы на уроке с использованием вышеуказанных технологий очевидна. Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применние вышеупомянутых технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету. Знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя. Мне удалось индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. Применяемые мною технологии играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ. Формат тестовых компьютерных программ и КИМов даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков. Тесты я составляю сама и использую готовые. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время способствует благоприятной подготовке выпускников к ЕГЭ, учащихся к различного рода конкурсам, олимпиадам, конференциям. Мои выпускники показывают высокие результаты итоговой аттестации, учащиеся являются призерами, лауреатами всевозможных конкурсов, олимпиад, конференций различных уровней.