Цель: Наполнение категорий сказочное слово, сказка.
Задачи:
- Приобщение детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной сказки.
- Воспитание у детей любви к культурному наследию своего народа, трудолюбия, послушания и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- Развитие у детей социальных навыков: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать.
Оборудование: учебник “Истоки” 2 класс А. В. Камкина; рабочая тетрадь “Истоки” 2 класс 2 часть О. А. Бандяка, Н. В. Котельникова; клубок ниток; презентация.
1. Присоединение.
- Милые ребята! Я очень рада нашей новой встрече, и мы с вами отправляемся в добрый мир наших истоков. Куда же на этот раз поведет нас волшебная ниточка пути?
2. Целеполагание.
- Если вы правильно по порядку запишите буквы, то у вас получится тема нашего занятия.
Первая буква – парный согласный по звонкости-глухости [з], второй - парный согласный по твердости-мягкости [к,], первая буква алфавита, парный согласный по звонкости-глухости первому звуку в слове, 12 буква алфавита.
Кто догадался, какое слово получится? И тема нашего урока ... (слайд 1)
Как называется общая тема по Истокам над которой мы работаем? (слайд 2)
- В теме: “Труд души” мы будем говорить о сказке.
Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
Каждая сказка учит нас. А как вы думаете, чему нас учат сказки?
3. Ресурсный круг.
- Встанем в ресурсный круг. Передавать мы сегодня будем клубочек, а как вы думаете почему? Клубочек пришел к нам из сказки “Царевна лягушка”. А какая ваша сказка самая любимая? Назовите любимого героя этой сказки. Я начну, а вы продолжите.
- Молодцы, ребята, у каждого своя любимая сказка, мне было очень интересно узнать о ваших любимых героях.
4. Основной этап.
А) Работа (группы) со статьями из толковых словарей.
- Так, что же такое сказка?
Работа со статьями из толковых словарей.
Ожегов Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
Толковый словарь русского языка Ефремовой
Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях.
Ушаков
Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.
Дмитриев
Сказкой называют произведение устного народного творчества с участием животных, волшебных, фантастических героев
Малый энциклопедический словарь
Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил.
Большой энциклопедический словарь
Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
- Что общего во всех этих определениях? (Слайд 3)
- Подберите синоним к слову повествующее и вымышленных.
Б) Исследовательская работа.
Подбор родственных слов(сказка, сказочник, сказочный, сказ)
- Какой корень во всех этих словах?
- Какая орфограмма затаилась в слове сказка?
- Какие из слов будут проверяемыми, а какие проверочные?
В) Рассказ о сказках.
- Издавна бабушки или мамы читали и рассказывали своим детям сказки на ночь. Но откуда берёт своё начало сказка?
Рассказ ученика.
- В давние - давние времена, когда появился человек на земле, вместе с ним родилась и сказка. Сказки рассказывались только вслух. Самым первым их творцом был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты: о справедливости, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии людей.
- Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства.
- И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца. Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.
- Сказку хорошо слушать вечером. В старину её рассказывали даже ночью. (Слайд 4)
- При неярком свете лучины или свечи всё вокруг приобретало неожиданный и загадочный вид.
- Тихий голос сказочника будил воображение. Душа слушателя уходила в сказку, замирала, не различая, где сказочное, а где житейское.
- Давайте задумаемся о том, можно ли к слову сказочному относиться серьёзно, с доверием? Может быть, оно только развлекает?
5. Работа с учебным пособием.
Ответ в учебнике с.84 , 4 абзац чтение самостоятельное
Проверка
(Да. Сказка ложь, да ........) (слайд 5)
- Что сберегается в сказочном слове? (народная, житейская мудрость )
- Сказка обязательно чему-то учит. В ней всегда есть мудрая мысль. Богатое, меткое и озорное слово сказки начинается с зачина.
- С каких слов обычно начинаются сказки? (слайд 6)
6. Просмотр отрывка сказки “Морозко”, выполненную ребятами (Светотень).
- Послушайте один из зачинов.
“Жили-были дед и баба. У деда была дочка, и у бабы была дочка...” Догадались, о какой сказке идет речь? Тогда слушайте дальше. Постарайтесь понять, какой жизненный урок (мудрая мысль) содержится в сказке.
- Сказка обязательно чему-то учит. В ней всегда есть мудрая мысль.
7. Активное занятие.
- Узнали сказку?(слайд 7)
- Чему она учит?
- Сейчас мы будем заниматься интересным делом.
Откройте тетради на с. 27 и выберите из предложенных изречений самое подходящее к сказке “ Морозко” (слайд 8)
1. Самостоятельно, не совещаясь, подчеркните подходящую пословицу.
2. Работа в парах.
3. Работа в четвёрках.
- Сообщите друг другу своё решение и придите к согласию. Подчеркните ваш общий выбор.
4. Проверка.(слайд 9)
- Почему выбрали именно эту пословицу? Лидеры руководят группой.
- Чему же учит эта сказка?
5. Экспертная работа учителя.
- Действительно, ребята, если ты к людям по доброму относишься, то и к тебе будут так же по-доброму относиться. Нужно быть добрыми, приветливыми, добро всегда вознаграждается. Старуха и её дочь были наказаны за их жадность, грубость и лень.
- Какие уроки дало общение друг с другом?
8. Тренинг.
- Слову сказочному не чуждо воображение. Сначала народ мечтал в сказке, а потом на деле сбывались эти мечты.
- О чём мечтали раньше люди?
- О коврах самолётах, о сапогах скороходах, о подводном царстве.
- Догадайтесь, какие достижения нашего времени берут своё начало в народных сказках? Соотнесите сказочный вымысел с современным (слайд 10,11)
- Ковёр – самолёт
- Богатырский конь
- Сапоги скороходы
- Подводное царство
- Гусли – самогуды
(ракета, автомобиль, магнитофон, подводная лодка, самолёт) Самопроверка.
- Составьте с одним из современных слов предложение, найдите грамматическую основу.
- Действительно, вы правильно нашли соотношения сказочного вымысла с современным. По небу летит самолет, по дорогам мчатся машины, автобусы, мы можем опуститься на дно океана, полететь в космос.
- Подумайте, сделали ли людей более счастливыми эти достижения?
- Очень важно, в чьих руках находятся ракеты и поезда, кто будет опускаться в морские глубины и подниматься на горные вершины. Эти сбывшиеся мечты будут нести добро, если осуществлять их будут добрые люди, не забывшие волшебных сказок.
9. Работа с учебным пособием (Иллюстрации)
- Поднимите руки, кто любит читать сказки, в которых много иллюстраций.
- Есть художники – сказочники. У вас в книге есть иллюстрации известного художника
Виктора Михайловича Васнецова (слайд 12 - 16)
Картины художников дают нам представления о том времени, в котором происходят события в сказке, о характере героев (слайд 14).
(Прослушивание звучания гуслей).
- У каждого из вас есть свой любимый герой сказки. Вы его любите за весёлый характер, доброту, отзывчивость, за то, что он помогает своим друзьям, ведёт борьбу со злом.
- В детстве сказку слушают, в зрелости её урок на “ус” мотают, а в старости её сами рассказывают.
“Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок”(слайд 17)
- Перед вами названия хорошо вам знакомых сказок: “Репка”, “Гуси-лебеди”, “Зимовье зверей”, Каша из топора”, “Крошечка-Ховрошечка”(слайд 18)
- Чему учат они? (слайд 19)
10. Рефлексия. Игра “Цветик-многоцветик”.
- Понравилось ли работать вместе? Чтение стихотворения С. 87 (слайд20)
- Давайте скажем друг другу: СПАСИБО.
11. Домашнее задание.
- Попробуйте вместе с родителями сочинить свою сказку, которая научит читателя делать добрые дела. И добро в ней победит, а зло будет наказано. Это будет ваша семейная сказка. Сказку постарайтесь красиво оформить, нарисовать картинки и поместите в свою Первую книгу.