Согласные звуки [д], [д`]. Буква Д

Разделы: Начальная школа


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения и навыки

I. Оргмомент

1. Считалочка:

1, 2, 3, 4, 5 – мы в ладоши хлопаем,
1, 2, 3, 4, 5 – мы ногами топаем,
1, 2, 3, 4, 5 – хватит отвлекаться,
1, 2, 3, 4, 5 – будем заниматься1

Выполняют движения, заданные в считалочке.

Выполняют упражнения перед зеркалами по заданию логопеда.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой для включения учащихся в учебный процесс.
2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Качели», «Часики», «Варенье», «Дудочка – Улыбка – Заборчик», «Иголочка», «Чашечка». Выполняют упражнения по показу, выбранного логопедом, учащегося (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся). Цель: развитие, закрепление и подготовка артикуляционной и мелкой моторики к процессу  усвоению новых знаний.
3. Развитие мелкой моторики:
– мячики-ёжики
– «Петушок»
– «Медузы»
– «Каратэ».
Цель: развитие фонематического слуха, актуализация мыслительных процессов: внимания, восприятия, мышления. Создание поисковой ситуации.  
II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия:
Выставляются игрушки кота и собачки.
– Это Дук, а зто – Дюк. Какой одинаковый звук вы услышали в словах? Сегодня мы вместе с Дуком и Дюком будем слушать и произносить звуки  д, д’ ;  узнаем, как пишется буква Д.

 

Определяют звук  и самостоятельно озвучивают полным ответом вопрос логопеда (по руке).

Цель: развитие фонематического слуха, актуализация мыслительных процессов: внимания, восприятия, мышления. Создание поисковой ситуации.
2. Характеристика звуков д,д’ по артикуляционным и акустическим признакам (на доске логопед открывает наглядное пособие – «звуковой паспорт»):
– Что делает наш язык, когда мы произносим звуки д ,д’ ?Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Попробуем спеть звуки д, д’. Потяните «ниточку». Положите на горло ладошку и произнесите звуки д, д’. Голосок поёт или спит? Вы догадались, какие это звуки?  Каким цветом мы будем обозначать звук д?  Почему? Каким цветом будем обозначать звук д’ ? Почему?
Логопед выставляет звуковые схемы и цветными магнитами обозначает звуки   д,  д’.
Учащиеся выполняют действия с опорой на «звуковой паспорт» и  по показу логопеда, дают ответ полным предложением по руке или  выбору логопеда (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся):
– Язык стучит за верхними зубами, по бугоркам .
– Звуки д, д’ не поются. «Ниточка» рвётся.
– Голосок звенит.
– Звуки д ,д’ – согласные, звонкие.
– Звук  д мы будем обозначать синим цветом, потому что он твёрдый и звучит крепко и сильно.
– Звук  д’ мы будем обозначать зелёным цветом, потому что он мягкий и звучит нежно и ласково.
Цель: развивать умение координировать и сопоставлять  свои действия с действиями  логопеда, делать определённые логические выводы  и правильно вербализировать их.
3. Развитие фонематического восприятия:

– Дук и Дюк хотят с вами поиграть. Поднимите синий кружок, если услышите звук д, поднимите зелёный кружок, если услышите звук д’ в слогах: да, дя, ди, ды и т.д.

Определяют нужный звук и сопоставляют с определённым цветом, поднимая сигнальные кружки. Цель: развивать умение различать на слух твёрдость и мягкость согласных звуков; формировать навык сопоставления цвета и звука на слух; развивать темп мыслительных операций.
4. Произношение звуков д, д’ в слогах:

– Дук и Дюк любят играть в превращалочку-мяч. Я вам бросаю мяч и называю слог с твёрдым звуком д, а вы превращаете его в мягкий звук д’ (да-дя, ды-ди, од-одь и т.д.)

– Дук и Дюк были забияками. Они любили дразниться. Подразнимся вместе с ними: ды-да-ду (грозно, насупившись, низким голосом), дя-де-дю (нежно, ласково), дэ-до-ду (громко, сердито), адь-удь-одь (тоненьким голоском) и т.д.

 

Ловят мяч, определяют в уме нужный слог и возвращают мяч с правильным проговариванием слога.

Повторяют слоговые дорожки за логопедом, имитируя  мимику, эмоциональную окраску голоса и интонации (хором, затем по выбору логопеда).

Цель: формировать навык чёткого звукопроизношения, удерживания многоступенчатой инструкции, развивать темп мыслительных операций, общую и мелкую моторику, глазомер.

Цель: развивать фонематический слух, формировать навык модулирования своим голосом, интонацией и мимикой.

5. Произношение звуков д, д’ в словах. Звуковой  анализ слов.

– Во дворе у Дука и Дюка живут друзья. Угадайте, кто это? (открыть по-очереди  3 картинки на доске).
– Правильно, это какаду, дикобраз, дятел.
Давайте разберём эти слова по звукам (дети выходят к доске и производят звуковой анализ слов с помощью  цветных магнитиков под каждой картинкой). Логопед наблюдает за выполнением задания.
– Проверьте правильность выполнения задания, если есть ошибки, исправьте.
 Дети садятся на места.
– Назовите слова, в которых слышим мягкий согласный д’ (дикобраз, дятел), твёрдый согласный звук д (какаду).
 Логопед проверяет вместе с учащимися, если есть ошибки, исправляет.

Называют друзей и их мам по руке и выбору логопеда. У доски производят звуковой анализ слов (каждому ученику – определённое слово). Самопроверка, коррекция Цель: формировать навык чёткого звукопроизношения, актуализировать словарный запас, развивать фонематическое восприятие, умение и навык звукового анализа слов.
6. Словообразование.

– Дук и Дюк вместе с друзьями любят играть в слова. Особенно им нравится называть друг друга ласково. Сейчас мы им поможем. Назовите  ласково котик  какой? (добренький), собачка какая? (молоденькая), дикобраз (дикобразик, ) и т.д.

 

Придумывают и называют новые слова по руке и по выбору логопеда.

Цель: актуализация и расширение словарного запаса, формировать навык чёткого звукопроизношения.
7. Физминутка Выполняют разные движения животных по желанию детей и показу логопеда. Цель: снять усталость, напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, развивать воображение и внимание.
8. Произношение звуков д, д’ в предложении.
– Однажды собрались вместе Дук, Дюк и его друзья, и начали фантазировать. Как вы понимаете это слово? (Сочинять, выдумывать, придумывать разные истории). Они использовали такие слова: параходик, джип, дорога, лодочка, доплыть, доехать, на поезде, друзья.
Выставляются картинки. Учащиеся составляют предложения о  лица персонажей.
Составляют предложение, опираясь на картинки и опорные слова. Проговаривают по цепочке или по руке. Цель: актуализация словарного запаса, развивать умение программировать и грамматически правильно оформлять предложения, формировать навык чёткого звукопроизношения.
9. Ознакомление с буквой Д.
– Что-то грустные  Дук и Дюк. Что же случилось? Друзья им подарили интересные книжки, а Дук и Дюк не могут их прочитать.
– Как вы думаете, почему?
– Какую цель мы ставим перед собой?
– Какова тема занятия?
Начнём с буквы, которую мы слышим в их кличках. Какой один  и тот же звук слышится? Какой буквой  мы обозначаем звук д?  (на доске образец печатной буквы Д). Что вам напоминает буква Д? (домик, пенёк). Нарисуйте в воздухе букву Д на счёт «раз-и два-и три-и четыре-и пять-и шесть-и». Возьмите буквенный конструктор и выложите букву Д на парте.
 

– Они не умеют читать.
– Научить Дука и Дюка узнавать и писать букву Д.
– Согласные звуки д, д’.  Буква Д.

Выполняют задания логопеда.

Цель: организация уточнения и согласовывания темы занятия, использование предметных действий с моделями, фиксация нового способа действия в знаках.
10. Печатание буквы д. Сравнение с письменной заглавной буквой Д.

Рассматривание печатной буквы:
– Сколько элементов?
–  Опиши элементы буквы Т.
– Печатаем букву Д. (На доске – образец письменной заглавной буквы Д).
Сравнение печатной и письменной буквы Д:
– Чем они отличаются?
– Сколько элементов у письменной буквы Д?
– Что у них общего?


– Шесть элементов.
– Четыре линии длинных, а две-коротких.
Печатают в тетради.
– Буквы отличаются формами линий.
– У письменной буквы всего два элемента.
– У печатной Д и у письменной заглавной Д есть верхняя линия.

Цель: формирование навыка логического мышления, развитие мелкой моторики, фонетической зоркости, графических навыков.
III. Итог занятия

– Назовите тему нашего занятия.
– Что вам понравилось?
– Какое задание было самым трудным?
– Мы со всеми заданиями справились?
– Какую цель мы достигли?

Ответы учащихся. Цель: развитие оценки и самооценки, формирование умения анализировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.