Разработка урока математики в совмещенном класс-комплекте (2-й, 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


2 КЛАСС 4 КЛАСС
Тема урока: Вычитание вида 30-7. Тема урока: Нахождение неизвестного слагаемого.
Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
Задачи:

Образовательные:

Познакомить с приемом вычисления для случаев вида 30-7, отрабатывать приемы изученных случаев, закрепление знаний состава чисел в пределах 10, умения находить периметр прямоугольника.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес и умения делать выводы, основанные на выполненных действиях, умение аргументировать свое предложение.

Воспитывающие:

Воспитывать коммуникативные отношения, умение работать в парах, интерес к урокам математики.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с решением усложненных уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, отрабатывать письменные приемы сложения многозначных чисел, закрепить навык нахождения площади прямоугольника.

Развивающие:

Развивать воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность в работе, прививать навык самоконтроля, побуждать интерес к предмету, к окружающей нас природе.

Место урока в системе образовательного процесса:

Урок проводится в 1 четверти, раздел “Сложение и вычитание (устные приемы)”, комплект “Школа России”, учебник М. И. Моро и др. “Математика, 2 класс”.

Место урока в системе образовательного процесса:

Урок проводится в 1 четверти, раздел “Сложение и вычитание”, комплект “Школа России”, учебник М. И. Моро и др. “Математика, 4 класс”.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Используемое оборудование: зеленый лист ватмана, индивидуальные цветочки, ромашка на состав чисел, индивидуальные карточки для 4 класса, индивидуальные счетные палочки, карточки с числами, схемы – траектории В. Ф. Базарного, солнышко, лучики разных цветов, музыкальные записи МРЗ DVD “Музыка для детей”: П.И. Чайковский “Вальс цветов” и шоу-группа “Улыбка” “Дивный цветок”

КОНСПЕКТ УРОКА

2 КЛАСС 4 КЛАСС
Деятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организация внимания учащихся:

(звучит “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского)

Положите цветок Добра и хорошего настроения на ладошки. Почувствуйте, как он согревает вас. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Почувствуйте, как добро доставляет вам радость. У вас появляются новые силы. Тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами на протяжении всего урока.

II. Оргмомент.

  Оформление тетрадей (число, классная работа)   Оформление тетрадей (число, классная работа)
Сегодня на уроке мы вырастим необычный удивительный сад. В нем мы посадим “цветы знаний”. У меня на доске зелёная лужайка, у вас на партах цветочки (в течение всего урока учащиеся, правильно выполнившие задание, будут “высаживать” свои цветочки на полянку).
III. Устный счёт. (музыка выключается)

Начнём урок с разминки.

 
Дидактическая игра “Ромашка”.

Отгадайте загадку:

Стоят в лесу сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички.

Кто решал верно – посадите на лужайку цветочек.

(фронтальный опрос)

Кто выполнил верно – посадите цветочек на лужайку. Индивидуальная работа с карточками по уровням сложности (самопроверка – ответы с обратной стороны карточки).
IV. Изучение новой темы.
1. Расшифруйте запись: (Работа на доске по цепочке).

1 10 5 4 20 11 20 16

Ы 50+.. =60

А .. -3=8

Т …+20 =40

И 9+..=13

В 30 - .. =29

Ь ..- 6=10

Ч 40 + .. =45

1. Какое правило использовали для заполнения таблицы?

2. Запишите:

 

 

Что у вас получилось?

Определите цель урока.

Попробуйте самостоятельно решить записанное уравнение.

 

Сумма неизвестного числа и числа 390 равна произведению чисел 70 и 6.

 

Уравнение нового вида.

Научиться решать новые уравнения.

(самостоятельная работа учащихся).

Чем мы будем заниматься на уроке? Вычитать.

Решать примеры и задачи на вычитание.

   
2. Прочитайте задачу на доске.

Суточную норму витамина С содержат 4 г свежего шиповника или 30 г чёрной смородины. На сколько граммов больше нужно съесть чёрной смородины, чем шиповника, чтобы получить суточную норму витамина С?

Как предлагаете решить?

Чтобы узнать, на, сколько одно число больше другого, нужно из большего вычесть меньшее. Нужно 30-4.    
Попробуем решить пример на вычитание нового вида. У вас на партах лежат палочки (3 пучка).

Используя их, попробуйте решить получившийся пример.

Такие примеры мы не решали.

 

 

Работа в парах.

Проверяем. Объяснение учащихся.
Проверяем. Ваши предложения. Одна пара предложила три десятка палочек развязать и из них взять 4 палочки. Посчитать оставшиеся палочки. Другая пара – не нужно развязывать все пучки, а развязать только 1 десяток. Из него убрать 4 палочки. Осталось 2 десятка и 6 палочек, т.е. 26. Сравним наше решение с объяснением учебника на стр. 64 №309 Устная работа в парах.
Рассмотрим рисунок и запись в учебнике на стр. 51.

Ответим на вопрос задачи.

     
Как вы оцениваете свой труд?
  Мы сами пришли к этому выводу.   Зная правило нахождения неизвестного слагаемого, сами пришли к данному решению.
Музыкальная танцевальная физминутка (песенка “Дивный цветок”).

V. Закрепление полученных знаний.

1. Выполним устно с объяснением №2 стр. 51 Работа с учителем.   1 Самостоятельная работа №310 стр. 64 2 ученика работают у доски.
2. Дидактическая игра “Молчанка”.

Решив примеры, узнаете интересные факты о жизни растений из энциклопедии для детей “Что такое? Кто такой?”.

Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Учащиеся выполняют самостоятельно №3 стр. 51(верхняя строчка)   Учащиеся выполняют самостоятельно №3 стр. 69
Я показываю число, у кого есть пример с таким ответом - поднимаете руку и читаете этот пример.

60 – см в ширину листья у бананов;

1 – в Китае выращивают сорта моркови длиною до 1 м;

96 – разновидностей апельсинов существует;

980 – лет может быть продолжительность жизни осины;

65 – литров воды за день поглощает осина;

23  - кг весит самая крупная цветная капуста, выращенная человеком;

545 – кг кислорода производит в год 1 га соснового леса;

39 – метровые водоросли, встречаются в Тихом океане.

Физминутка для глаз.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочкой часов
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – будь здоров!
(Разминка глаз по схемам – траекториям В.Ф. Базарного).
   
3. Решите задачу (на доске):

В парке у школы росли 10 елей, 15 берёз, 20 тополей, 3 сосны. Сколько лиственных деревьев? Сколько хвойных? Сколько всего деревьев росло у школы?

Учащиеся работают самостоятельно по уровням:

1 уровень – 1 вопрос;

2 уровень – 2 вопроса;

3 уровень – 3 вопроса.

1 ученик 3-го уровня решает у доски.

3. Решите задачу (на доске):

Размножаемость сорных растений очень велика. Одно растение в год даёт зёрен: ржаной костёр 1420, василёк на 5269 больше, а полевой осот на 12920 больше, чем василёк. Сколько зёрен даёт одно растение каждого из сорняков в год? Сколько всего зёрен дают сорные растения?

Самостоятельная работа по уровням:

1 уровень – 1 вопрос;

2 уровень – 2 вопроса.

1 ученик 2-го уровня решает у доски.

4. В нашем саду вырос замечательный цветник. Какая фигура нашего цветника? Измерим его стороны (50 см, 20 см).
Вычислим периметр цветника. Записывают решение в тетради. Вычислим площадь цветника. Записывают решение в тетради.
VI. Итог на рефлексивной основе.
  • Что нового узнали на уроке?
  • Достигли ли вы цели?
  • Что помогло вам сегодня в вашей работе?
  • Оцените свою работу словесно: что удалось, что вызвало затруднение?

За работу на уроке я вам дарю солнышко (прикрепляется над лужайкой). А вы от солнышка пустите лучики: зелёный цвет – я достиг успеха, жёлтый – мне сегодня не все удалось, красный – на уроке я испытывал трудности.

Домашнее задание: №3 (нижняя строчка), №5   Домашнее задание: №312, составить уравнение нового вида.  

Приложения к уроку

Индивидуальные карточки для 4 класса.

1 уровень

Слагаемое 24     455 2000  
Слагаемое   30 120     80
Сумма 68 90 480 500 2430 4588

2 уровень

Слагаемое 124 75     2387  
Слагаемое     179 1017   568
Сумма 276 523 969 8192 4398 1000