Программа "Здоровье"

Разделы: Внеклассная работа


I. ВВЕДЕНИЕ

Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически — да, практически не получается. Врачи, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале XХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие “школьные болезни”, возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина крови). В современных условиях “школьные болезни” сохраняются, хотя их структура изменилась.

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400—2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4—2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

Именно поэтому разработанная нами программа “Здоровье” направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологического образования учащихся.

В реализации программы “Здоровье” задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.

II. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижении успеха.

Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью, можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

III. ЗАДАЧИ

1. Отработать систему определения уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3. Расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, популяризовать преимущества здорового образа жизни.

4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
5. Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

IV. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

  • учащиеся;
  • классные руководители;
  • учителя-предметники;
  • школьный врач;
  • школьные специалисты (психолог);
  • родители.

VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-воспитательная работа — научно обоснованная и строго регламентированная.

1 Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условия. Сентябрь
2 Валеологический анализ расписания уроков. Сентябрь-январь
З Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1—4-е классы). В течение всего года
4 Включение вопросов с определенной валеологической направленнностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии и др. В течение всего года
5 Контроль за выполнением норм самообслуживания. В течение всего года
6 Контроль за правильным использованием ТСО. В течение всего года.
7 Повышение валеологической грамотности учителей В течение всего года.

Диагностическая работа — комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания

1 Создание “Паспорта здоровья” Сентябрь—октябрь
2 Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки Октябрь—март
3 Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп Сентябрь—март
 
4 Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков Апрель—май
Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанника, а при наличии каких – либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса
1 Плановый медосмотр Сентябрь
2 Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов В течение всего года
3 Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов В течение всего года
4 Мониторинг санитарного состояния учебных помещений— отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация В течение всего года
5 Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов) В течение всего года
6 Контроль за состоянием рабочей мебели В течение всего года
7 Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра октябрь
Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа — скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс
1 Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепление здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса Сентябрь—ноябрь
2 Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов В течение всего года
3 Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов декабрь—январь

Информацонно-просветительская работа — пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

1 Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья В течение всего года
2 Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек) В течение всего года

VII. ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Функции медицинской службы школы:

  • медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
  • выявление учащихся специальной медицинской группы;

2. Функции директора и его заместителей:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство по организации валеологической службы в школе;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  • организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
  • организация контроля уроков физкультуры;
  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе “Здоровье” и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация работы психологической и социальной службы в школе.

3. Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактической работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы “Здоровье”;
  • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

VIII. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “ЗДОРОВЬЕ” НА 2010-2015 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

1 этап (2010/2011 уч. г.)

1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика
Мероприятия Срок Класс Ответственный
1. Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп Сентябрь 1-11-й Медицинская сестра, классные руководители, учитель физкультуры
2.Медосмотры в детской поликлинике сентябрь-Октябрь 1-8-й Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники
3.Профосмотры старшеклассников во взрослой поликлинике октябрь 9-11-й Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники
4. Анализ случаев травматизма в школе В течение года 1-11-й Медицинская сестра, заместитель директора по воспитательной работе
5. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни В течение года 1-11-й Медицинская сестра, классные руководители
2. Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся
1 Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека В течение года 1-11-й Учитель физкультуры
2 Психологический мониторинг здоровья учащихся:
• тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;
• тест на тревожность
Сентябрь 1,3,5, 10-й Психолог
3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении
1 Эстетическое оформление класса и школы В течение года 1-11-й Заместитель директора по воспитательной работе
2 Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) В течение года 1-11-й Завуч
3 Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
• проветривание;
• освещение;
• отопление;
• вентиляция;
• уборка
Ежедневно Все помещения Заместитель директора по АХЧ, медицинская сестра
4 Контроль за качеством питания и питьевым режимом Ежедневно   медицинская сестра
5 Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями В течение года   Завуч
6 Организация активного отдыха на переменах Постоянно 1-4-й Классные руководители
4. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
1. Прививки детей согласно приказам Мин здрава В течение года 1-11-й Медицинская сестра
2.Профилактическая работа во время эпидемий В течение года 1-11-й Медицинская сестра
3.Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы В течение года 1-11-й Медицинская сестра
5.Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
1 Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры В течение года 1-11-й Учитель физкультуры
2 Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций В течение года 1-11-й Учитель физкультуры, совет физкультуры
З Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и областных соревнованиях В течение года 1-11-й учитель физкультуры
4 Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий В течение года 1-11-й Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
5 Работа спортивных секций В течение года 5-11-й Учитель физкультуры
6 Смотр “Самый здоровый класс” В течение года 1-11-й Учитель физкультуры, совет физкультуры
6. Профилактика травматизма
1 Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБдд, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов) В течение года 1-11-й Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
2 Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ По программе 1-11-й Преподаватель ОБЖ, классные руководители
З Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности В течение года 1-11-й директор школы, классные руководители
4 Статистика и анализ случаев травматизма в школе В течение года 1-11-й Медицинская сестра
7. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
1 Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и “Человек и здоровье” В течение года 1-11-й Преподаватель ОБЖ, учитель биологии
2 Тематические классные часы В течение года 1-11-й Классные руководители
3 Тематические родительские собрания В течение года 1-11-й Классные руководители
4 Встречи с сотрудниками наркологического диспансера По плану 8-11-й Заместитель директора по воспитательной работе
5 Конкурсы, викторины По плану 1-11-й Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

8. Оздоровительная работа с педагогами

1 Участие в спартакиаде среди учреждений и предприятий города В течение года Педагоги Администрация школы
2 Поощрение работников, не болеющих в течение года   Педагоги Администрация школы
3 Проведение психолого-педагогических семинаров по проблемам “Ученик-учитель” В течение года Педагоги, ученики Завуч, психолог
4 День здоровья В течение года Педагоги Учитель физкультуры
5. Участие в районной спартакиаде среди работников образования Исилькульского района В течение года Педагоги Учитель физкультуры

9. Взаимосвязь с родителями, общественностью, информационное сопровождение

1 Проведение общешкольной родительской конференции с повесткой дня “Выполнение устава школы участниками образовательного процесса” Ежегодно Родители Администрация школы
2 Вовлечение родителей в совместную деятельность по проведению каникул, традиционных школьных праздников и мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников В течение года Родители, учащиеся Администрация школы, классные руководители
3 Выпуск ежемесячной газеты “Класс и К” Ежемесячно Актив школы Заместитель директора по воспитательной работе
4 Оформление постоянно действующего стенда “Здоровое поколение XXI века” Ежемесячно Ред коллегия Медицинская сестра
5 Соревнование “Папа, мама, я - спортивная семья” 1 раз в четверть Родители, учащиеся Учитель физкультуры
6 Взаимодействие со СМИ города по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников В течение года Педагоги, учащиеся, родители Администрация школы

10. Укрепление материально-технической базы МБОУ “СОШ №3”

1 Приобретение оборудования для медицинского кабинета   Администрация школы
2 Приобретение спортивного оборудования и инвентаря, тренажеров нового поколения 2010-2015 гг. Управление образования, Администрация школы
3 Оборудование комнаты психологической разгрузки 2010-2015 гг. Администрация школы
4 Приобретение комплектов ростовой мебели 2010-2015 гг. Управление образования, Администрация школы
5 Переоборудование медицинского кабинета 2010-2015 гг. Администрация школы

II этап (2011/2012 уч. г.)

На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы “Здоровье” за 2011/2012 уч. г. будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу “Здоровье” на 2010/2015 уч. г.

Заключение

Данная программа “Здоровье” рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.

В 2010-2015 учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

  • отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
  • создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.