Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи.
Основной целью работы творческого коллектива педагогов нашего учреждения стало: разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка-дошкольника.
Задачи работы:
- установить прочные доверительные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй;
- сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития детей;
- повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
В своей работе учитываем направления по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ:
1. Познавательные: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.
2. Досуговые: совместные мероприятии с родителями.
3. Информационно-аналитические: изучение семьи и ее особенностей.
4. Наглядно-информационные: донести до родителей актуальную информацию.
В нашем учреждении была разработана модель взаимодействия с родителями с использованием инновационных нетрадиционных форм взаимодействия:
- сайт МБДОУ;
- клубная работа по различным направлениям(например: клуб “Мамина школа”, “Молодая семья”, речевой клуь “Занимательные звуки и др.);
- проведение мастер- классов(например: “Удивительный мир оригами”, “Тестопастика”);
- проведение тренингов и деловых игр (например: “От дошкольника к школьнику”, “Современный ребенок, какой он?” );
- фотовыставки: “Край родной”, “Зимние забавы и чудеса”, “В детском садике своем очень дружно мы живем” и т.д.;
- круглые столы: “Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ”, “Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ” и т.д.;
- совместные прогулки и экскурсии;
- проведение акций: “Покормите птиц зимой”,“Домик для скворечника” “Посади дерево”;
- презентации;
- почта доверия;
- брошюры, буклеты;
- выпуск семейных газет, плакатов;
- детско-родительские проекты: “Маленькие садоводы”, “Яблоко”, “Наши пернатые друзья”, “Самые маленькие обитатели нашей планеты” и т.д.
Таким образом, использование инновационных форм работы помогает родителям стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей, способствует укреплению партнерских отношений.
Делова игра с родителями “От дошкольника к школьнику”
Задачи.
- Развитие коммуникативных умений родителей ,повышение их компетентности.
- Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
- Расширение возможностей понимания своего ребенка.
- Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
- Знакомство с компонентами психологической готовности: интеллектуальной, мотивационной, волевой, коммуникативной,
- Сплочение группы, настрой на совместную работу.
Ход
Представление презентации “В школу в первый раз”
Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу.
Практика показывает, что многим родителям, даже имеющим высшее образование, не хватает теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения: нужно знать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.
Что делать? Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей.
С какими трудностями могут столкнуться будущий первоклассник и его родители? С этим мы и попробуем сейчас разобраться, играя в игру от “Дошкольника к школьнику”
Сейчас я предлагаю вам поделиться на 2 команды, придумать название и девиз. Команды по очереди отвечают на вопросы, за правильные ответы получают фишки.
1. Разминка
Вопросы-шутки:
- Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
- В какой земле сеют капусту? (Капусту не сеют, сеют семена).
- Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (Которые остановились).
- Какой вещи человек очень верит? (Замку).
- Может ли страус назвать себя птицей? (нНет, он не умеет говорить).
- Без чего хлеба не испечешь? (Без корочки).
2. Упражнение-ассоциация “Школа”
Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово “школа”? Например, учеба, учитель, дневник и т.п. Выигрывает та команда, которая назовет больше слов.
3. Выбери правильный ответ
1. Ребенок готов к школе когда:
а) ему исполнилось 7 лет;
б) умеет читать и считать;
в) его уровень соответствует возрастной норме, и он хочет идти в школу.
2. Мотивационная готовность – это, когда ребенок хочет идти в школу:
а) так как будет учеником, и получать “пятерки”;
б) получать новые знания;
в) купят новый портфель, форму, школьные принадлежности.:
3. Дисциплинированный ребенок:
а) всегда и везде выполняет правила поведения;
б) не дерется и не опаздывает;
в) соблюдает правила поведения в школе.
4. Самый важный компонент умственной готовности к школе:
а) запас знаний ребенка из разных разделов Программы;
б) умение читать и считать;
в) достаточный уровень развития познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
4. “Послушайте ситуацию и ответьте на вопросы”
“Бабушка о своей внучке: “Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо “золотой” ребенок.
1. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?
2. Какими занятиями должен обладать ребенок 6-7 лет?
Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.
Следующая ситуация.
“Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
1. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?
2. Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?
Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовке к школе.
5. “Родительская интуиция”
Со школы ваши дети будут приходить разном настроении, ведь праздник длится так недолго, примерно первую неделю. Дети могут быть и шумными и плаксивыми, тревожными и веселыми, агрессивными и радостными. И нам, родителям, очень важно попытаться понять своего ребенка. Понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Проверим свою родительскую интуицию.
Перед вами 12 выражений лица, в которых художник закодировал 12 эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.
Подведение итогов: подсчет фишек, награждение победителей, ответ на вопросы родителей.
Эту игру хочется закончить словами Л.Венгера “Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.”
Прогулка в летний лес вместе с детьми и родителями “Куда ты,тропинка,меня завела?”
Задачи.
- Развивать способность видеть красоту природы и воспитывать любовь к ней.
- Способствовать развитию культуры проведения семейного досуга,взаимопонимания между родителями и детьми.
Оборудование: картина с изображением расписной птицы, аптечка.
Ход прогулки
- Сегодня нас ждет необычное путешествие в прекрасное царство природы. Но не каждый может туда попасть. Поможет нам в этом волшебная птица. Вы раньше ее видели? Есть такие птицы на самом деле? Нарисовал эту птицу художник, который мог видеть не только глазами, но и сердцем. А для этого нужно любить птиц. Если любишь, то видишь то, чего не видят другие.
Художник долго любовался разными птицами. Одна крылышками быстро-быстро машет, у другой грудка золотистая, у третьей перышки переливаются, четвертая поет так, что заслушаешься. И тогда художник решил нарисовать такую птицу, в которой красота разных птиц соединилась бы. Птица получилась не похожая ни на одну из существующих в природе птиц. Но художник не огорчился. Он понял, что эта птица сможет научить людей видеть красоту природы и глазами, и сердцем. Я приглашаю вас всех на прогулку в лес. Попробуйте и вы широко открыть глаза и сердце, чтобы увидеть красоту каждого цветка, каждого листочка, каждой птички.
(Родители помогают собраться своим детям и вместе с воспитателем едут в лес.)
- Когда любуешься природой, то становится хорошо на душе, светло и радостно. И хочется всему миру пожелать этой радости. Но как же странно, что есть люди, которые не любят природу, губят ее красоту. Давайте вместе вспомним правила поведения в лесу.
- Идти тихо, чтобы не спугнуть животных, слышать пение птиц, заметить интересные явления.
- Не рвать цветы, грибы срезать ножом.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не мусорить.
- Не ловить бабочек, а любоваться ими.
- Не разжигать костров.
- Постоим тихо-тихо и прислушаемся к природе. У каждого цветка есть своя песенка. Прислушайтесь, только помните, без любви ко всему живому вам не удастся проникнуть в тайны природы.
(Дети слушают и говорят, что услышали, как звенит колокольчик, как шепчутся ромашки и весело кивают своими головками.)
- А теперь вспомним стихи о цветах.
Колокольчик.
Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы, а вы?
Ромашка.
Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежде.
Мышиный горошек.
Спросили мышек, веселых крошек:
- Скажите, мышки, тут чей горошек?
Сказали мышки:
- Тут наш горошек, такой кудрявый, такой хороший!
Пусть он не вкусный, пусть он несладкий,
Но в нем мышата играют в прятки.
- А теперь я предлагаю вам подойти к березе, посмотрите, какая она красивая, белая, стройная.
Конкурс для родителей. Сказать как можно больше красивых слов о березе.
Чтение стихов о природе.
Загадки о животных.
Дети и родители любуются природой, а за тем возвращаемся в детский сад, где детей и их родителей ждет чаепитие с лесными дарами:орехами и ягодами.
На занятиях по изодеятельности и аппликации выполняем коллективные работы “Сказочная птица в лесу”.