Сегодня проблема детского чтения актуальна и заслуживает огромного внимания: нынешние школьники все реже обращаются к книгам, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору, тем самым лишая себя, возможно, единственной духовной пищи. А ведь книга учит читателя отличать добро от зла, предательство от преданности, учит жить. Работая в специальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, острее осознаешь важность этого вопроса.
Воспитывать любовь к книге, приобщить обучающихся к чтению – задача сложная. Читательская культура – это привычка к систематическому чтению, которая воспитывается у ребенка в семье, школе и внешкольных учреждениях.
С целью поддержки и стимулирования читательской деятельности обучающихся на основе раскрытия богатейшего потенциала книги и чтения в нашей школе был создан проект «Читающая страна». Проект призван сыграть важную роль в том, чтобы сделать книгу и чтение необходимой частью жизни и учебы каждого школьника.
Паспорт социального проекта «Читающая страна»
№ п/п |
Содержательный блок паспорта проекта |
Описание блока |
1. | Девиз проекта | Никогда никакими силами вы не заставите
читателя познать мир через скуку. Читать должно
быть интересно. А. Н. Толстой. |
2. | Описание проблемы | Приоритетной идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Содержание нового стандарта ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции. К сожалению, на практике формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, не происходит. А недооценка такого вида речевой деятельности, как чтение, приводит к тому, что ученик не может полноценно овладеть навыками говорения и письма. |
3. | Цель проекта | Цель разработки и реализации данного
проекта заключается в повышении культурной
компетенции обучающихся за счет
|
4. | Задачи проекта | Для достижения поставленных целей
необходимо решить следующие задачи:
|
5. | Этапы и сроки реализации проекта. | Первый этап (2012-2013 г.) – создание
организационных механизмов и базы для
укрепления инфраструктуры поддержки и развития
чтения. Второй этап (2013-2014 г.) – системное укрепление инфраструктуры. Третий этап (2014-2015 г.) – реализация заложенного потенциала, интенсивный рост читательской культуры среди обучающихся образовательного учреждения. |
6. | Ожидаемые результаты | 1. Создание образовательного
пространства, в котором обучающиеся смогут стать
настоящими читателями. 2. Престиж чтения поднят на достаточно высокий уровень. 3. В образовательном учреждении сократить число нечитающих обучающихся. |
В рамках проекта «Читающая страна» для реализации поставленных целей и задач проведены внеклассные мероприятия «Книга своими руками».
Разработали и провели тематические занятия учителя начальной школы Воронова Светлана Викторовна и Сазонова Ольга Владимировна
Итогом трехлетней работы стали книги: «Четыре
сезона» в четырех частях и «По дорогам сказок
датского волшебника». Нами проводились
интегрированные занятия по литературному
чтению, окружающему миру и художественному
труду. Под руководством педагогов ребята своими
руками изготавливали книжки о временах года.
Первым этапом работы стало ознакомление с
историей создания книги и книгопечатания. С
основами картонажного дела ребята познакомились
в типографии, где побывали на экскурсии.
Затем детям было объявлено название проекта –
«Четыре сезона» и предложено самостоятельно или
с помощью родителей подобрать приметы, загадки,
стихи о временах года. Всего планировалось
изготовить четыре книги – «Осень», «Зима»,
«Весна», «Лето».
Подобранный материал зачитывался перед всеми и обсуждался, подборка оформлялась в книжную страницу. Книга дополнялась иллюстрациями, нарисованными детьми. Затем оформлялась обложка, и книга сшивалась.
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Рисунок 5 Рисунок 6
Создание первой книги убедило нас в
правильности выбранного пути. Мы увидели
заинтересованность в глазах детей при подборке
материала. Объединили семью и школу, показав один
из вариантов организации семейного досуга.
Несколько ребят по собственной инициативе дома в
свободное время изготовили книжки-малышки.
В новом учебном году работа была продолжена,
Основанием выбора темы новой книги стало 200-летие
Г.Х. Андерсена. Маленькой хитростью, для того,
чтобы заинтересовать детей, было не перечисление
сухих, хорошо известных биографических этапов
жизни великого сказочника, а подборка интересных
фактов из жизни Андерсена.
Внеклассное мероприятие «Дорогами сказок»
помогло вспомнить детям хорошо известные сказки:
«Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная
королева». Затем совместно со школьным
библиотекарем были организованы литературные
чтения мало известных сказок автора: «Оле
Лукойе», «Новый наряд короля», «Огниво»,
«Свинопас». В рамках литературных чтений была
проведена викторина и конкурс рисунков по
сказкам Андерсена. По завершении проделанной
работы была создана новая книга «По дорогам
сказок датского волшебника».
Рисунок
7
Рисунок 8
Рисунок 9 Рисунок 10
В результате работы было создано образовательное пространство, в котором обучающиеся смогли стать настоящими читателями. Интерес к чтению повысился, и сократилось число нечитающих обучающихся.
Привитие любви к книге, к чтению – долгий, кропотливый процесс. Однако, если в результате нашей работы хотя бы один ребёнок вместо просмотра телевизионных передач или игр на компьютере в своё свободное время возьмёт в руки книгу, то вся наша работа не зря. Радостно осознавать, что детям с ослабленным здоровьем приоткрылась дверь в богатейший мир литературы.