Цель урока: продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке.
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов;
- вызывать эмоциональный отклик на звучащую музыку;
- продолжать знакомство учащихся с творчеством композитора Д.Кабалевского.
Развивающие:
- развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
- формировать музыкальный вкус учащихся;
- развивать творческое логическое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям.
- воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие.
Ребята! Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством выдающегося композитора XX века. Имя этого композитора нам известно, потому что мы исполняли его очень красивую песню о родине “ Наш край”.
(дать возможность детям подумать).
- Кто вспомнил? (ответы детей)
Действительно, имя этого композитора – Д.Б. Кабалевский.
2. Слово учителя.
Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета, мать, посвятившая свою жизнь семье, детям — прирожденным педагогом, воспитателем. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, не разрешавшая юному Кабалевскому импровизировать, надолго отвратила его от музыки. Вместо этого появилось желание рисовать, стремление к выражению себя в живописных и пластических образах, настолько сильное, что через несколько лет оно привело юношу в училище живописи и ваяния.
Но тяга к музыке победила. Когда семья переехала в Москву, Дмитрий поступил в музыкальную школу, где напряженным трудом стал наверстывать упущенные годы. Через год его приняли в Музыкальный техникум имени Скрябина.
Жизнь после революции была крайне тяжелой. Приходилось думать не только о занятиях, но и о заработках. Юноша перепробовал множество занятий: рисовал плакаты, служил почтальоном, был тапером в кино и, наконец, стал заниматься с малышами в открытой при техникуме музыкальной школе. Так он пришел к детям, с которыми остался связанным до конца дней. Д.Б. Кабалевский не только выдающийся советский композитор, он еще замечательный педагог.
Почетный президент Международного общества по музыкальному воспитанию детей и юношества. Он ведет беседы о музыке, как в концертных залах, так и с экрана телевизора, встречается с юными слушателями. Наконец, пишет книгу “Про трех китов и про многое другое” — о песне, танце и марше, которые считает “тремя китами” музыки, о связи разных видов искусств.
Есть у этого композитора и еще одно, совершенно неожиданное занятие: в 1973 году он становится учителем музыки в общеобразовательной школе и ведет свой единственный класс с первого по седьмой, создавая новую программу музыкальных занятий в собственной лаборатории.
Такой необычный композитор будет сегодня незримо “присутствовать” на нашем уроке.
3. Новый материал
Звучит мелодия песни “Вишня”
- что прозвучало? (мелодия)
- как прозвучала мелодия? (нежно, ласково, негромкая, скромно)
- мелодия русская? (сомнения)
Вы сомневаетесь совсем не зря. Прозвучавшая мелодия появилась в стране, которую называют Страной Восходящего Солнца (ответы детей).
Звучит песня.
- о чем песня?
- как называется японская вишня? (показываю).
Это дерево с нежно-розоватыми цветами называется сакура.
Это дикая вишня. Она даже плодов не дает. Но японцы очень любят природу, бережно к ней относятся и посвятили ей немало хокко (это японские трехстишия):
"Камнем бросьте в меня,
Ветку цветущей вишни
Я обломил".
или
"Все волнения, всю печаль
Твоего смятенного сердца
Гибкой ветке отдай".
Мацую Басе
Разучивание мелодию
Необычное для нашего уха звучание, мы привыкли слушать и петь в каких ладах? Мажор, минор. В звуковой системе народов востока, в частности в Японии, используется пентатоника – пятиступенчатая звуковая система, не содержащая полутонов. Если на фортепиано нажимать подряд только черные клавиши мы услышим пентатонику.
Исполнение песни.
Вы можете спросить, а при чем тут Д.Б. Кабалевский, с разговора о котором мы начали урок.
Но пусть звучит музыка (Звучат вариации на тему яп. н. п. “Вишня”)
Эту музыку написал Дмитрий Борисович. Не показалась ли она вам знакомой? (ответы детей)
Действительно, композитор использовал мелодия японской народной песни.
Но изменился ли ее характер? Сколько раз он менялся?
Эта музыкальная форма называется вариации. Она строится на многократном повторении мелодии с изменениями.
- А как меняется характер знакомой песни?
- Где же нежная, ласковая ее мелодия?
- Как вы думаете, может ли эта музыка рассказывать о любимой японцами сакуре? (Краски стали темнее, настроение тревожное, в конце - страшное, траурный колокольный звон).
Скажите ребята, какую знаменательную дату своей истории будет отмечать наш народ 9 мая 2015 года? (70 лет со дня победы).
Ранним июньским утром 1941 года началась Великая Отечественная война.
А в конце этой войны, в 1945 году, на два японских города Хиросиму и Нагасаки американские летчики сбросили атомную бомбу, чтобы показать всему миру свое превосходство. Это тоже было ранним утром, когда ничто не предвещало беды. Люди увидели огромное облако, которое по форме напоминало огромный гриб. Не сразу люди сообразили, что это ядерный взрыв. От людей остались одни тени на асфальте. Почти все погибли. Трагедия, страшные события в такой прекрасной стране. Земля была поражена на многие километры. На ней долгое время ничего не росло. Японцы не стали восстанавливать разрушенный город, а невдалеке построили Новый город Хиросима, а старый оставили в знак трагедии как память, чтобы люди помнили, насколько страшна война.
Кабалевский бывал в Японии. Именно об этой страшной трагедии японского народа рассказал он в музыке, которую назвал “Вариации на тему японской народной песни “Вишня”.
Повторное слушание.
Война прошла. Но зараженные частицы радиации остались в воздухе.
В Японии жила маленькая девочка Сасаки, которая пострадала от атомного взрыва. Она была тяжело больна. Девочке было тяжело бороться с болезнью. Она была маленькой и слабой, а болезнь была большой и сильной.
Однажды ей приснился сон, что она обязательно выздоровеет, поправится и будет жить долго-долго, если сделает тысячу белых бумажных журавликов. Она спросила у доктора: “Правда это?” Доктор ответил: “Правда, девочка”. Сасаки принялась за дело.
Она работала каждый день. Но она была очень слаба. Сделать тысячу журавликов ей было очень тяжело. Тогда доктор рассказал детям города Хиросимы о журавликах Сасаки, и они решили ей помочь. Дети стали приносить бумажных журавликов в больницу. Белые журавлики сидели на подоконнике, на полу, на столике. В этой стае было больше тысячи журавликов.
Весть о болезни японской девочки долетела и до Москвы. Тогда московские школьники решили послать в далекий город Хиросиму своего бумажного журавлика.
Но, к сожалению, белые журавлики не в силах победить страшную болезнь. Своими слабыми бумажными крыльями они не смогли заслонить Сасаки от смерти и спасти ей жизнь.
Хиросимской девочке, умершей от последствий атомного кошмара, поставлен памятник (показать).
Итог урока.
- что из услышанного сегодня вас тронуло?
- надо ли забывать страшные страницы истории?
-есть ли что-то общее у японского и русского народов?
- а языки-то у нас разные?
Зато есть язык, понятный всем – это язык музыки.
Рефлексия.
Составьте синквейн по материалу сегодняшнего урока.
Война
страшная бесчеловечная
пугает лишает убивает
Планета без войны прекрасна
МИР