I. ВВЕДЕНИЕ
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически — да, практически не получается. Врачи, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале XХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие “школьные болезни”, возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина крови). В современных условиях “школьные болезни” сохраняются, хотя их структура изменилась.
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400—2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4—2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная нами программа “Здоровье” направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологического образования учащихся.
В реализации программы “Здоровье” задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.
II. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижении успеха.
Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью, можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
III. ЗАДАЧИ
1. Отработать систему определения уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
3. Расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, популяризовать преимущества здорового образа жизни.
4. Организовать систему профилактических работ
по предупреждению детского травматизма на
дорогах, предотвращению роста заболеваемости
учащихся школы.
5. Просвещать родителей в вопросах сохранения
здоровья детей.
IV. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- школьный врач;
- школьные специалисты (психолог);
- родители.
VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-воспитательная работа — научно обоснованная и строго регламентированная.
1 | Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условия. | Сентябрь |
2 | Валеологический анализ расписания уроков. | Сентябрь-январь |
З | Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1—4-е классы). | В течение всего года |
4 | Включение вопросов с определенной валеологической направленнностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, психологии и др. | В течение всего года |
5 | Контроль за выполнением норм самообслуживания. | В течение всего года |
6 | Контроль за правильным использованием ТСО. | В течение всего года. |
7 | Повышение валеологической грамотности учителей | В течение всего года. |
Диагностическая работа — комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания
1 | Создание “Паспорта здоровья” | Сентябрь—октябрь | |
2 | Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки | Октябрь—март | |
3 | Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп | Сентябрь—март | |
4 | Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков | Апрель—май | |
Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанника, а при наличии каких – либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса | |||
1 | Плановый медосмотр | Сентябрь | |
2 | Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов | В течение всего года | |
3 | Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов | В течение всего года | |
4 | Мониторинг санитарного состояния учебных помещений— отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация | В течение всего года | |
5 | Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов) | В течение всего года | |
6 | Контроль за состоянием рабочей мебели | В течение всего года | |
7 | Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра | октябрь | |
Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа — скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс | |||
1 | Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепление здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса | Сентябрь—ноябрь | |
2 | Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов | В течение всего года | |
3 | Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов | декабрь—январь |
Информацонно-просветительская работа — пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
1 | Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья | В течение всего года |
2 | Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек) | В течение всего года |
VII. ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Функции медицинской службы школы:
- медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской группы;
2. Функции директора и его заместителей:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство по организации валеологической службы в школе;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
- организация контроля уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе “Здоровье” и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы психологической и социальной службы в школе.
3. Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы “Здоровье”;
- организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
VIII. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “ЗДОРОВЬЕ” НА 2010-2015 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
1 этап (2010/2011 уч. г.)
1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика | |||||||||||||||||
Мероприятия | Срок | Класс | Ответственный | ||||||||||||||
1. Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп | Сентябрь | 1-11-й | Медицинская сестра, классные руководители, учитель физкультуры | ||||||||||||||
2.Медосмотры в детской поликлинике | сентябрь-Октябрь | 1-8-й | Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники | ||||||||||||||
3.Профосмотры старшеклассников во взрослой поликлинике | октябрь | 9-11-й | Медицинская сестра, классные руководители, специалисты поликлиники | ||||||||||||||
4. Анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра, заместитель директора по воспитательной работе | ||||||||||||||
5. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра, классные руководители | ||||||||||||||
2. Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся | |||||||||||||||||
1 | Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека | В течение года | 1-11-й | Учитель физкультуры | |||||||||||||
2 | Психологический мониторинг
здоровья учащихся: • тест на адаптацию в начальной школе, средней школе; • тест на тревожность |
Сентябрь | 1,3,5, 10-й | Психолог | |||||||||||||
3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении | |||||||||||||||||
1 | Эстетическое оформление класса и школы | В течение года | 1-11-й | Заместитель директора по воспитательной работе | |||||||||||||
2 | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | В течение года | 1-11-й | Завуч | |||||||||||||
3 | Смотр кабинетов, их соответствие
гигиеническим требованиям: • проветривание; • освещение; • отопление; • вентиляция; • уборка |
Ежедневно | Все помещения | Заместитель директора по АХЧ, медицинская сестра | |||||||||||||
4 | Контроль за качеством питания и питьевым режимом | Ежедневно | медицинская сестра | ||||||||||||||
5 | Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями | В течение года | Завуч | ||||||||||||||
6 | Организация активного отдыха на переменах | Постоянно | 1-4-й | Классные руководители | |||||||||||||
4. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний | |||||||||||||||||
1. Прививки детей согласно приказам Мин здрава | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра | ||||||||||||||
2.Профилактическая работа во время эпидемий | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра | ||||||||||||||
3.Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра | ||||||||||||||
5.Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга | |||||||||||||||||
1 | Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры | В течение года | 1-11-й | Учитель физкультуры | |||||||||||||
2 | Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций | В течение года | 1-11-й | Учитель физкультуры, совет физкультуры | |||||||||||||
З | Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и областных соревнованиях | В течение года | 1-11-й | учитель физкультуры | |||||||||||||
4 | Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий | В течение года | 1-11-й | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители | |||||||||||||
5 | Работа спортивных секций | В течение года | 5-11-й | Учитель физкультуры | |||||||||||||
6 | Смотр “Самый здоровый класс” | В течение года | 1-11-й | Учитель физкультуры, совет физкультуры | |||||||||||||
6. Профилактика травматизма | |||||||||||||||||
1 | Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБдд, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов) | В течение года | 1-11-й | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители | |||||||||||||
2 | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ | По программе | 1-11-й | Преподаватель ОБЖ, классные руководители | |||||||||||||
З | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности | В течение года | 1-11-й | директор школы, классные руководители | |||||||||||||
4 | Статистика и анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра | |||||||||||||
7. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек | |||||||||||||||||
1 | Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и “Человек и здоровье” | В течение года | 1-11-й | Преподаватель ОБЖ, учитель биологии | |||||||||||||
2 | Тематические классные часы | В течение года | 1-11-й | Классные руководители | |||||||||||||
3 | Тематические родительские собрания | В течение года | 1-11-й | Классные руководители | |||||||||||||
4 | Встречи с сотрудниками наркологического диспансера | По плану | 8-11-й | Заместитель директора по воспитательной работе | |||||||||||||
5 | Конкурсы, викторины | По плану | 1-11-й | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
8. Оздоровительная работа с педагогами
1 | Участие в спартакиаде среди учреждений и предприятий города | В течение года | Педагоги | Администрация школы |
2 | Поощрение работников, не болеющих в течение года | Педагоги | Администрация школы | |
3 | Проведение психолого-педагогических семинаров по проблемам “Ученик-учитель” | В течение года | Педагоги, ученики | Завуч, психолог |
4 | День здоровья | В течение года | Педагоги | Учитель физкультуры |
5. | Участие в районной спартакиаде среди работников образования Исилькульского района | В течение года | Педагоги | Учитель физкультуры |
9. Взаимосвязь с родителями, общественностью, информационное сопровождение
1 | Проведение общешкольной родительской конференции с повесткой дня “Выполнение устава школы участниками образовательного процесса” | Ежегодно | Родители | Администрация школы |
2 | Вовлечение родителей в совместную деятельность по проведению каникул, традиционных школьных праздников и мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников | В течение года | Родители, учащиеся | Администрация школы, классные руководители |
3 | Выпуск ежемесячной газеты “Класс и К” | Ежемесячно | Актив школы | Заместитель директора по воспитательной работе |
4 | Оформление постоянно действующего стенда “Здоровое поколение XXI века” | Ежемесячно | Ред коллегия | Медицинская сестра |
5 | Соревнование “Папа, мама, я - спортивная семья” | 1 раз в четверть | Родители, учащиеся | Учитель физкультуры |
6 | Взаимодействие со СМИ города по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников | В течение года | Педагоги, учащиеся, родители | Администрация школы |
10. Укрепление материально-технической базы МБОУ “СОШ №3”
1 | Приобретение оборудования для медицинского кабинета | Администрация школы | |
2 | Приобретение спортивного оборудования и инвентаря, тренажеров нового поколения | 2010-2015 гг. | Управление образования, Администрация школы |
3 | Оборудование комнаты психологической разгрузки | 2010-2015 гг. | Администрация школы |
4 | Приобретение комплектов ростовой мебели | 2010-2015 гг. | Управление образования, Администрация школы |
5 | Переоборудование медицинского кабинета | 2010-2015 гг. | Администрация школы |
II этап (2011/2012 уч. г.)
На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы “Здоровье” за 2011/2012 уч. г. будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу “Здоровье” на 2010/2015 уч. г.
Заключение
Данная программа “Здоровье” рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
В 2010-2015 учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:
- отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
- создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.