Духовно-нравственное воспитание в системе работы Сочинского колледжа поликультурного образование

Разделы: Внеклассная работа


Чтобы занять достойное место в мире, наша страна нуждается как в инновационном развитии, так и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Именно поэтому вопрос о духовно-нравственном здоровье молодых людей ставится сегодня во главу угла.

Система образования является основным инструментом не только обучения, но в первую очередь, воспитания. Попытки оторвать процесс получения знаний молодым человеком от формирования его этических, нравственных и религиозных ориентиров препятствуют формированию духовно зрелой, гармонично развитой личности.

В условиях действия современных разрушительных тенденций следует обозначить векторы формирования нравственной личности, определившие, в частности, направления работы со студентами в Сочинском колледже поликультурного образования.

Гражданское и патриотическое воспитание имеет целью формирование патриотизма и активной гражданской позиции. Достижению этой цели служат встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, военнослужащими срочной службы.

Студентами осуществляется уход за захоронением советских воинов на ул. Клубничная, умерших от ран в госпиталях Сочи в период Великой Отечественной войны. Традицией стало проведение митингов на мемориале с участием ветеранов, жителей микрорайона «Гагаринский», студентов и преподавателей.

Масштабно проходят месячники оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Наряду с традиционными мероприятиями (поздравление ветеранов, встречи с военнослужащими, уроки мужества, конкурс плаката, рисунка, тематических композиций из природного материла) наработаны новые формы. Сообщество колледжа является инициатором проведения большой концертной программы, адресованной ветеранам войны и труженикам тыла.  Праздник проводится в феврале совместно с образовательными учреждениями города Сочи.

В течение двух лет студенты колледжа под руководством зам. директора по воспитательной работе А.С. Галайджяна собирали материал о Герое Советского Союза участнике Великой Отечественной войны Иване Федоровиче Русине. Разыскана могила И.Ф. Русина на Центральном кладбище города Сочи. Студенты осуществляют уход за могилой героя. В сети Интернет создан и поддерживается сайт И.Ф. Русина.

В преддверии Дня защитника Отечества проводится   внутренняя студенческая конференция «Семейная реликвия». Студентам предлагается провести исследование реликвий, хранящихся в семьях. Таковыми   являются фотографии, боевые награды, вещи, свидетельствующие об участии в боевых действиях – карта, планшет, оружие, военная форма либо ее отдельный элемент, предмет военного быта.

Тематикой исследования является участие защитников Отечества в военных действиях в период Великой Отечественной войны и   в «горячих точках» современности. Задача исследователя – описать хранящуюся в семье реликвию, выяснить, с какими событиями она связана, и представить результаты на конференции.

Формированию активной гражданской позиции способствует вовлеченность студентов в волонтерское движение. Волонтеры организуют и проводят праздники для детей-инвалидов Сочи и детей микрорайона «Гагаринский». Вовлеченность в практическую работу с детьми, инвалидами, ветеранами   формирует у молодых людей чувство ответственности, способствует формированию их нравственных установок.

В период проведения Олимпиады-2014 каждый второй студент колледжа стал волонтером Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр. В этой работе участвовало 154 студента и 21 преподаватель. Олимпиада воспринята сочинскими студентами как составляющая их биографии в контексте спортивной истории страны. Об эффективности формирования патриотической позиции свидетельствуют следующие высказывания: «Вижу зажженный олимпийский факел – и испытываю гордость за свою страну», «Горжусь тем, что внес свой вклад в проведение самой лучшей зимней олимпиады», «Хочется работать еще и еще, чтобы такие достижения были в нашей стране всегда».

Следует остановиться еще на одной составляющей патриотического воспитания. За годы, прошедшие с момента окончания боевых действий советских войск в Афганистане, подросло новое поколение – дети воинов-интернационалистов. Пятеро студентов, чьи родственники входили в состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане, обучаются в настоящее время в колледже. Они должны чувствовать, что выполнение воинского долга их отцами значимо для нового поколения, а память о погибших сохранена. Тема выполнения интернационального долга воинами-афганцами прозвучала в исследовательских работах студентов, представленных на конференциях и на классных часах.

Приобщение студентов к историко-культурному наследию страны и региона имеет целью воспитание человека, глубоко осознающего   принадлежность к культуре своего народа, региона, страны, открытого к восприятию    иных культур.

В течение десяти лет реализуется   план сотрудничества колледжа с учреждениями культуры города Сочи. В число постоянных социальных партнеров входят Центральная городская библиотека, музей истории города-курорта Сочи, Художественный музей, музей Н. Островского.  Это направление воспитательной работы формирует осознание принадлежности к российской культуре, без которого невозможно   воспринимать и усваивать ценности иных культур.

Доминирующей культурой сочинского региона является русская.  С ее   наследием студенты знакомятся в активной форме. Традицией колледжа стало проведение ежегодного фольклорного праздника «Масленица». 24 мая прошел День славянской письменности и культуры, программа   которого включала просмотр фрагмента фильма о житии Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Повесть о славянских письменах», знакомство с историей праздника, исполнение народных танцев и песен.  Содержательным ядром дня стала литературная гостиная. Участники презентовали   исследовательские работы «Традиционная архитектура русской избы», «Обучение, доспехи и вооружение древнего русского воина», «Специфика русского народного костюма», «Древнерусское искусство».

С целью изучения региональной культуры   совершаются   выезды к местам расположения историко-культурных памятников – руинам раннехристианского храма в Лоо, «черкесскому» культовому камню, дольменам, фрагментам укреплений Черноморской береговой линии, «Дереву Раевского» в пос. Головинка.   Из таких мини-экспедиций привозится материал для исследования. Примеры тематики исследовательских работ: «История возведения Черноморской береговой линии», «Дольмены – памятники материальной культуры бронзового века», «Раннехристианский храм в Лоо». Такие формы работы со студентами несут в себе значительный воспитательный потенциал, позволяя осуществлять   воспитание личности, усвоившей ценности отечественной и региональной культуры, гордящейся своим культурным наследием.

Формирование осознания сопричастности к этническим и конфессионально-культурным   ценностям (на материале сочинского региона)

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркнуто, что школа есть посредник между поколениями, передающий молодым людям ценности, накопленные за предыдущие эпохи. Задача приобщения молодежи к этическим принципам, актуальным для всех времен выходит сегодня на первый план в образовательном процессе.

У русской православной церкви и светской педагогики – одна задача: воспитать не только знающего, работоспособного человека, но и полноценную личность, обладающую этическим измерением своих слов и дел, живущую осмысленно и одухотворенно, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и Отечеству.

Образное выражение «дорога к храму» получило буквальное воплощение в воспитательной работе колледжа. С целью знакомства с одним из очагов духовной культуры организуется поездка студентов в мужской монастырь Крестовая Пустынь, расположенный в Солох-Ауле. Эта поездка ставит культурологические цели, прежде всего, но студенты, желающие принять участие в таинстве исповеди и причастия, имеют возможность это сделать.

В рамках образовательной деятельности студенты имеют возможность познакомиться с культурой православного богослужения и языческих обрядов жертвоприношения одновременно. Это происходит во время Престольного праздника в честь Святого Георгия, который отмечается 6 мая. Ежегодный выезд в село Лесное Адлерского района, где находится единственный на побережье храм Святого Георгия, стал культурологической традицией колледжа.  Судя по тому, что число желающих студентов и преподавателей посетить мужской или женский монастырь неуклонно растёт, можно сделать вывод, что дорога к храму показана не зря.

Среди студентов востребованной является поездка по святым места Абхазии. Ее программа включает посещение раннехристианских храмов в Гагре, Лыхны, Новом Афоне, Новоафонского мужского монастыря, мест, связанных (согласно библейской легенде) с пребыванием на побережье Апостола Симона Кананита. В ходе такой поездки достигаются образовательные и воспитательные цели в равной степени.

Очень непростой в наше время является проблема поликонфессиональности. Искусственное нагнетание противостояния различных религий требует адекватных мер воспитательного воздействия.  И в этом вопросе педагогическому коллективу колледжа удалось найти точки соприкосновения.

Хорошо себя зарекомендовали встречи студентов с носителями культур в рамках тематических декад. Например, декада мусульманской культуры, во время которой этнические шапсуги – жители аула Большой Кичмай рассказали о традициях своего народа.  Аварка Кристина Хаттатова, студентка заочного отделения колледжа, познакомила студентов педагогических специальностей с основами семейной педагогики своего народа. В рамках изучения дисциплины «История» (тема «Арабо-мусульманская цивилизация») студенты Абдумалик Эскиев и Имам Аюбов познакомили первокурсников с исламскими обрядами и праздниками и традициями   дагестанского и чеченского народов.

Сообщество колледжа в миниатюре отражает полиэтничный и поликонфессиональный состав населения сочинского региона. На его примере важно показать, что нет народов плохих или хороших, а мир интересен за счет его многообразия.

Амшенские армяне – самая большая диаспора города Сочи. Как и адыги, и понтийские греки, амшены живут относительно замкнуто в местах компактного проживания. Чему можно научиться, что стоит сделать непременной частью своего жизненного уклада, студенты видят воочию, во время мини-экспедиций в места компактного проживания и армян. Прежде всего, это бережное отношение к своей культуре, истории, традициям. И что очень важно – амшены видят себя нераздельно с русской культурой, русской государственностью, не противопоставляя себя другим народам. Миролюбие, гостеприимство, взаимовыручка и трудолюбие являются основой их жизни.

Знакомство на практике с богатством культурного многообразия региона, безусловно, оказывает глубокое воздействие на души студентов, прививает любовь к «малой Родине», заставляет задуматься о её уникальности. Это и есть суть духовно-нравственного, патриотического воспитания.

Накопленный в Сочинском колледже поликультурного образования опыт духовно-нравственного воспитания может быть транслирован в образовательные учреждения города и края.