ЦЕЛЬ: учащиеся должны самостоятельно выполнить творческий проект в ходе озеленения территории школьного двора (подготовить многоярусную клумбу к посадке цветов).
ЗАДАЧИ:
Познавательные:
- Ознакомить учащихся с составом почвы на клумбе и особенностями её обработки.
- Учить применять элементы проектной деятельности в ходе занятия.
Обучающие:
- Учить работать сельскохозяйственным инвентарём (лопатой, граблями) на пришкольной территории.
- Организовать исследование учащимися состава почвы для цветника.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать воображение, наблюдательность, творческие способности, потребность к познанию растительного мира, умение составлять план работы, подбирать инвентарь в ходе совместной деятельности при выполнении проекта.
- Формировать способность к обобщению, классификации во время исследования проблемы.
- Способствовать формированию у учащихся желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
- Коррекция приемов работы с лопатой и граблями, коррекция речи и активного словаря (торфяной питательный грунт).
Здоровьесберегающие:
- Соблюдение правил личной гигиены и техники безопасности при работе, безопасное использование инвентаря и приспособлений.
Воспитательные:
- Воспитывать организованность, трудолюбие, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
- Воспитывать умение взаимодействовать и общаться в процессе проектирования.
- Способствовать принятию самостоятельных решений в ходе урока.
Мотивационные:
- Организация деятельности через поощрение добрым словом, одобрением, практическую значимость выполняемой работы (привлечение учащихся к значимости проекта, создание эстетичного вида школьного двора).
- Фиксирование внимания на положительных результатах.
Использование межпредметных связей: сельскохозяйственный труд
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА:
1. Подготовительный этап (определение проблемы, обсуждение темы и цели проекта, краткая формулировка задач, актуальность и обоснование выбора проекта, конечный результат проекта, выбор способов решения проблемы, исследование проблемы).
2. Конструкторский этап (составление плана работы, подбор инвентаря).
3. Технологический этап (выполнение практической части – внесение удобрений, перекопка и выравнивание почвы на клумбе, соблюдение правил ТБ).
4. Заключительный этап (организация самоконтроля в соответствии с уходом за цветником, защита проекта).
5. Критерии оценивания проекта (дизайн выполненного проекта, соответствие заданным требованиям, качество технологии выполнения, рефлексия деятельности).
ПРОБЛЕМА: желание учащихся научиться озеленять территорию школьного двора при отсутствии соответствующих знаний и умений.
ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ:
- мультимедийный проектор, экран;
- методические разработки по проекту в форме презентаций;
- пооперационная карта и техника безопасности в форме презентаций;
- инвентарь для обработки почвы;
- коррекционные упражнения, тесты по теме проекта;
- выставка специальной литературы по теме проекта.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Определение проблемы проекта
- Сбор и анализ информации по проблеме (анкетирование)
- Обсуждение цели проекта
- Обсуждение темы проекта (цветника)
- Выбор места для цветника
- Прополка сорняков на клумбе
- Перекопка клумбы
- Добавление почвы для клумбы
- Исследование проблемы
- Оформление проекта
- Изучение литературы по выращиванию и уходу за цветочно – декоративными растениями.
- Конкурс рисунков “Цветочная клумба”.
- Анализ рисунков. Выбор лучшей "Цветочной клумбы".
- Конструирование многоярусной клумбы
- Приобретение семян и выращивание рассады
- Уход за посаженными цветочными культурами
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД:
- индивидуальная помощь в соответствии с уровнем сформированности саморегуляции по Воронковой.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Е.А. Оргмомент.
Дежурный сдаёт рапорт.
Коррекционное задание на внимание.
- Я сейчас в воздухе буду писать первую букву вашего имени, кто узнает первую букву своего имени, тот садится. Контроль за посадкой учащихся.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Н.П. слайд 1 Заголовок
- Ребята, мы с вами весь год работали над проектом "Озеленение школьного двора". Много времени находимся в школе и на школьном дворе. Ребята сельскохозяйственного труда стараются украсить школьный двор рабатками, альпийской горкой и клумбами. Наш класс тоже не захотел оставаться в стороне от такой работы.
слайд 2 Анкетирование
- Вспомните, к кому мы подходили с анкетами?
- С анкетами подходили к ученикам, учителям и к администрации школы.
слайд 3 Работа с анкетами
- Что мы выяснили?
- Выяснили, что многие хотят видеть многоярусную клумбу с их любимыми цветами: георгины, розы, настурции, бархатцы, флоксы.
слайд 4 Перевозка земли - А что было дальше?
Осенью ребята 9б класса помогли привезти почву для нашей клумбы, а ребята сельскохозяйственного труда предложили нам оформить центральную клумбу и помогли в её конструкции.
слайд 5. - Что мы решили? Есть идея! Давайте клумбу сделаем трёх ярусную и посадим на ней любимые цветы: георгины, настурции, флоксы!
Будет здорово, когда наша клумба зацветёт!
слайд 6 – Что мы уже сделали? Мы посеяли семена цветов и начали ухаживать за рассадой.
Обратиться к рассаде в ящиках. Девочки называют наименования цветов.
Е.А. 1. ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Эту рассаду мы выращиваем для нашего проекта.
- Вспомните, как мы назвали проект?
- “Озеленение школьного двора”.
слайд 7. Цели и задачи
Цель: мы будем учиться готовить клумбу к посадке цветочной рассады.
Узнаем: о том, какую почву имеет наша клумба.
Будем: определять плодородие почвы в ходе опытов; вносить удобрения, перекапывать и выравнивать почву.
2. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА слайд 8
К осени на территории школьного двора будет красивый цветник. В период летней трудовой практики мы будем ухаживать за ним, испытывать чувство радости и гордости.
Н.П. 3. ВЫБОР СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Слайд 9
- Откуда брали информацию о цветниках? Обращение к стенду.
- Изучали специальную литературу и т.д.
- У нас готова клумба к посадке цветов? - Нет.
- Вы знаете, как её подготовить? - Не знаем.
Сегодня мы и познакомимся с подготовкой почвы для клумбы.
- Как назовём тему нашего урока?
- “Подготовка клумбы к посадке цветов”.
Слайд 10 Название темы
Поза для письма. Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.
Е.А. Актуализация знаний (Тестирование)
Ребята, мы на уроках биологии изучаем почву, её состав и свойства. И мы говорили, что хорошо подготовленная почва – залог успеха нашего проекта. Давайте вспомним пройденный материал по почве. Предлагаю 2 варианта: 1 вариант вопросов содержит весь пройденный материал и состоит из 5 вопросов, 2 вариант краткий и состоит из 3 вопросов.
Н.П. Физминутка. Слайд 11
Наши красные цветки расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красные цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.
Е.А. Вхождение в тему
Ребята, давайте проведём научное исследование почвы с нашей клумбы.
1. Опыт. Давайте определим влажность почвы. Кто хочет принять участие в этом исследовании? Ученик берёт почву в руку, сжимает её и ощущает холод.
Вывод: в почве есть вода.
2. Опыт. А сейчас исследуем, есть ли в почве воздух? Кто желает провести это исследование? Берём стакан с водой, комочек почвы и бросаем его в воду. Из почвы выделяются пузырьки воздуха. Вывод: в почве есть воздух.
3. Опыт. Давайте определим, богата ли эта почва перегноем. Берём стакан с водой, добавим в воду 2 ложки почвы, размешаем и будем наблюдать. Часть почвы осядет на дно - это глина и песок, а перегной всплывёт наверх. Вывод: перегноя меньше, чем песка и глины. Значит, нам нужно добавить чего?
- Удобрения - говорят дети. Вывод учителем:
- Что же получается? В почве есть вода, есть воздух, а перегноя мало, значит, нам нужно внести удобрение. Сегодня мы будем вносить в почву торфяной грунт, который повышает плодородие почвы.
Хорошо подготовленная почва – залог успеха нашего проекта!
II. КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Н.П. Новая тема
- Для того чтобы хорошо подготовить почву, её нужно вскопать.
- Как называется инвентарь для перекопки почвы в саду и огороде?
- Лопата.
- Лопата состоит из деревянного черенка и железного штыка высотой 27-28 см. Черенок вставляется в ушко лопаты и закрепляется гвоздём. Верхние края штыка лопаты, их называют плечики, загнуты назад книзу, чтобы удобнее было нажимать ногой.
А вот как работать лопатой, я объясню и покажу на практической работе.
Давайте составим план работы. Слайды 12-13
План работы: деформированный текст - 2 слайда
- Одеть рабочую одежду
- Подобрать для работы: перчатки, лопату, грабли
- Внести торфяной питательный грунт в почву
- Перекопать почву лопатой
- Выровнять почву граблями
- Убрать инвентарь на место
- Вымыть руки с мылом
- Снять рабочую одежду
Критерии практической работы Слайд 14
- работа выполнялась по правилам ТБ с инвентарем
- торфяной питательный грунт внесён равномерно
- перекопка почвы выполнена на глубину 20-22 см.
- вскопанная почва выровнена граблями
Слайд 15
Критерии оценки
2 урок. Весенняя перекопка почвы
Н.П. Предлагаю повторить правила по ТБ с инвентарём в игре с мячом.
С лопатой: инвентарь должен быть исправным и надёжно закреплённым
- работу выполнять в перчатках;
- обращаться с лопатой так, чтобы не поранить ноги и руки;
- лопату нести рабочей частью вниз;
- после работы поставить лопату остриём вниз.
С граблями:
- работу выполнять в перчатках;
- обращаться с граблями так, чтобы не поранить ноги и руки;
- грабли нести рабочей частью вниз;
- после работы поставить грабли зубьями вниз.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Слайд 16
Е.А. проводит практическую работу "Внесение удобрений"
Н.П. проводит практическую работу "Перекопка почвы"
- При перекопке лопатой захватывают часть почвы, отрезают пласт и переворачивают его. Вскопанную почву выравнивают граблями.
Е.А. проводит практическую работу "Выравнивание почвы граблями"
Н.П. ОЦЕНКА РАБОТЫ
- А сейчас посмотрите каждый на свою выполненную работу и ответьте: готова ли наша клумба к посадке цветов? - Да. - Почему? - Мы внесли удобрение, вскопали и выровняли почву. Вывод: эта клумба готова к посадке цветов.
Раздеться, вымыть руки и пройти в мастерскую!
Н.П. ИТОГИ УРОКА: по слайдам - деформированный текст Слайд 17
Сейчас мы:
- на практическом этапе нашего проекта;
- учились подготавливать клумбу к посадке цветов;
- поняли, что хорошо подготовленная почва – залог успеха нашего проекта
Что дальше будем делать? Слайд 18
- будем ухаживать за рассадой цветов; - обратимся к рассаде и пакетам семян цветов
- высадим рассаду на клумбу до 10 июня;
- будем ухаживать за цветником в течение лета;
- продолжим работу над проектом в сентябре;
- проведём защиту проекта.
Е.А. - Ребята, осенью мы увидим, какая красивая ухоженная многоярусная клумба у нас расцветет. Давайте постараемся и поработаем так на практике, чтобы получить призовое место на конкурсе "Школьный дворик"
- Пригодятся ли вам эти умения в вашей будущей жизни?
- Да.
- Вы сможете развести цветы у себя в саду или во дворе дома, чтобы всегда было хорошее настроение. Красота цветов приносит людям здоровье, чувство гордости за своё умение и труд. Когда человек работает сам, он получает удовольствие от выполненной работы и большую экономию в денежных средствах, потому, что ландшафтный дизайнер за свою работу берёт дорого.
ОЦЕНКА СОБСТВЕННОЙ РАБОТЫ на листочках
Н.П. Рефлексия: Показ настроения цветами? Закрепляем на лист выбранный цветок.
Итог урока: Правильность организации рабочего места, соблюдение правил ТБ, правильность выполнения операций, умение проводить текущий контроль качества, самостоятельно исправлять ошибки. Оценки в журнал и в дневники.