Строение и работа сердца. Круг кровообращения

Разделы: Биология


Цель: создать условия для осознания значения сердца как важного органа человеческого организма, показателя состояния здоровья организма человека.

Задачи.

  • Когнитивные: углубить знания о строении органов сердечно-сосудистой системы; познакомить с строением сердца и его функциями в организме; ввести ряд биологических понятий: кровообращение, кровеносные сосуды, сердечный цикл, клапаны.
  • Операционные: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения разных видов клапанов; продолжать развитие  коммуникативных и информационных компетенций.
  • Аксиологические: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью; показать и объяснить важнейшее значение профилактики заболеваний сердца и отрицательное влияние на работу сердца вредных привычек.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский.

Методические приемы:

  • логические – постановка проблемы, поиск способов и этапов решения проблемы, обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения, формулировка выводов;
  • технические – работа с интерактивной доской;
  • организационные.

Дидактические средства: таблицы, интерактивная доска, видеофрагменты.

Этапы  урока.

I. Организационный момент. 

II. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

III. Создание проблемной ситуации. Пробудить интерес к обозначенной проблеме, наметить поисковую деятельность. Демонстрация видеофильма о строении сердца и его обсуждение.

IV. Осознание и осмысление учебного материала. Знакомство с строением сердца, его функциями, с сущностью кругов кровообращения. (Работа в опорных листах).

V. Осмысление результатов занятия.

VI. Рефлексия. Выставление оценок.

VII. Объяснение домашнего задания.

Сердце — вот истинный рычаг всего великого.
Людвиг ван Бетховен

I. Организационный момент. 

Приветствие.

II. Актуализация знаний. Мотивация.

Проверка изученного материала.

Учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины.

Задание.

  1. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)
  2. Группа крови универсального донора. (1 или 00)
  3. Жидкая часть крови. (Плазма)
  4. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин)
  5. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены)
  6. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина)
  7. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты)
  8. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет)
  9. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор)
  10. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитела)
  11. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная)
  12. Красные кровяные клетки. (Эритроциты)
  13. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз).
  14. Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная)
  15. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свёртывания крови. (Гемофилия)

III. Создание проблемной ситуации.

Прослушайте стихотворение и назовите тему урока, который мы будем с вами сегодня изучать.

Сердце

Дивчину пытает казак у плетня:
"Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!"
Дивчина в ответ, заплетая косу:
"Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настою напьюсь - и тебя полюблю!"
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?". (Д, Кедрин)

Дети, прослушав, называют тему урока.

IV. Осознание и осмысление учебного материала.

1. Строение сердца, его функции (рассказ учителя)

К доске вызывается ученик и учитель просит показать его на себе, где располагается сердце. После чего начинается объяснение нового материала.

Слово “сердце” происходит от слова “середина”. Сердце находится между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины. Сердце не случайно называют полым мускульным мешком. Оно состоит из трех слоев. Наружный слой стенки сердца – эпикард – состоит из соединительной ткани. Средниймиокард – мощный мышечный слой. Внутренний слой – эндокард – состоит из эпителиальной ткани.

Сердце находится в соединительнотканном “мешке”, который называется околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того, внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение сердца о стенки сердечной сумки. Сердце человека состоит из четырёх камер: правое предсердие, правый желудочек, левое предсердие, левый желудочек. Правая половина сердца получает кровь с меньшим содержанием кислорода, которая идёт по венам. Сердце выталкивает эту кровь через лёгочную артерию в лёгкие, где она может вновь насыщаться кислородом. Левая половина сердца получает от лёгких эту насыщенную кислородом кровь. И затем сердце через аорту выталкивает кровь, которая распространяется по всему организму с помощью сложной системы артерий и капилляров. Циркулируя по всему организму, кровь через капилляры даёт тканям кислород и питательные вещества, а уносит углекислый газ и другие продукты обмена. По венам кровь с углекислым газом вновь поступает в правые отделы сердца, и цикл начинается снова.

Вопрос: Как вы думаете, почему стенки желудочков значительно толще стенок предсердий?

Мышечная стенка желудочков значительно толще стенки предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу по перекачиванию крови по сравнению с предсердиями. Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который сокращаясь, проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения.

Вопрос: Почему кровь движется только в одном направлении?

В сердце есть 4 клапана. Каждый клапан – это как дверь, которая пропускает кровь только в одном определённом направлении. Клапан состоит из двух-трёх лоскутов ткани, которые называются створками. Створки открываются, чтобы пропустить кровь через клапан и закрываются, чтобы она не прошла назад. Открытие и закрытие клапанов контролируется уровнем давления в каждом из отделов сердца. Правый клапан сердца расположен между правым предсердием и правым желудочком сердца. Он состоит из трех “парусов” – створок сердечного клапана, поэтому и называется трехстворчатым клапаном сердца. Левый клапан сердца находится между левым предсердием и левым желудочком сердца. Он состоит лишь из двух подобных створок, напоминающих в закрытом положении митру – головной убор епископа, отсюда и название этого весьма важного, испытывающего сильную нагрузку клапана – митральный. Клапан легочной артерии расположен на выходе большой артерии из правого сердца, по которой кровь с малым содержанием кислорода поступает в легкие. Он состоит из трех кармашков, торчащих в кровеносном сосуде наподобие ракушек. Полулунные клапаны сдерживают поток крови, идущий из легких в правое сердце. Аортальный клапан также состоит из трех кармашков. Он находится непосредственно на выходе аорты из сердца или на корне аорты.

Сердце работает круглосуточно, всю жизнь. Проталкивая около 5 литров крови в минуту, оно обеспечивает кислородом каждую клетку в организме.

Итак, сердце – это мышечный орган, а любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность.

Вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?

Ответить на этот вопрос вам поможет работа с текстом на странице 80-81 и рисунок 42 “Фазы сердечной деятельности”. На интерактивную доску выносится таблица, которую дети заносят в тетрадь. Приложение 1.

2. Кровеносные сосуды, строение и функции.

Из курса зоологии мы знаем, что кровеносные сосуды делятся на артерии, вены и капилляры. (Cхема на доске).

Далее предлагаем учащимся прочитать текст параграфа и найти особенности строения вен. Прочитывают особенности.

3. Круги кровообращения.

Вопрос: Какие кровеносные системы вам известны?

Совершенно верно: замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.

Вопрос: В чем разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами?

Незамкнутая кровеносная система - сосуды прерываются щелевидными пространствами; замкнутая кровеносная система - кровь движется только по сосудам.

Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносных системах позвоночных животных? (Появление малого (легочного) круга кровообращения в связи с выходом животных на сушу).

Вопрос: Сколько кругов кровообращения у представителей класса Млекопитающих? (Два)

К доске вызываются два ученика, которые записывают большой и малый круги кровообращения млекопитающих. Далее учитель выводит на интерактивную доску схему кровообращения человека и знакомит обучающихся с историей открытия кругов кровообращения. Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как “богоотступника” вместе с написанной им “еретической” книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер. В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время.

Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей.

Малый круг кровообращения (МКК): 4 сек, открыл М. Сервет.

Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии. Артериальная кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту, а из неё в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам, мышцам, костям, к конечностям. Там артерии распадаются на капилляры. Кровь отдаёт клеткам тела кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и ненужные продукты. Кровь становится венозной. По венам она поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в лёгкие. В лёгких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной кровь превращается в артериальную. По лёгочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения.

Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, а от него вновь направляется по сосудам большого круга кровообращения.

При сравнении выявляются общие черты и как вывод, записывают в тетрадях схемы кровообращения, характерные для человека. Приложение 2. Приложение 3

V. Осмысление результатов занятия. Задание: заполнить таблицу.

Ток крови Малый круг кровообращения Большой круг кровообращения
В каком отделе сердца начинается?    
В каком отделе сердца заканчивается?    
Где располагаются капилляры?    

VI. Рефлексия. Выставление оценок.

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие основные выводы вы для себя сделали?

VII. Объяснение домашнего задания.

В заключении к доске выходят два ученика, которым было дано задание.

Первый ученик рассказывает стихотворение, посвященное сердцу.

Второй рассказывает о памятнике, воздвигнутом в честь сердца в г. Перми.

Используемая литература

1. Драгомилов, А.Г., Маш, Р.Д. Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

2. Маш, Р.Д.,  Драгомилов, А.Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. –  М.: Вентана-Граф, 2007.

3. Маш Р.Д. Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9(8) класса общеобразовательных учреждений “Человек и его здоровье”. – М.: Мнемозина, 1997.

Приложение 4