Звучит музыка Бетховена “V симфония I ч.” (фрагмент на фоне музыки)
Ведущий 1.
XIX столетие в России началось с дворцового переворота. В 1801 г. в Михайловском замке в Петербурге был убит император Павел I. Вера в просвещенного монарха, надежды на социальные преобразования связывались с молодым императором Александром I.
(Слайд 2).
Ведущий 2.
Но давайте мысленно перенесёмся в один из московских домов и посмотрим, что там происходило в начале XIX в.
Этот дом принадлежит семье Пушкиных :Сергею Львовичу и Надежде Осиповне. (Слайд 3)
Семья была очень гостеприимной. К ним часто приходили видные литераторы, там звучала танцевальная музыка, пелись песни и романсы.
В такой атмосфере рос Александр Пушкин. [танец Вальс] (Слайд 4)
Ведущий 1.
В 1811 году по всей России пронёсся слух: недалеко от Петербурга открывается закрытое учебное заведение (Слайд 5) , в котором небольшое число дворянских детей получит наилучшее образование. Срок обучения определялся 6 годами и делился на два курса — начальный и окончательный.
Ведущий 2.
Название “лицей” пришло из Древней Греции, где философы обучали своих воспитанников, ведя беседы с ними. В России идею создать Лицей как высшее учебное заведение для всех сословий предложил министр Михаил Сперанский. Он считал,что для управления страной нужны “новые люди”, которых и будет выпускать лицей.
В лицее не было телесных наказаний, он был приравнен в правах к университету.
Ведущий 1.
Вот в этот лицей в 1811 году приехал поступать Александр Пушкин.
Находился лицей под Петербургом в Царском Селе, летней резиденции царской семьи. В нём было всё продумано до мелочей : хорошо оборудованные кабинеты, библиотека, парадный зал. Для каждого воспитанника предназначалась маленькая отдельная комната.
(Слайд 6,7,8,9)
Ведущий 2.
В день открытия Лицея в Царском Селе выпал ранний снег. На торжество приехал сам царь, министр просвещения, а также родные и друзья лицеистов.
Профессор Куницин [портрет] произнёс патриотическую речь, призывающую питомцев служить Отечеству. (Слайд 10)
Так начались годы радостной учёбы и дружбы для Александра Пушкина и других воспитанников Лицея.
Ведущий 1.
Шесть лет провели они здесь, в Царском Селе. Даже на каникулы их не отпускали домой.
Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин (Слайд 11)
Ведущий 2.
Итак, мы в Лицее. Что же там делали юные лицеисты, как проводили время, какие предметы изучали?
Но давайте всё по порядку.
- Подъём в 6 утра.
- С 7 до 9 - учебные занятия .
- В 9-чай - обязательно с булкой .
- Затем прогулка на свежем воздухе до 10 часов.
- С 10 до 12 — учебные занятия.
- С 12 до 13 — обязательная прогулка в любую погоду.
- Затем обед и повторение уроков самостоятельно .
- В 20.30. - ужин.
- После ужина до 22ч. свободное время.
- В 22 часа - вечерняя молитва и сон.
В лицее преподавали в основном гуманитарные дисциплины, но были и такие, как физика, математика, гимнастика, танцы. (Слайд 12)
Ведущий 1.
В нём образовалась дружная семья, не пропускались дни рождения. Они проходили шумно и весело.
У каждого лицеиста было прозвище:
- Вильям Кюхельбекер - “Кюхля” (Слайд 13)
- Антон Дельвиг - “Тося” (Слайд 14)
- Иван Пущин - “ Ванечка” (Слайд 15)
- Александр Пушкин - “Француз”, “Егоза”. (Слайд 16)
Ведущий 2.
Давайте с ними поближе познакомимся.
- Я — Иван Пущин. Я добр, справедлив, честен, мужественен. За эти качества меня любил мой друг Александр. В трудные минуты я всегда был рядом с другом. Это мне он посвятил стихотворение, которое начинается словами: “ Мой первый друг, мой друг бесценный...”
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней! (Слайд 17)
- Я — Антон Дельвиг, Все говорят, что у меня тонкая, поэтическая душа. Отлично знаю древнюю поэзию. Пишу сам стихи, выпускаю рукописные лицейские журналы: “Неопытное перо”, “Лицейский мудрец”. Я предсказал своему другу широчайшую известность:
Пушкин! Он и в лесах не укроется,
Лира выдаст его громким пением.
Мне Александр посвятил стихотворение “Пирующие студенты”.
Друзья! Досужный час настал;
Всё тихо, всё в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда вино златое!
Шипи шампанское, в стекле.
Друзья! Почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол учёных дураков!
Без них мы пить умеем.Ужели трезвого найдём
За скатертью студента?
На всякий случай изберём
Скорее президента.
В награду пьяным — он нальёт
И пунш и грог душистый.
А вам, спартанцы, поднесёт
Воды в стакане чистой!,
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!
Ты Эпикуров младший брат
Твоя душа в бокале! (Слайд 18)
-----Я — Вильгельм Кюхельбекер. В лицее меня считали чудаком, надо мной смеялись, на меня писали эпиграммы. Я был независим в своих мнениях, любил свободу и справедливость. До конца своих дней был верен нашей дружбе, в трудные минуты всегда помогал Александру и помнил “лицейское братство”. (Слайд 19)
Ведущий 1.
Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шёл мимо нас...
В свободные от уроков часы лицеисты вместе с учителями спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватывало глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. (Слайд 20,21)
Ведущий 2.
В “лицейской республике” тем временем шла своя жизнь. Здесь были все равны. Лицейская семья заменила мальчикам родные семьи. И Пушкин вместе со всеми играл в мяч, прыгал, бегал,кричал, состязался в остроумии.
Ведущий 1.
Будучи подростком Пушкин влюбился в Екатерину Бакунину
И писал:
Златые крылья развевая,
Волшебной нежной красотой
Любовь явилась молодая
И полетела предо мной... [звучит романс на стихи Пушкина “Я вас любил”] (Слайд 23)
Вот какой забавный случай, произошедший с Пушкиным ещё во время его пребывания в Царскосельском лицее , показывает, насколько остроумен и находчив был молодой поэт. Однажды он задумал удрать из лицея в Петербург погулять. Отправился к гувернёру Трико, а тот не пускает, да ещё и пугает, что будет следить за Александром. Но охота пуще неволи — и Пушкин вместе с Кюхельбекером удирает в Питер. За ними последовал и Трико.
К заставе первым подъехал Александр. У него спросили фамилию, и он ответил : “Александр Однако!” Заставный записал фамилию и пропустил его. Следующим подъехал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия , он сообщил: “Григорий Двако!” Заставный записал фамилию и с сомнением покачал головой. Подъезжает, наконец, и гувернёр. Ему вопрос: “Ваша фамилия?” Отвечает: “Трико!” “Врёшь,-кричит заставный,-здесь что-то недоброе! Один за другим — Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!” Трико просидел целые сутки под арестом при заставе, а Пушкин с другом спокойно нагулялся в городе.
Ведущий 2.
Январским днём 1815 года был торжественный экзамен в лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт Гавриил Романович Державин. (Слайд 24)
Усталый, в мундире и тёплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом в парадной зале лицея, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся: он услышал Пушкина,его “Воспоминания о Царском Селе”.
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывёт в сребристых облаках.С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орёл России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!
Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял поэт юношу, который тут же убежал.
После экзамена министр просвещения, обратившись к отцу Пушкина, сказал: “Я бы желал образовать Вашего сына также и в прозе”. Седой Даржавин живо воскликнул: “Нет! Оставьте его поэтом!” Так решилась судьба Пушкина, которую он уже смутно начинал тогда осознавать. (Слайд 25)
Ведущий 1.
И вот наступил день расставания.
Директор лицея Егор Антонович Энгельгард надевает на пальцы выпускникам чугунные кольца — символ крепкой дружбы.
Пушкин (читает)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Надеюсь, ещё долго будем вместе.
И трижды повторить я не боюсь,
В кругу друзей намного интересней.Вы пишете прекрасные стихи
И в каждом слове выверены чувства,
А в каждой интонации штрихи,
Великого поистине искусства.Я в диспутах участвую как все,
И рад принять участье в вашем споре,
От всех стихов, во всей своей красе,
Душа моя летает на просторе.И если чуть добавить теплоты
Без зависти открыто и без лести,
Без всякой нам не нужной суеты,
Хочу, чтоб соблюдали кодекс чести.Друзья мои, прекрасен наш союз,
Пусть дружба между нами не иссякнет.
Ещё раз нашей музе поклонюсь,
Надеюсь вдохновенье не угаснет. (Слайд 26)