Цель: обсудить важность в жизни человека понятия “здоровья”.
Выявить: основные способы сохранения здоровья.
Принять: эти способы как личные и необходимые.
Ход мероприятия
1.“Что такое здоровье?”
Учитель задаёт вопрос “Что у человека самое ценное в жизни?” (ответы: семья, любовь, работа, здоровье, друзья). Учитель соглашается и предлагает: - Давайте обсудим такую ценность, как здоровье. (в качестве аргументов высокой ценности здоровья приводится афоризмы великих людей)
- Здоровье - это главное жизненное благо. (Я. Корчак)
- Без здоровья невозможно счастье. (В. Белинский)
- Здоровье дороже богатства. (Дж. Рей)
- Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Г. Гейне)
- Здоровье не купишь, хотя лекарство продаётся. (Ю. Зарожный)
После ознакомления с мнением значимых людей, учитель просит ребят поработать в группах и определить что такое здоровье, что они под этим понимают (работа в группах затем желающие озвучивают своё определение вслух для остального класса).
Ответы: здоровье-это отсутствие болезней. Заслушав мнения детей, учитель знакомит с определением здоровья “Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов”
Учитель: Таким образом, можно выделить несколько составляющих здоровья, и я прошу назвать вас несколько составляющих здоровья.(ответы записываю на доске). В результате обсуждения выделяются составляющие общего здоровья:
- Физическое здоровье;
- Психическое здоровье;
- Нравственное здоровье;
- Социальное здоровье.
Учитель: я предлагаю вам раскрыть их смысл
2. “Виды здоровья”
Физическое здоровье – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа здоровья – это работа клеток, тканей, органов и систем органов.
Психическое здоровье – состояние психической сферы человека, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной основы жизнедеятельности человека. Определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
Социальное здоровье – это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Это позитивное отношение уважения себя и других, а также создание системы поддержки, которая включает в себя членов семьи и друзей.
Сначала школьники раскрывают свое понимание составляющих здоровья, а затем учитель их дополняет и уточняет, сопровождая пояснениями и примерами для облегчения понимания детьми довольно сложных понятий .
3. “От чего зависит здоровье?”
Учитель предлагает ученикам выделить факторы жизни, которые, по их мнению, больше всего влияют на здоровье людей. В течение трёх-четырёх минут школьники обсуждают проблему и выписывают факторы, влияющие на здоровье, на листы бумаги А3. Листы вывешиваются на доске, представители групп комментируют свои работы. Далее, формируется обобщенный список факторов, более всего влияющих на здоровье. Затем они объединяются в группы и учитель предлагает сравнить результаты своей работы с научными данными. Учёные выделяют следующие группы факторов, влияющих на здоровье человека:
- генетические (наследственность человека);
- образ жизни человека
- внешняя среда. Обучающиеся сравнивают эти данные с результатами своей работы.
Классный руководитель знакомит школьников с научными данными о степени влияния разных факторов на здоровье человека:
- образ жизни – 60%
- генетика человека – 20 %
- внешняя среда – 20 %
Раздаются таблицы с указанием групп факторов и незаполненной графой факторов риска каждой группы.
Группы факторов, влияющие на здоровье | Примерный удельный вес | Факторы риска |
Образ жизни | 60% | |
Генетика, биология человека | 20% | |
Внешняя среда, природно-климатические условия | 20% |
Ребята в группах заполняют эти таблицы, стараясь назвать как можно больше факторов риска для здоровья.
Когда работы закончены и вывешены на доску,учитель знакомит школьников с научными данными.
Группы факторов, влияющие на здоровье | Примерный удельный вес | Факторы риска |
Образ жизни | 60% | Курение, употребление алкоголя, наркотиков, неправильное питание, вредные условия труда, стресс, малая подвижность, плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарствами, одиночество, непрочность семьи, низкий образовательный и культурный уровень. |
Генетика, биология человека | 20% | Предрасположенность к наследственным болезням |
Внешняя среда, природно-климатические условия | 20% | Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные и другие излучения |
Далее можно сравнить результаты работы и поощрить ту группу,которая назвала больше факторов правильно.
4. “Здоровый образ жизни”
Учитель подчёркивает, что наибольшее влияние на здоровье человека оказывает его образ жизни. А что же это такое? Что мы понимаем под здоровым образом жизни? Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья, распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья”.
Школьникам предстоит поработать с данным понятием и ответить на вопрос: “Какие привычки не подходят к понятию “здоровый образ жизни?”.Ответы учеников классный руководитель записывает на доске.
После обсуждения результатов работы составляется список факторов, влияющих на здоровье, после их группировки выделяются три основных:
- двигательная активность;
- рациональное питание;
- режим труда и отдыха
Учитель предлагает раскрыть значение каждого фактора для укрепления и сохранения здоровья. Учащиеся раскрывают своё понимание вопроса, педагог дополняет. В конце классного часа итоговую таблицу раздать участникам в качестве памятки
Факторы здоровогоо бразажизни
Памятка
Фактор | Его значение |
Двигательная активность | Повышает работоспособность и
сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Улучшает работу органов дыхания. Укрепляет сердечную мышцу. Нормализует обмен веществ |
Рациональное питание | Режим питания улучшает работу органов
пищеварения. Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ. Умеренность в еде нормализует процессы обмена веществ |
Режим труда и отдых | Нормализует работу всех систем организма |
5. “Программа развития”
Классный руководитель предлагает подростком оценить, насколько здоровый образ жизни они ведут и как заботятся о своём здоровье.
Школьники работают с индивидуальными листами заданий, размышляя над вопросом “Является ли мой образ жизни здоровым?”.
Оценка здоровья моего образа жизни
Положительные аспекты моего образа жизни | Отрицательные аспекты моего образа жизни |
Как я могу улучшить свое здоровье? | |
Для этого ребятам нужно проанализировать своё поведение с точки зрения сохранения и укрепления здоровья и определить, какие полезные и вредные для здоровья привычки и программы поведения у них имеются. На следующем этапе нужно определить, как они могут изменить свое поведение, свои привычки и модели поведения, чтобы улучшить и сохранить здоровье.
Для закрепления полученных знаний и формирования убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни учитель предлагает школьникам составить план работы по созданию и укреплению своего здорового образа жизни. В течение некоторого времени школьники работают над составлением своей программы здорового образа жизни.
Моя программа улучшения и укрепления здоровья
Мои привычки
Какие полезные привычки мне нужно выработать | От каких вредных привычек мне нужно отказаться |
Желательный режим дня
Время | Что делаю |
В заключение педагог напоминает ученикам о важнейшем значении правильного режима дня и предлагает посоветоваться с родителями по уточнению и рационализации составленного режима дня, красиво его оформить, повесить дома возле своего рабочего стола и стараться его выполнять.