Праздник урожая

Разделы: Внеклассная работа


Цель: помочь учащимся осознать значимость труда в жизни людей и радость после окончания работ.

Задачи:

  • образовательные: расширить понятие “труд”;
  • воспитательные: воспитывать трудолюбие, уважение к труду других людей, любовь к родной земле;
  • развивающие: развивать познавательный интерес к русским традициям, ассоциативное мышление, память.

Виды деятельности: рассказ, песни, игры

Тип мероприятия: праздник

Ход праздника

1 ведущий

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.

Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.

Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.

2 ведущий

Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.

Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться.

Раньше на Руси отсчет осенних дней начинался с августа, т.к. с ним приходила главная забота земледельца - сбор урожая.

Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”.

1  ученик

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются – там, на дне долин
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

2  ученик

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.

3  ученик

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

4  ученик

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

5  ученик

Бродит в роще листопад по кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Соберем из листьев веер яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер, легкий и игривый.

6  ученик

И послушно ветру вслед листья улетают.
Значит, лета больше нет, осень наступает.
Журавли на юг летят. Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам, очень, очень просим.

В с е

Осень, осень, в гости просим.

Под музыку П.И. Чайковского “Времена года” входит Осень.

О с е н ь

Здравствуйте, ребята! А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной –
Осенние сады и парки?
Я на праздник к вам пришла
И братьев своих с собой привела.
Вы, конечно, их знаете.

Входят сентябрь, октябрь, ноябрь.

С е н т я б р ь

Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

(дети отвечают хором: сентябрь)

О к т я б р ь

Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?

(дети отвечают хором: октябрь)

Н о я б р ь

Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
И сильней похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

(дети отвечают хором: ноябрь)

1 ведущий

Еще одна важная забота земледельца - уборка хлебов.

“До Ильина дня дождь — в закрома, после Ильина - из закрома” - торопила ухудшающаяся погода.

1  ученик

Жатва - праздник благодати.
Возлюбил нас Жизнедатель,
Не оставил, не забыл,
Всех плодами одарил.

2  ученик

Жатва - праздник торжества.
Слава Богу и хвала
За создание Земли,
За чудесные дары!

2 ведущий

  • Хлеб – самый ценный, самый дорогой подарок. Ведь недаром говорят, что
  • Хлеб всему голова.
  • Хлеб на стол – и стол-престол, хлеба ни куска – и стол – доска.
  • Нелегко вырастить хлеб, но зато, сколько радости, когда урожай собран.

(Выходят дети, один несет на рушнике каравай хлеба)

1  ученик

Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.

2  ученик

В нем – здоровье наше, сила;
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

3  ученик

В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем.

Песня о хлебе (музыка В.Витлина, слова П. Кагановой)

1 ведущий

Когда работа сообща, тогда и радость общая. Веселая эта пора, когда хлеб заполнял закрома, не обходилась без плясок, праздников. Счастливые жницы катались по полю, кувыркались, подпевая: “Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено”.

Песенка-игра “Если весело живется”

Если весело живется, делай так
(два хлопка в ладоши).
Если весело живется, делай так
(два хлопка в ладоши).
Если весело живется,
мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так
(два хлопка).

(В следующих куплетах вместо хлопков: два щелчка пальцами, два хлопка по коленям, два притопа ногами, два прыжка, выкрикиваем слово „хорошо!". А последний куплет звучит так: „Если весело живется, делай все!" И после каждой строчки нужно повторить поочередно все движения из каждого куплета.)

2 ведущий

“Осенью хоть и холодно, да не голодно” - радовалась пословица, и одна за другой появлялась на столах новая снедь. Порядок ее появления зависел от погоды и традиций. Так, 9 августа, в день, который называли “кочанник”, когда заканчивался сбор урожая, начинали варить капустные щи.

Капуста самый любимый овощ на Руси, недаром шутливо прозвали ее “огородная барыня”. “Хлеб да капуста лихого не пустят”. Зимние запасы считали не фунтами и килограммами, а ведрами, бочками и бочонками. Такие большие припасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой.

1  ученик

На столе у нас не пусто,
Посмотрите на него:
И картошка, и капуста...
Много Бог взрастил всего.

2  ученик

Поднимает настроенье
Свежий, вкусный огурец.
Я скажу без промедленья:
Любит нас Благой Отец!

Инсценирование стихотворения “Овощи” (Ю. Тувим)

1 ведущий

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу.

Х о з я й к а

Ох!

2 ведущий

Вот овощи спор завели.

П е р е ц

Кто из нас, из овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Г о р о х

Я такой хорошенький зелененький мальчишка.
Если только захочу, всех горошком угощу!

С в е к л а

Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету!

К а п у с т а

Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!

Р е д и с

Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем.

О г у р е ц

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

М о р к о в ь

Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.

П о м и д о р

Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.

Л у к

Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я простой зеленый лук.

К а р т о ш к а

Я, картошка, так скромна -
Слова не сказала...
Но картошка так нужна
И большим и малым.

Б а к л а ж а н

Баклажанная икра
Так полезна, так вкусна.

2 ведущий

Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

1 ведущий

На август приходились и праздники трех Спасов. Первый Спас - 14 августа (1 августа по старому стилю) в средней полосе России называли “медовым”. С этого времени начинали подрезать соты, откачивать мед. Второй Спас — 19 августа (6-го по старому стилю) — “яблочный” — собирали садовые и огородные плоды. Третий Спас — 29 августа (16-го по старому стилю) был менее праздничен, но также связан со сбором садовых, огородных и лесных плодов.

Песня “Что нам осень принесет?” (музыка З. Левина, слова Л. Некрасовой)

1 ведущий

Отгадайте загадку:
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

20 сентября — луков день. Запасали этого овоща помногу, так как шел он не только в пищу, но и на лечение: “Лук - от семи недуг”, “Лук да баня - все правят”.

1  ученик

Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать!?

2 ведущий

1 октября — “Арина — журавлиный лет”. Дети провожали улетающих птиц, крича вслед: “Колесом дорога! Колесом дорога!” — может быть, повернут назад, а с ними возвратятся и тепло, и ясное солнышко. Да нет, морозы подступали. 14 октября (1 -го по старому стилю) - Покров, который “Землю кроет, где листком, а где снежком”.

1  ученик

Скоро белые метели снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.

2  ученик

Лист качается узорный в синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные в огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.

Песня “Скворушка прощается” (музыка Т.Потатенко, слова М.Ивенсен)

1 ведущий

Заканчивался сбор урожая, заканчивались крестьянские заботы, подходила к концу осень светлая. И наш праздник подошел к концу.

Песня “Осень” (музыка Е. Тиличеевой, слова И. Лешкевич)

Литература.

  1. М.Ю. Женило “Театрализованные праздники” - Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 2004
  2. М.А. Михайлова “Детские праздники” - Ярославль. Издательство “Академия развития”, 1997
  3. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина “Сценарии школьных праздников” - Москва.
  4. Издательство “АйрисПресс”, 2006
  5. С.В.Савинова “Праздники в начальной школе” - Волгоград. Издательство “Учитель”, 2000
  6. Интернет-сайты