Место и роль урока в изучаемой теме – изучение нового материала
Тип урока – урок исследование (практическая работа)
Цели: в результате проведения опытов изучить свойства полезных ископаемых и знать их применение.
Задачи урока:
- формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
- в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, песка, глины;
- на основании опытов подготовить сообщение о свойствах полезных ископаемых и их использование человеком;
- развивать познавательный интерес к предмету путём вовлечения учащихся в исследовательскую работу;
- воспитывать любовь к природе, доброжелательность, умение слушать друг друга.
Оборудование:
- Окружающий мир [Текст] : 3 кл. : Учебник. : В 2 ч. / О. Н. Федотова, Г.В. Трофимова, С. А. Трофимов, Л.А. Царева.. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2 : 144 с. : цв. ил.
- Презентация к уроку.
- План заседания научного клуба.
- План изучения полезных ископаемых.
- Таблицы изучения свойств полезных ископаемых.
- Методы исследования (картинки).
- Тетради для самостоятельной работы (ТПО).
- Образцы: известняка, мрамора, пески, глины.
- Ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди, тарелочки, стеклянные палочки, воронки, вата, мерные стаканчики, стеклянные стаканчики.
- Таблички с названиями: «Лаборатория №1», «2», «3», «4».
- Карта полезных ископаемых Забайкальского края.
- Сообщения детей.
- Интернет (работа с картой).
- Выставка полезных ископаемых.
Планируемые достижения обучающимися на уроке:
- Предметные:
- исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
- уметь характеризовать свойства полезных ископаемых;
- знать об использовании человеком полезных ископаемых.
- Метапредметные:
- Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица).
- Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, контроль и самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
- Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
- Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Проект урока
I. Организационный момент (1 мин.)
Слайд 1
– Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку?
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В чудный мир мы попадем.
II. Актуализация знаний (7 мин.)
– У нас, ребята сегодня пятое заседание клуба.
Давайте вспомним, какую же тему мы с вами изучаем
на протяжении вот уже нескольких уроков?
– Да, мы с вами говорим о полезных ископаемых, но
ни разу мы не говорили о профессии людей, которые
занимаются изучением и поиском п/и.
– Как же называется это профессия, вы ответите,
прослушав отрывок из песни. Слайд 2.
– Итак, кто назовет профессию?
(специалист по геологии).
– Сегодня на заседании клуба у нас присутствует
человек, который знает все о п/и – это ведущий
минералог ЦНИЛ комбината – Гаврилова Е.В. – она у
нас сегодня будет председателем клуба и ученик 4
«г» класса – Смирнов Иван, он писал
исследовательскую работу по п/и. Он будет вам
помогать в течение урока.
– У нас сегодня будет не просто заседание, а
заседание-исследование с практической работой.
– Сейчас, ребята, я хочу вам предложить план
нашего заседания. Слайд
3
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного.
3. Подведение итогов заседания.
4. Исследование (практическая работа в
лабораториях).
5. Представление результатов исследования.
6. Подготовка к исследовательской работе.
– Все согласны с планом?
– Почему?
– Какие пункты поменяем местами?
– А, сейчас мы проведем тест блиц-опрос по
изученному материалу. Приготовились. Слайд
4
1. Какие вещества называются «полезными ископаемыми»?
а) все полезные вещества;
б) витамины;
в) залегающие под землей природные вещества;
г) древние вещества.
2. Выдели не относящееся к данной группе полезное ископаемое:
а) каменный уголь;
б) торф;
в) гранит;
г) природный газ. Это какие п/и?
3. Отметь из перечисленных свойств каменного угля то, которое позволяет человеку его использовать:
а) черный цвет;
б) твердый;
в) горючий;
г) блестящий.
4. Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали?
а) каменная соль;
б) железная руда;
в) торф;
г) гранит.
5. Какой, из двух полезных ископаемых обладает большей твердостью?
а) мрамор;
б) известняк.
– Затрудняетесь ответить на этот вопрос?
– На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в
результате исследовательской практической
работы.
– А сейчас оцените свою работу на этом этапе.
Слово предоставляется Смирнову Ивану
– Человек активно использует полезные
ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте
и мы расширим наши знания о некоторых полезных
ископаемых.
– Отгадайте загадки:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках, во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.3. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение.4. Он очень прочен и упруг,
С известняком он родственник.
Бывает серый, красный, желтый, белый
В метро, дворцах он превосходный.
– Молодцы!
– Назовите все отгадки.
– Вот с этими полезными ископаемыми вы сегодня
будете работать. Слайд 5
III. Подготовка к исследовательской практической работе (8 мин.)
– Откройте учебник на с. 22.
– Назовите тему заседания.
– Какова главная цель заседания?
– Давайте определим задачи.
– Ребята, давайте попробуем выдвинуть гипотезу.
«Если мы изучим свойства полезных ископаемых,
то… (продолжите).
– Назовите объект исследования.
– Предмет исследования.
– Методы исследования, которые нам сегодня
пригодятся. Слайд 6
– Молодцы!
– А сейчас я предоставлю слово нашему председателю
Елене Валентиновне.
– Ну, что ж ребята приступаем к
исследовательской практической работе.
Руководители лабораторий получите план изучения
свойств п/и.
– У нас будет работать 4 лаборатории.
– Желаю вам успеха!
IV. Общий инструктаж (3 мин.) Слайд 7
– Давайте вспомним, в чем залог успеха работы в
группе.
– Мораль, какой басни как нельзя, кстати,
подходит к работе в группах.
– Не забываем про Т/Б.
– Аккуратнее работаем с колющими предметами.
– Перед тем, как приступим к практической
работе, мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка
– Так как мы с вами сегодня не просто ученики, а геологи, то и физкультминутка посвящена этой теме. Слайд 8
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
V. Самостоятельная исследовательская практическая работа (15 мин.) Слайд 9
– Учитель, Председатель, консультант оказывают
помощь, наблюдают за организацией детьми своей
деятельности.
– Оцените свою работу в группе по критерию:
умение договариваться, в ходе опытов выявлять
свойства полезных ископаемых.
VI. Представление результатов исследования (6 мин.) Слайд 10
– Ребята, а теперь вы можете ответить на вопрос,
какой, из двух полезных ископаемых обладает
большей твердостью: мрамор или известняк?
– Скажите, какое свойство известняка и мрамора
дает возможность использовать их так
многогранно?
– Какие месторождения этих полезных ископаемых
вы нашли на карте Забайкальского края?
– Какое из п/и обладает большей вязкостью: песок
или глина?
– Как человек использует это свойство?
– Какие месторождения этих полезных ископаемых
вы нашли на карте Забайкальского края?
– Оцените работу каждой группы.
– Также оценивает работу каждой группы учитель,
председатель, консультант.
VII. Рефлексия (5 мин.)
– Вы, ребята, молодцы!
– Скажите, вам понравилось заседание клуба?
– А, что больше всего понравилось?
– Какую цель мы ставили?
– Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?
– Назовите гипотезу.
– Гипотеза подтвердилась?
Слайд 11.
– Выберите, тот вариант ответа, который вам ближе всего подходит к сегодняшнему заседанию:
– сегодня я узнал…
– я выполнял задания…
– я понял, что…
– теперь я могу…
– я научился…
– у меня получилось …
– я смог…
– меня удивило…
– урок дал мне для жизни…
– мне захотелось…
– было интересно…
– было трудно…
– На следующем уроке мы с вами поговорим
о сохранении п/и.
– Всем большое спасибо! Слайд 12