Данный урок один из завершающих в теме: “Россия в первой половине XIX века”. Преподавание предмета ведется по УМК Данилов А.А. Косулина Л.Г. (учебник “История России XIX век” и рабочая тетрадь).
Цель урока: Создание условий для расширения и обогащения знаний учащихся в области культуры России первой половины XIX века. Познакомить учащихся с творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода.
Задачи:
- Образовательные: показать на конкретных примерах, что первая половина XIX в. вошла в историю как начало Золотого века русской художественной культуры, для которого были характерны стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры.
- Развивающие: создать условия для развития ключевых компетенций. Развивать навыки работы с наглядным материалом.
- Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся представлений о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира; Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проектный, с применением технологии “Критического мышления”.
Приемы Развития Критического Мышления: Таблица “Знаю - Хочу узнать”, “Кластер”, “Верю - не верю”, “Письмо с пропусками”.
Форма работы: фронтальная и групповая
Оборудование: дидактический материал, слайд-презентации.
№ | Этапы урока | Временная реализация |
I | Организационный момент. | 1 минута |
II | Проверка домашнего задания | 6 минут |
III | Стадия вызова. | 10 минут |
IV | Осмысление. | 50 минут |
V | Закрепление нового материала. | 7 минут |
VI | Рефлексия | 3 минуты |
VII | Домашнее задание | 2 минуты |
Итоги урока | 1 минута |
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учителя.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит проверку домашнего задания в форме письменного опроса. Учеников выполняют задания по карточкам.
III. Стадия вызова. Мотивация.
Фронтальная работа.
Выход на тему совместно с учащимися
Учитель: Посмотрите на слайд 1, вы видите “Облако слов”.
Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (Предположения учеников)
Наша тема связана с культурой России первой половины XIX века, этот период назван “Золотым веком русской культуры”, “Великая сила искусства”, так мы назовем наш урок. Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.
Актуализация знаний учащихся.
- Что вы знаете о России в первой половине XIX века?
Совместное целеполагание.
- Что хотели бы вы сегодня на уроке узнать о художественной культуре России первой половине XIX века?
(По ходу вопросов учащихся заполняют второй столбик таблицы “Знаю” – “Хочу узнать”).
План урока.
Учитель: Я предлагаю вам вновь обратиться к “Облаку слов”, какую информацию мы можем еще извлечь? Как мы можем достичь цели? Что мы можем сделать, чтобы ответить на вопрос? Слайд 2
Вспомним определения: “культура”, “художественная культура”.
Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способы и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Слайд №3
Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, воспитание критиков, искусствоведов, публики.
Учитель: По какому плану вы предлагаете сегодня познакомиться с художественной культурой первой половины 19 века?
Учитель на доске фиксирует элементы плана в виде ментальной карты:
Слайд №4
Учитель: Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. IV. Осмысление. Получение новой информации по теме и осмысление ее. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Учитель: Работая по плану, составленному вами, каждая из групп будет работать по одному из пунктов.
Работа в группах.
Слайд 5
Задание для групп:
1 группа: Летописцы.
Рассказать о литературе в датах и цифрах: “Цифровой формат”.
2 группа: Экскурсоводы.
Изучить заранее приготовленные иллюстрации и подготовить экскурсию: “Ах, вернисаж, ах, вернисаж…”
3 группа: Архитекторы.
Изучить информацию представленную на слайдах презентации, подготовить рассказ об архитектурных памятниках первой половины 19 века: “Собирательный образ архитектуры”
4 группа: Музыканты.
Изучить информацию и подготовить 10 лучших произведений – Хит парад.
5 группа: Театр - Журналисты.
Изучить информацию и рассказать о новинках театрального мира. Афиша.
Учитель: Обратите внимание на критерии работы. И не забудьте оценить работу каждого в группе.
Самостоятельная работа.
(Ученики работают с материалами сети Интернет, иллюстрациями, статистическим материалом, музыкальными файлами)
Используются ноутбуки и планшеты.
Презентация продукта. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
V. Закрепление нового материала.
Используется приём “Верю - не верю” для активизации деятельности учащихся.
Учитель: Я предлагаю вам несколько утверждений по теме “Художественная
культура п.п. 19 века”, а вы выберите “верное” или “неверное” утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы.
Слайд 6
1. Господствующим направлением в искусстве оставался классицизм.
2. “История государства Российского” была написана А.С. Пушкиным
3. Петровский театр был разделен на Большой и Малый.
4. Музыка не испытала на себе влияние героического 1812г.
5. Художники не проявляли интереса к личности простого человека
6. В архитектуре господствовал стиль ампир.
Учитель: Ребята, я сейчас посмотрела на ваши ответы, они у всех разные. Как вы думаете почему?
- Попытаемся добыть эти знания. Заполните самостоятельно вторую колонку таблицы.
Сделайте вывод: Что было главной особенностью художественной культуры XIX века? Почему мы называем этот период “Золотым веком русской культуры”?
Запишем великие имена представителей русской культуры этого периода.
Использование приёма “Письмо с пропусками” для определения уровня усвоения полученных знаний.
Фронтальная работа
Впишите недостающие слова в текст слайда:
Слайд 7
Первая половина XIX века вошла в историю как начало “ _________ века” русской художественной культуры. Ее отличали стремительная смена ____________ ____________ и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства. Все это делало художественную культуру России ______________ и многозвучной, и вело к возрастанию ее ___________ на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов ____________людей.
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
Беседа по вопросам.
Слайд 8
1. Назовите известные произведения А.С. Пушкина.
2. Кто является автором памятника К. Минину и Д. Пожарскому в Москве? (И. П. Мартос)
3. Кто является архитектором Казанского собора в Петербурге? (А.Н. Воронихин)
4. В каком стиле построен Исаакиевский собор в Петербурге? (классицизм)
5. Русский художник первой половины XIX в., мастер портретной живописи:
а) А. Г. Венецианов;
б) О. А. Кипренский;
в) К. П. Брюллов;
г) И. Е. Репин.
(Похвалить тех, кто активно и правильно поработал)
VI. Рефлексия. Целостное осмысление, присвоение и обобщение новой информации. Обмен мнениями о новой информации.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте снова вернемся мы к нашей таблице “Знаю” - “Хочу узнать” и ответим на вопрос:
- Что вы узнали сегодня на уроке о культуре России п.п. XIX века? Что показалось интересным? Какие остались вопросы? На интересующие вас вопросы, ответы можете найти в Интернете, энциклопедиях.
Мотивация к дальнейшему изучению темы “новый вызов”.
VII. Домашнее задание.
Слайд 9
Подготовьтесь к проверочному тесту, тест будет включать иллюстративный материал. Прочитать параграф 17.
Подготовить реферат на тему:
“Жизнь и творчество (Ф.И.О. – писатель, художник, композитор, скульптор или архитектор)”.
Оценка собственного отношения к изучаемому материалу.
На магнитной доске – нотный стан. На столе коробка с изображениями магнитиков - “смайлов”
- Посоветуйтесь в группах и прикрепите к нотному стану смайлик с нужной эмоцией, которая у вас осталась при окончании урока.
Источники.
- hi-edu.ru/e-books/xbook144/01/part-007.htm
- История русской культуры: XIX век. Н.И. Яковкина СПб.: Лань, 2002
- Презентация: Чупров Л.А. МОУ СОШ № 3 с. Камень – Рыбалов Ханкайского района Приморского края. Учительский портал.