2 КЛАСС | 4 КЛАСС |
Тема урока: Вычитание вида 30-7. | Тема урока: Нахождение неизвестного слагаемого. |
Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи. | |
Задачи: Образовательные: Познакомить с приемом вычисления для случаев вида 30-7, отрабатывать приемы изученных случаев, закрепление знаний состава чисел в пределах 10, умения находить периметр прямоугольника. Развивающие: Развивать познавательный интерес и умения делать выводы, основанные на выполненных действиях, умение аргументировать свое предложение. Воспитывающие: Воспитывать коммуникативные отношения, умение работать в парах, интерес к урокам математики. |
Задачи: Образовательные: Познакомить с решением усложненных уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, отрабатывать письменные приемы сложения многозначных чисел, закрепить навык нахождения площади прямоугольника. Развивающие: Развивать воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать. Воспитывающие: Воспитывать аккуратность в работе, прививать навык самоконтроля, побуждать интерес к предмету, к окружающей нас природе. |
Место урока в системе
образовательного процесса: Урок проводится в 1 четверти, раздел “Сложение и вычитание (устные приемы)”, комплект “Школа России”, учебник М. И. Моро и др. “Математика, 2 класс”. |
Место урока в системе
образовательного процесса: Урок проводится в 1 четверти, раздел “Сложение и вычитание”, комплект “Школа России”, учебник М. И. Моро и др. “Математика, 4 класс”. |
Тип урока: урок усвоения новых знаний. | Тип урока: урок усвоения новых знаний. |
Используемое оборудование: зеленый лист ватмана, индивидуальные цветочки, ромашка на состав чисел, индивидуальные карточки для 4 класса, индивидуальные счетные палочки, карточки с числами, схемы – траектории В. Ф. Базарного, солнышко, лучики разных цветов, музыкальные записи МРЗ DVD “Музыка для детей”: П.И. Чайковский “Вальс цветов” и шоу-группа “Улыбка” “Дивный цветок” |
КОНСПЕКТ УРОКА
2 КЛАСС | 4 КЛАСС | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I. Организация внимания
учащихся: (звучит “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского) Положите цветок Добра и хорошего настроения на ладошки. Почувствуйте, как он согревает вас. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Почувствуйте, как добро доставляет вам радость. У вас появляются новые силы. Тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами на протяжении всего урока. II. Оргмомент. |
||||
Оформление тетрадей (число, классная работа) | Оформление тетрадей (число, классная работа) | |||
Сегодня на уроке мы вырастим необычный удивительный сад. В нем мы посадим “цветы знаний”. У меня на доске зелёная лужайка, у вас на партах цветочки (в течение всего урока учащиеся, правильно выполнившие задание, будут “высаживать” свои цветочки на полянку). | ||||
III. Устный счёт. (музыка
выключается) Начнём урок с разминки. |
||||
Дидактическая игра “Ромашка”. Отгадайте загадку: Стоят в лесу сестрички – Кто решал верно – посадите на лужайку цветочек. |
(фронтальный опрос) | Кто выполнил верно – посадите цветочек на лужайку. | Индивидуальная работа с карточками по уровням сложности (самопроверка – ответы с обратной стороны карточки). | |
IV. Изучение новой темы. | ||||
1. Расшифруйте запись: | (Работа на доске по цепочке). 1 10 5 4 20 11 20 16 Ы 50+.. =60 А .. -3=8 Т …+20 =40 И 9+..=13 В 30 - .. =29 Ь ..- 6=10 Ч 40 + .. =45 |
1. Какое правило использовали для
заполнения таблицы? 2. Запишите:
Что у вас получилось? Определите цель урока. Попробуйте самостоятельно решить записанное уравнение. |
Сумма неизвестного числа и числа 390 равна произведению чисел 70 и 6.
Уравнение нового вида. Научиться решать новые уравнения. (самостоятельная работа учащихся). |
|
Чем мы будем заниматься на уроке? | Вычитать. Решать примеры и задачи на вычитание. |
|||
2. Прочитайте задачу на доске. Суточную норму витамина С содержат 4 г свежего шиповника или 30 г чёрной смородины. На сколько граммов больше нужно съесть чёрной смородины, чем шиповника, чтобы получить суточную норму витамина С? Как предлагаете решить? |
Чтобы узнать, на, сколько одно число больше другого, нужно из большего вычесть меньшее. Нужно 30-4. | |||
Попробуем решить пример на вычитание
нового вида. У вас на партах лежат палочки (3
пучка). Используя их, попробуйте решить получившийся пример. |
Такие примеры мы не решали.
Работа в парах. |
Проверяем. | Объяснение учащихся. | |
Проверяем. Ваши предложения. | Одна пара предложила три десятка палочек развязать и из них взять 4 палочки. Посчитать оставшиеся палочки. Другая пара – не нужно развязывать все пучки, а развязать только 1 десяток. Из него убрать 4 палочки. Осталось 2 десятка и 6 палочек, т.е. 26. | Сравним наше решение с объяснением учебника на стр. 64 №309 | Устная работа в парах. | |
Рассмотрим рисунок и запись в учебнике
на стр. 51. Ответим на вопрос задачи. |
||||
Как вы оцениваете свой труд? | ||||
Мы сами пришли к этому выводу. | Зная правило нахождения неизвестного слагаемого, сами пришли к данному решению. | |||
Музыкальная танцевальная
физминутка (песенка “Дивный цветок”). V. Закрепление полученных знаний. |
||||
1. Выполним устно с объяснением №2 стр. 51 | Работа с учителем. | 1 Самостоятельная работа №310 стр. 64 2 ученика работают у доски. | ||
2. Дидактическая игра
“Молчанка”. Решив примеры, узнаете интересные факты о жизни растений из энциклопедии для детей “Что такое? Кто такой?”. |
||||
Индивидуальная работа со слабыми учащимися. | Учащиеся выполняют самостоятельно №3 стр. 51(верхняя строчка) | Учащиеся выполняют самостоятельно №3 стр. 69 | ||
Я показываю число, у кого есть
пример с таким ответом - поднимаете руку и
читаете этот пример. 60 – см в ширину листья у бананов; 1 – в Китае выращивают сорта моркови длиною до 1 м; 96 – разновидностей апельсинов существует; 980 – лет может быть продолжительность жизни осины; 65 – литров воды за день поглощает осина; 23 - кг весит самая крупная цветная капуста, выращенная человеком; 545 – кг кислорода производит в год 1 га соснового леса; 39 – метровые водоросли, встречаются в Тихом океане. |
||||
Физминутка для глаз. | ||||
Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. |
Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочкой часов Проведём глазами дружно. Ну а дальше – будь здоров! (Разминка глаз по схемам – траекториям В.Ф. Базарного). |
|||
3. Решите задачу (на доске): В парке у школы росли 10 елей, 15 берёз, 20 тополей, 3 сосны. Сколько лиственных деревьев? Сколько хвойных? Сколько всего деревьев росло у школы? |
Учащиеся работают самостоятельно по
уровням: 1 уровень – 1 вопрос; 2 уровень – 2 вопроса; 3 уровень – 3 вопроса. 1 ученик 3-го уровня решает у доски. |
3. Решите задачу (на доске): Размножаемость сорных растений очень велика. Одно растение в год даёт зёрен: ржаной костёр 1420, василёк на 5269 больше, а полевой осот на 12920 больше, чем василёк. Сколько зёрен даёт одно растение каждого из сорняков в год? Сколько всего зёрен дают сорные растения? |
Самостоятельная работа по уровням: 1 уровень – 1 вопрос; 2 уровень – 2 вопроса. 1 ученик 2-го уровня решает у доски. |
|
4. В нашем саду вырос замечательный цветник. Какая фигура нашего цветника? Измерим его стороны (50 см, 20 см). | ||||
Вычислим периметр цветника. | Записывают решение в тетради. | Вычислим площадь цветника. | Записывают решение в тетради. | |
VI. Итог на рефлексивной
основе.
За работу на уроке я вам дарю солнышко (прикрепляется над лужайкой). А вы от солнышка пустите лучики: зелёный цвет – я достиг успеха, жёлтый – мне сегодня не все удалось, красный – на уроке я испытывал трудности. |
||||
Домашнее задание: №3 (нижняя строчка), №5 | Домашнее задание: №312, составить уравнение нового вида. |
Приложения к уроку
Индивидуальные карточки для 4 класса.
1 уровень
Слагаемое 24 455 2000 Слагаемое 30 120 80 Сумма 68 90 480 500 2430 4588
2 уровень
Слагаемое 124 75 2387 Слагаемое 179 1017 568 Сумма 276 523 969 8192 4398 1000