Целевая аудитория: педагогические работники
Цель: знакомство с технологией и методикой использования конструктора “ПервоРобот LEGO® Education WeDo™*9580” в организации внеурочной деятельности, интеграции в предметные области в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
Задачи:
- Познакомить с возможностями набора “ПервоРобот LEGO® Education WeDo™*9580” (12 механизмов)
- Научить программировать роботов с помощью программы LEGO WeDo Robotics Software v.1.2 and Activity Pack.
Форма проведения: мастер-класс
Оборудование:
- Интерактивная доска;
- Презентация PowerPoint;
- Конструктор ПервоРобот LEGO® Education WeDo™*9580;
- ПК, ноутбуки с установленной программой LEGO WeDo Robotics Software v.1.2 and Activity Pack.
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
I. Подготовительно-организационный | Приветствие, вступительное слово
педагога (Слайд 1) Немного о Датской фирме LEGO Слово LEGO образовалось от выражения Leg и Godt, что в переводе с датского означает “увлекательная игра”. Также было установлено, что в переводе с латыни данное выражение означает “я учусь”, “я складываю”. (Слайд 2) История LEGO ведет свое начало с 1932 года. Мало кто знает, что датская компания, основателем которой является Оле Кирк Кристиансен, начинала свою деятельность, как обычный производитель деревянных изделий. Изначально основную прибыль компании приносили лестницы и гладильные доски. И занимался бы Оле Кирк Кристиансен скучными досками, если бы не его сын Годтфрид, который натолкнул отца на мысль продавать окрашенные деревянные игрушки. Однажды Оле Кирк Кристиансен обратил внимание, что его 12-летний сын собирает обрезки от деревянных изделий, раскрашивает их и играет ими с друзьями. Через несколько дней было принято решение перепрофилировать производство под детские товары. Так появились первые игрушки LEGO, которые были выполнены из дерева (Слайд 3). Производство пластмассовых кирпичиков компания LEGO начала в 1949 году. (Слайд 4) В 1958 году была запатентована особая система крепления деталей LEGO. Благодаря тому, что размеры этих пластмассовых кубиков были точно выверены, их можно было надёжно соединять между собой не только сверху, но и с боков. Еще важнее то, что с 1958 года и по сей день в LEGO неукоснительно придерживаются этого стандарта. В наше время конструкторы LEGO знают дети и родители во всем мире. |
Участники вовлекаются в диалог |
II. Постановка цели деятельности | Сегодня я хотела бы познакомить Вас с возможностями образовательного конструктора LEGO Education WeDo, показать работу моделей в действии. | |
III. Основная часть
1. Теоретическая часть |
Общие сведения о конструкторе (Слайд 5) Новый конструктор в линейке роботов LEGO предназначен в первую очередь для начальной школы (1 – 4 классы). Однако, его вполне можно использовать и для работы со старшими классами. Работая индивидуально, парами, или в группах, учащиеся любых возрастов учатся создавать и программировать модели, проводя исследования и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями. В специальной (коррекционной) школе VIII вида данная работа проводится под руководством учителя. (Слайд 6) Что входит в состав конструктора? В набор входят 158 элементов, включая -USB ЛЕГО-коммутатор; -Мотор; -Датчик наклона и -Датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и “умной”. (Слайд 7) Комплект заданий Комплект содержит 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела, по три задания в каждом: забавные механизмы, звери, футбол, приключения (Слайд 8, 9, 10, 11). Каждый раздел имеет свою основную предметную область, на которой фокусируется деятельность учащихся: естественные науки, технология, математика, развитие речи. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями. (Слайд 12) Обучение с LEGO® Education состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие. Установление взаимосвязей При установлении взаимосвязей учащиеся как бы “накладывают” новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Эти анимации используются, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия. Конструирование Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки “работают вместе”. Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа “Конструирование” приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных. Рефлексия Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе “Рефлексия” учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников. Развитие Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел “Развитие” для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением. Проследим этапы обучения на примере некоторых занятий. (Слайд 13) Внеклассное занятие на тему: “Необычный зоопарк” (Конструирование модели “Голодный аллигатор”). Установление взаимосвязей После просмотра анимационной презентации учащимся было предложено ответить на следующие вопросы: -Что делал аллигатор, когда Маша и Макс его увидели? -Что произошло, когда они оказались рядом с ним? -Как думаете, правда ли, что аллигаторы едят шапки? -Для чего аллигаторам такая большая пасть? -Хотели бы вы иметь дома аллигатора? Почему да, или почему нет? - Представьте себя аллигаторами. Каким образом аллигаторы передвигаются? Покажите руками, как аллигатор открывает и захлопывает свою пасть. (Слайд 14) Конструирование Конструирование модели, следуя пошаговым инструкциям (под руководством учителя). (Слайд 15) Рефлексия Демонстрация модели, беседа: -Напоминает ли программа аллигатора поведение настоящего аллигатора? (Да, напоминает тем, что механический аллигатор принимает решения и реагирует на изменения в окружающей обстановке). -Чем программа аллигатора отличается от поведения живого аллигатора? (Мозг настоящего аллигатора способен принимать более сложные и разнообразные решения, реагировать на гораздо большее количество внешних раздражителей, чем просто на появление пищи). - На кого больше похожа модель: на крокодила или на аллигатора? (Модель больше напоминает аллигатора, так как ее “пасть” сплющенная и тупая. У крокодила челюсти остроконечные и узкие). (Слайд 16) Развитие На данном этапе проводилась работа над тем, чтобы сделать модель аллигатора более “умной”. (Слайд 17, 18, 19, 20) Урок развития речи на тему: “Домашние птицы. Курица. Утка” (Конструирование модели “Танцующие птенцы”). |
Знакомство с конструктором в процессе демонстрации презентации |
2. Работа с программным обеспечением
ПервоРобот LEGO® WeDo™ ( LEGO WeDo Robotics Software v.1.2 and Activity Pack) |
Организация урока Есть множество способов организовать занятия с материалами LEGO® Education WeDo™. Мы остановимся на двух из них. Каждое занятие может занять один урок, а может и больше – все зависит от того, сколько будет затрачено времени на обсуждение, сборку модели, освоение компьютера, экспериментирование. На занятиях учащиеся могут работать как индивидуально, так и небольшими группами – это зависит от доступного количества компьютеров и наборов 9580 WeDo. Способ 1 Сначала “Первые шаги”, затем задание Комплекта. Предварительное знакомство с основными идеями построения и программирования моделей помогает учащимся освоиться с конструктором и программным обеспечением. Затем можно переходить к выполнению задания Комплекта. Ученикам предлагается выбрать одно из трёх заданий выбранного раздела Комплекта и выполнить его. Отдельные группы учеников могут работать быстрее. В этом случае предлагаются варианты дополнительных заданий. По завершении работы над проектами можно устроить выставку моделей. Способ 2 Занятие проводится, начиная с Комплекта заданий. В этом случае уделяется больше времени проектам, чтобы пробудить интерес к экспериментированию. По завершении работы над проектами можно устроить выставку моделей (Слайд 21). |
Работа в меню “Первые шаги”
Работа в меню “Комплект заданий” |
3. Выполнение практической работы - конструирование моделей | Конструирование модели
“Обезьянка-барабанщица А сейчас я предлагаю вам собрать модель “Обезьянка-барабанщица”. В процессе работы мы понаблюдаем за этапами обучения, о которых я уже говорила. Посмотрим фильм этапа “Установление взаимосвязей” и обсудим следующие вопросы: -Что Маша и Макс могут рассказать об обезьянке? -Стучал ли кто-нибудь на барабане? Как он устроен и по какому принципу действует? -Видел ли кто-нибудь механические игрушки с барабаном, наподобие обезьянки-барабанщицы? -За счёт чего двигаются руки обезьянки? -Что является источником звука барабанной дроби? Построим обезьянку-барабанщицу, которая отбивает различные ритмы. Наша модель использует мотор для вращения малого зубчатого колеса. Малое зубчатое колесо вращает коронное зубчатое колесо. Коронное зубчатое колесо вращает кулачок. Кулачок толкает рычаг “руки”. Проверьте нашу идею или придумайте свою… А теперь попробуем создать другие характерные движения обезьянки (то есть другие ритмы), меняя способы воздействия кулачков на рычаги рук. -Одновременно ли движутся руки обезьянки? -Одинаковы ли звуки ударов? Давайте организуем с обезьянкой оркестр. Вы можете воспроизводить звуки при помощи клавиатуры и играть вместе с обезьянкой. В данном занятии не требуется отклоняться от инструкций по сборке. Чтобы изменить характер движения рычагов, достаточно по-другому расположить кулачки. Дополнительное задание Участникам, работающим над созданием различных моделей “Обезьянок-барабанщиц”, предлагается создать из них группу ударных. Пусть каждая модель стучит по-своему. Для этого подбираются разные “барабаны”, издающие интересные звуки – металлические миски, картонные коробки и т.д. |
Работа на этапе “Установление взаимосвязей”, участники вовлекаются в беседу
Работа на этапе “Конструирование”. Сборка модели, следуя пошаговым инструкциям
Работа на этапе “Рефлексия”. Участники создают другие характерные движения (ритмы) обезьянки Работа на этапе “Развитие”
Имитационная игра |
IV. Рефлексия | Дискуссия по результатам
совместной деятельности -Что узнали нового? -Выскажите свое мнение, что Вам понравилось (не понравилось) в проведенном занятии. - Появилось ли у вас желание включать работу с конструктором в свои уроки? |
Обмен мнениями присутствующих |
V.Итог | Комплект заданий LEGO Education WEDO
предоставляет учителям средства для достижения
целого комплекса коррекционных целей в обучении
детей с ограниченными возможностями здоровья: Развитие мелкой моторики Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Все это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления. Развитие мышления Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. При конструировании активизируется логическое и образное мышление. Развитие внимания Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребенку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение. Развитие воображения Из деталей LEGO Education WEDO можно собрать свое неповторимое творение. Придумывать что-то новое из блоков с пазами – это так интересно! Спасибо за внимание! |
Литература.
- ПервоРобот LEGO ® WeDo™. Книга для учителя.
- Интернет-ресурсы:
- http://legopicture.com/the-birth-of-lego/monkey/
- http://wiki.wildberries.ru/brands/lego
- http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4184352
- http://www.peoples.ru/undertake/founder/ole_kirk_christiansen/
- http://www.release-me.ru/history/lego.php
- http: //nsportal/ru