В ряду современных педагогических технологий музейная педагогика занимает достойное место. Она позволяет превратить процесс обучения в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях воспитанники активно усваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде. У детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом. О чем свидетельствуют музейные занятия краеведческого кружка “Росинка” педагога высшей категории МБОУ ДОД: Центр внешкольной работы Волгодонского района Ростовской области.
Дети, которым интересно историческое прошлое родного края, выбирают образовательную программу по краеведению. Родной край – это родимый край, дороже и любимее которого нет на свете.
“Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”, - отмечает академик Д.С.Лихачёв [6, 54].
Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Введение.
Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь “культура – это совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Творчество возможно только в культуре, творчество и культура неразделимо связаны”, - так говорит о сущности народной культуры К.М.Хоруженко (19, 228).
И сколько бы времени не проходило, культурное наследие, впитавшее в себя нравственные принципы предшествующих поколений, всегда будет волновать человека, как горожанина, так и селянина. И именно село принято считать создателем народной культуры.
В наше сложное время происходят радикальные изменения в обществе, которые находят своё отражение в разных сферах общества, и, безусловно, в образовании, как школьном, так и дополнительном.
В дополнительном образовании, в отличие от основного, нет жестких рамок стандарта программ. Здесь образовательные программы, как отмечает Ворстер А.В., “не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно им знать, а предлагают выбор в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями” (2, 53).
Дети, которым интересно историческое прошлое родного края, выбирают образовательную программу по краеведению. Родной край – это родимый край, дороже и любимее которого нет на свете.
“Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”, - отмечает академик Д.С.Лихачёв [6, 54].
Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Глава I. Музейный урок как форма приобщения детей к культурному наследию донских казаков
В.Франкл“Ценностям нельзя научиться,
ценности необходимо пережить”.
1.1. Единая цель современного образования.
В настоящее время, когда в обществе происходят радикальные изменения, возрождается интерес к культурному наследию предшествующих поколений, для дополнительного образования одним из важных направлений деятельности является процесс социализации личности ребенка через его приобщение к народной культуре.
“Единой целью современного образования, - отмечает Л.А.Першина и др., - является социализация и разностороннее развитие личности ребенка. Эта цель может быть реализована при наличии умения педагога обогащать, модернизировать содержание профессиональной деятельности посредством критического, творческого осмысления, освоения и применения на практике достижений науки и техники” [8,3].
В образовательной деятельности для учителя важен выбор той или иной педагогической технологии. Педагог, учитывая возрастные и психологические особенности своих воспитанников, делает акцент на той технологии, которая дает наиболее ощутимый результат в реализации основной единой цели образования. Применяя на практике технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, используя элементы педагогических технологий в разных сочетаниях, педагоги создают собственные технологии, тем самым повышая уровень своего педагогического мастерства.
1.2. Музейная педагогика.
В ряду современных педагогических технологий достойное место занимает музейная педагогика. Она позволяет превратить процесс обучения в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях воспитанники активно усваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде. У детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом.
“Музейная педагогика как система образования и воспитания музейными средствами в последние годы находит широкое распространение в образовательных учреждениях”, - отмечают авторы сборника “Музейные уроки в образовательных учреждениях” [8,3]. Труды основателей музейного дела в России и за рубежом – У.О.Зеленко, Д.Камерона, Ж.А.Ривьера говорят об огромном воспитательном потенциале музейного материала. “Музей погружает в бесконечный мир образов, судеб, страстей и служит становлению души и разума. Музейная информация эмоциональна, так как музейный предмет воздействует на чувства человека”[8,3].
Музейные уроки способствуют развитию интереса ребенка к истории родного края, учат его видеть, понимать и ценить то, что окружает его с самого раннего детства, что так дорого его маленькому сердцу, ведь все это – Родина.
1.3. Образовательная программа “Истоки” И.А.Прокопенко.
Воспитанники краеведческого кружка “Росинка” проводят свои занятия на основе образовательной программы “Истоки”. Основная цель программы: создание условий для социализации личности воспитанника через его приобщение к культурным традициям донского казачества. Возраст обучающихся: 6,7 – 14 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. Основная форма занятий – музейный урок. Автор программы “Истоки” - Прокопенко И.А., педагог по образованию, дружинник казачьей дружины Волгодонского района Ростовской области, сотник, первый товарищ атамана Романовского юрта.
Рецензентами образовательной программы являются В.И. Новиков, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно – художественной критики факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова; А.А. Шмыдко, кандидат педагогических наук; С.В. Чуев, кандидат исторических наук, председатель комитета по молодежной политике Правительства Ростовской области.
В 2011г. образовательная программа “Истоки” была представлена педагогом Прокопенко И.А. на конкурс “Презентация к уроку” в рамках Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, где автор получил диплом победителя конкурса и сертификат, удостоверяющий факт публикации в материалах Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” 2010-2011 уч.г. (на сайте Фестиваля, на диске и в сборнике тезисов) образовательной программы “Истоки”.
1.4. Музейный урок – эффективный способ социализации личности ребенка.
Музейный урок - это эффективный способ социализации личности ребенка. И в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, музейный урок являются и активной формой приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений.
Для школьного и внешкольного образования основная форма занятий - урок. По типу, структуре, методам музейный урок является такой же основной формой организации учебной деятельности, как и урок в общеобразовательном учреждении. Это может быть как стандартный, так и нестандартный урок. Это и урок-экскурсия, и урок-лекция, и урок-путешествие, и урок – семинар и др. Отличительная черта музейного урока – в активном применении метода наглядности. Наглядными пособиями здесь выступают музейные экспонаты. В основном это старинные бытовые предметы и предметы современного быта (из семейного музея автора образовательной программы “Истоки” И.А.Прокопенко).
Для воспитанников краеведческого кружка “Росинка” районного Центра внешкольной работы музейный урок – это не только действенный способ познания исторического прошлого донского края, но и продуктивная форма приобщение детей к быту и культурным традициям донского казачества.
Приобщение воспитанников к культурному наследию донского казачества на занятиях краеведческого кружка “Росинка” происходит на основе разнообразного материала: это и произведения казачьего фольклора, это и исторические труды, это и сам музейный материал (экспонаты, экспозиции, выставки), это исследовательская и проектная деятельность самих воспитанников.
Музейные уроки познавательны и притягательны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На уроке такой формы происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке.
Следует обратить внимание на еще одну ценность подобных занятий – это возможность общения детей и взрослых, толерантность и диалог разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное и т.д. А все это в итоге по крупицам складывается в большое понятие - социализация личности ребенка.
Раскрывая ту или иную тему занятия на музейном уроке, педагог посредством музейных экспонатов воссоздает картину прошлых событий, о которых идет речь на данном занятии. Вот урок по казачьей сказке “Черная коровушка и Аннушка” по теме “Доброта и мастерство казаков в сказке”. Здесь ребятам в раскрытии содержания сказки помогают выставки предметов казачьего быта и экспозиции об одежде донских казаков. А на занятии по пословицам и поговоркам о казачьем атамане ребята имеют возможность не только стать участниками исторического экскурса, но и воочию увидеть и потрогать своими руками экспонаты выставок о казачьем быте. На музейном занятии о ремеслах донских казаков воспитанники не только знакомятся с предметами казачьих ремесел, представленными на выставках во время урока, но и демонстрируют изготовленные под руководством старожилов руками казачьи корзины-сапетки. На занятиях, посвященных казачьим сказкам, ребята совершают удивительное путешествие в сказочный мир донских казаков, становясь непосредственными участниками событий далекого прошлого.
Такие занятия глубоко воздействуют на воспитанника, ведь он – активный участник всего того, что представлено на уроке. И главное здесь – культурное наследие донских казаков.
Быт и культурные традиции донских казаков – это составляющая часть народной культуры. Невозможно представить себе дончанина, который бы остался равнодушным и безучастным к историческому краеведению, ведь Дон – это его родная земля, это вера, надежда, любовь, это Родина.
Заключение.
Ребенок, приходя в учреждение дополнительного образования, ставит перед собой определенные цели: применить и развить свои индивидуальные способности в той или иной области, профессионально самоопределиться в будущем, найти себе новых друзей и др. Обладая желанием, стремлением к познанию исторического прошлого своего родного края, ребенок раскрывает свои способности в краеведении. Он стремится не только больше узнать о родимом крае, но и передавать свои знания другим. Особенно интересны для воспитанников в данном плане музейные уроки.
Музейный урок становится важным средством нравственного воспитания ребенка, способом его приобщения к культурному наследию донских казаков. Ребята приобретают социальный опыт на музейных уроках и активно делятся им с другими.
Список литературы.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.
- Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. – 2006. № 2.
- Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. – М., 1984.
- Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр.- 2002. - № 8.
- Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – М.: Профессия, 2004.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М.: Советская Россия, 1984.
- Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. – Волгодонск, 2005.
- Музейные уроки в образовательных учреждениях/Сост. Л.А.Першина и др. – Волгодонск, 2005.
- На пути к саморегуляции в процессе преподавания и научения.//Завуч. – 2001- № 1.
- Першина Л.А. и др. Современные педагогические технологии в практике работы педагогов дополнительного образования. – Волгодонск, 2004.
- Прокопенко И.А. Авторская образовательная программа “Истоки” по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка.-Волгодонск,2013.
- Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 2002.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. – Симферополь, 1992.
- Ситаров В.А. Дидактика.- М., 2002.
- Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях /Сост.В.А.Доброва, О.В.Осипова. – М., Либерия, 1999.
- Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М., 2005.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., 2007.
- Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. – М., 2004.
- Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедицеский словарь. – Ростов-на-Дону, 1997.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1998.
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество.- М.: Просвещение, 1985.
- Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1990.