Проблема: практическое применение знаний по экономике и математике в составлении личного финансового плана.
Цели:
- Актуализировать знания учащихся по экономике и математике: понятие семейного бюджета и личного финансового плана; решение прикладных задач.
- Развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умений выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, прослеживать причинно-следственные связи умения планировать, прогнозировать и оценивать свои действия, готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников; развитие навыков решения задач
- Формирование понимания необходимости рационального поведения в мире финансов
Тип урока: интегрированный (экономика и математика), комбинированный с элементами лабораторной работы и решением задач.
Методы: эвристическая беседа с элементами дискуссии, активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления
Форма: Игра по станциям. Цель: развитие навыков коммуникации в группе, умения распределять роли, обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников в новых условиях.
Оборудование: мультимеда-проектор, презентация, раздаточный материал с заданиями, задачами
План урока.
1. Мотивация. Беседа с учащимися по вопросам.
- Что такое экономика как наука?
- Какова главная проблема экономики?
- Каковы последствия ограниченности ресурсов?
2. Изучение нового материала. Беседа с учащимися, составление кластера. Анализ статистического материала.
Управление семейным бюджетом.
- Что такое семейный бюджет?
- Из каких статей состоит бюджет?
- Что составляет доходы семейного бюджета?
- На что семьи тратят деньги?
Работа с таблицей, анализ статистического материала. (Приложение 1)
Таблица “Структура потребительских расходов домашних хозяйств в России”: назовите основные статьи расходов граждан.
Таблица “Структура потребительских расходов по группам населения”: выделите основные статьи доходов самых бедных и самых богатых. Какие выводы мы можем сделать, проанализировав эти данные?
Закон Энгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных потребностей заметно возрастает.
Таким образом, расходы все равно растут, только меняется их структура.
Кроме того, негативное влияние на семейную экономику оказывает и инфляция.
- Что такое инфляция?
- Номинальный доход?
- Реальный доход?
- Какой выход? Как рационально распорядиться своими доходами?
Необходимо научиться управлять личными финансами.
- Как снизить затраты? Учет, Экономия, планирование, сбережения.
Решение задач по группам. (Приложение 2)
Учащиеся делятся на 4 команды с помощью упражнения “Броуновское движение”.
Перед каждой командой цель: пройти 4 станции “Дом”, “Магазин”, “Банк”, “Транспорт и путешествия”, на каждой станции они получаю пакет задач, которые они должны решить.
Подведение итогов. Фронтальная беседа с учащимися.
- Что значит финансово грамотный человек?
Обсуждение высказываний:
- “Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться”. Наполеон Бонапарт
- “Не быть жадным – уже богатство, не быть расточительным – доход”. Цицерон
Домашнее задание.
- Индивидуальные карточки (задания ЕГЭ В1–В4)
- Написать эссе по экономике.