Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые умения и навыки |
I. Оргмомент 1. Считалочка: 1, 2, 3, 4, 5 – мы в ладоши хлопаем, |
Выполняют движения, заданные в
считалочке. Выполняют упражнения перед зеркалами по заданию логопеда. |
Цель: создать положительный эмоциональный настрой для включения учащихся в учебный процесс. |
2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Качели», «Часики», «Варенье», «Дудочка – Улыбка – Заборчик», «Иголочка», «Чашечка». | Выполняют упражнения по показу, выбранного логопедом, учащегося (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся). | Цель: развитие, закрепление и подготовка артикуляционной и мелкой моторики к процессу усвоению новых знаний. |
3. Развитие мелкой моторики: – мячики-ёжики – «Петушок» – «Медузы» – «Каратэ». |
Цель: развитие фонематического слуха, актуализация мыслительных процессов: внимания, восприятия, мышления. Создание поисковой ситуации. | |
II. Основная часть 1. Сообщение
темы занятия: |
Определяют звук и самостоятельно озвучивают полным ответом вопрос логопеда (по руке). |
Цель: развитие фонематического слуха, актуализация мыслительных процессов: внимания, восприятия, мышления. Создание поисковой ситуации. |
2. Характеристика звуков д,д’ по
артикуляционным и акустическим признакам (на
доске логопед открывает наглядное пособие –
«звуковой паспорт»): – Что делает наш язык, когда мы произносим звуки д ,д’ ?Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Попробуем спеть звуки д, д’. Потяните «ниточку». Положите на горло ладошку и произнесите звуки д, д’. Голосок поёт или спит? Вы догадались, какие это звуки? Каким цветом мы будем обозначать звук д? Почему? Каким цветом будем обозначать звук д’ ? Почему? Логопед выставляет звуковые схемы и цветными магнитами обозначает звуки д, д’. |
Учащиеся выполняют действия с опорой на
«звуковой паспорт» и по показу логопеда, дают
ответ полным предложением по руке или выбору
логопеда (обеспечение дифференцированного
подхода к учащимся): – Язык стучит за верхними зубами, по бугоркам . – Звуки д, д’ не поются. «Ниточка» рвётся. – Голосок звенит. – Звуки д ,д’ – согласные, звонкие. – Звук д мы будем обозначать синим цветом, потому что он твёрдый и звучит крепко и сильно. – Звук д’ мы будем обозначать зелёным цветом, потому что он мягкий и звучит нежно и ласково. |
Цель: развивать умение координировать и сопоставлять свои действия с действиями логопеда, делать определённые логические выводы и правильно вербализировать их. |
3. Развитие фонематического восприятия: – Дук и Дюк хотят с вами поиграть. Поднимите синий кружок, если услышите звук д, поднимите зелёный кружок, если услышите звук д’ в слогах: да, дя, ди, ды и т.д. |
Определяют нужный звук и сопоставляют с определённым цветом, поднимая сигнальные кружки. | Цель: развивать умение различать на слух твёрдость и мягкость согласных звуков; формировать навык сопоставления цвета и звука на слух; развивать темп мыслительных операций. |
4. Произношение звуков д, д’ в
слогах: – Дук и Дюк любят играть в превращалочку-мяч. Я вам бросаю мяч и называю слог с твёрдым звуком д, а вы превращаете его в мягкий звук д’ (да-дя, ды-ди, од-одь и т.д.) – Дук и Дюк были забияками. Они любили дразниться. Подразнимся вместе с ними: ды-да-ду (грозно, насупившись, низким голосом), дя-де-дю (нежно, ласково), дэ-до-ду (громко, сердито), адь-удь-одь (тоненьким голоском) и т.д. |
Ловят мяч, определяют в уме нужный слог и возвращают мяч с правильным проговариванием слога. Повторяют слоговые дорожки за логопедом, имитируя мимику, эмоциональную окраску голоса и интонации (хором, затем по выбору логопеда). |
Цель: формировать навык чёткого
звукопроизношения, удерживания
многоступенчатой инструкции, развивать темп
мыслительных операций, общую и мелкую моторику,
глазомер. Цель: развивать фонематический слух, формировать навык модулирования своим голосом, интонацией и мимикой. |
5. Произношение звуков д, д’ в
словах. Звуковой анализ слов. – Во дворе у
Дука и Дюка живут друзья. Угадайте, кто это?
(открыть по-очереди 3 картинки на доске). |
Называют друзей и их мам по руке и выбору логопеда. У доски производят звуковой анализ слов (каждому ученику – определённое слово). Самопроверка, коррекция | Цель: формировать навык чёткого звукопроизношения, актуализировать словарный запас, развивать фонематическое восприятие, умение и навык звукового анализа слов. |
6. Словообразование. – Дук и Дюк вместе с друзьями любят играть в слова. Особенно им нравится называть друг друга ласково. Сейчас мы им поможем. Назовите ласково котик какой? (добренький), собачка какая? (молоденькая), дикобраз (дикобразик, ) и т.д. |
Придумывают и называют новые слова по руке и по выбору логопеда. |
Цель: актуализация и расширение словарного запаса, формировать навык чёткого звукопроизношения. |
7. Физминутка | Выполняют разные движения животных по желанию детей и показу логопеда. | Цель: снять усталость, напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, развивать воображение и внимание. |
8. Произношение звуков д, д’ в
предложении. – Однажды собрались вместе Дук, Дюк и его друзья, и начали фантазировать. Как вы понимаете это слово? (Сочинять, выдумывать, придумывать разные истории). Они использовали такие слова: параходик, джип, дорога, лодочка, доплыть, доехать, на поезде, друзья. Выставляются картинки. Учащиеся составляют предложения о лица персонажей. |
Составляют предложение, опираясь на картинки и опорные слова. Проговаривают по цепочке или по руке. | Цель: актуализация словарного запаса, развивать умение программировать и грамматически правильно оформлять предложения, формировать навык чёткого звукопроизношения. |
9. Ознакомление с буквой Д. – Что-то грустные Дук и Дюк. Что же случилось? Друзья им подарили интересные книжки, а Дук и Дюк не могут их прочитать. – Как вы думаете, почему? – Какую цель мы ставим перед собой? – Какова тема занятия? Начнём с буквы, которую мы слышим в их кличках. Какой один и тот же звук слышится? Какой буквой мы обозначаем звук д? (на доске образец печатной буквы Д). Что вам напоминает буква Д? (домик, пенёк). Нарисуйте в воздухе букву Д на счёт «раз-и два-и три-и четыре-и пять-и шесть-и». Возьмите буквенный конструктор и выложите букву Д на парте. |
– Они не умеют читать. Выполняют задания логопеда. |
Цель: организация уточнения и согласовывания темы занятия, использование предметных действий с моделями, фиксация нового способа действия в знаках. |
10. Печатание буквы д. Сравнение с
письменной заглавной буквой Д. Рассматривание
печатной буквы: |
– Шесть элементов. |
Цель: формирование навыка логического мышления, развитие мелкой моторики, фонетической зоркости, графических навыков. |
III. Итог занятия – Назовите
тему нашего занятия. |
Ответы учащихся. | Цель: развитие оценки и самооценки, формирование умения анализировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников. |
Согласные звуки [д], [д`]. Буква Д
- Зварыгина Татьяна Алексеевна, учитель-логопед
- Сложеникина Галина Васильевна, учитель-логопед
Разделы: Начальная школа