Цели:
- Раскрыть причины, цели участников, характер войны; выяснить какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран; назвать главные фронты и события.
- Продолжить формирование умений сопоставлять различные источники, анализировать и делать самостоятельные выводы, работать с исторической картой, правильно распределять время работы над заданиями; оценивать свою работу и работу товарищей.
- Воспитывать чувство неприятия насильственных мер для решения проблем, а также чувство гордости за своих предков.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Ход урока
1. Мотивационная беседа. Слайд 2: Верещагин. Апофеоз войны.
Задания: Что хотел сказать художник этой картиной? Каков ее главный замысел?
Слово учителя: 100 лет отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 г. – срок достаточный для того, чтобы оценить значимость совершающегося тогда. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.
2. Формулировка интегрирующей цели.
- В процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:
- Каковы были причины войны, цели и планы участников;
- Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
- Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
- На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.
- Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:
- Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
- Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
- Работать с исторической картой;
- Правильно распределять время работы над заданиями;
- Оценивать свою работу и работу товарищей.
3. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”
Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к нач. ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?
Задания:
1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы)
2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия)
3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав?
- (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.)
- Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г.)
4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? ( империалистические войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905)
5. Что из себя представлял немецкий план Шлиффена? (молненосная война, разгром Франции, а затем России)
Итак, мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической. Нужен был только повод и он нашелся.
4. Изучение новой темы (слайд 3-4)
План:
- Причины, повод, характер Первой мировой войны.
- Страны - участники и их цели.
- Развитие военной техники в годы войны.
- Ход военных действий.
- Итоги войны.
Важнейшие даты:
- 1 августа 1914 – 11 ноября 1918 – Первая мировая война;
- 28 июня 1914 г. – убийство Г.Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда;
- лето 1916 г. – Брусиловский прорыв;
- 3 марта 1918 г. – подписание Брестского мира;
- 11 ноября 1918 г. Компьенское перемирие.
Оборудование урока:
- карта “Первая мировая война. 1914-1918 гг.”
- таблицы 1-3 “Численность вооруженных сил”, “Прямые военные расходы”, “Вооружение”;
- технологическая карта учащегося по теме “Первая мировая война”.
- учебники:
1) Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011.- Ч.2, параграфы 69, 70.
2) Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. Ростов н/Д, 2008.
1. Предпосылки, причины, повод, характер Первой мировой войны.
Задания: Проанализировав схему, (слайд 5) назовите основные международные противоречия в начале века, военные блоки и страны, между которыми сложились эти противоречия. Сформулируйте главные причины войны.
Запиши причины Первой мировой войны и название блоков и стран между которыми началась война.
Слово учителя:
1.1. Наибольшее значение имели обострение противостояния великих держав, прежде всего Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за передел мира, в том числе за перераспределение колоний.
1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах, воспринимавшихся странами-мировыми лидерами в качестве “ключевых точек” в борьбе за сферы влияния.
Особой остроты достигло противоборство на Балканах России и ее союзницы Сербии и Австро-Венгрии вместе с союзной Болгарией. Взрывоопасная ситуация усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г., поставив под контроль армию Османской империи, Германия превратилась в доминирующую военную державу Балканского региона. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.
Не простой была ситуация на Ближнем Востоке. На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние США и Япония.
1.3. Огромную роль играло политическое и экономическое соперничество Германии и Франции, боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.
1.4. Внутриполитические задачи России объективно противоречили тенденции к началу военных действий.
Столыпин П.А. писал: “Нам нужен мир, война в ближайшие годы… будет гибельна для России и для династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической”. Но этим словам царь не внял. Россия ввязалась в мировую войну.
2. Страны-участники и их цели. Характер войны.
Цель: На этом этапе работы вам надо определить цели стран-участниц, повод и характер войны.
Задание 1.
- Пользуясь текстом учебника назовите цели участников.
- На основе сведений о целях участников войны определите характер войны. (Слайд 6)
- Какие события послужили поводом к войне? (Слайд 7)
Задание 2.
В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: “Кое-что мы должны оставлять на волю случая”. Этой же точки зрения придерживался Ллойд-Джордж, У.Черчилль.
Подумайте, как соотносятся в начале первой мировой элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было?
Задание 3.
Подумайте, можно ли было предотвратить войну в начале века (именно мировую)? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если ответ отрицательный?
Задание 4.
Приведите известные вам из курса истории примеры справедливых и несправедливых войн. Дайте обоснованное определение характера первой мировой войны (для каждой из стран). К действиям каких стран нельзя применить это определение? Меняло ли наличие подобных исключений характер войны?
Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников (в виде схемы) и характер первой мировой войны. (Слайд 6)
Слово учителя:
Повод. 15 (28 по новому стилю) июня 1914 г. должны были начаться провокационные военные маневры Австро-Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараево, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро-Венгрии и Германии, 15(28) июля австрийская артиллерия начала обстрел столицы Сербии – Белграда.
Объявление войны. 17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.
2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.
3. Военно-технический потенциал стран-участниц войны.
Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить: была ли Россия готова к войне (по сравнению с другими странами). Вы должны научиться делать выводы, сопоставляя материал устных сообщений, учебника и сравнительных таблиц.
Задание 1.
Проанализируйте данные таблиц 1-3. Сделайте выводы о готовности России к длительной войне.
Задание 2.
С.Ю.Витте писал, вспоминая о события 1904-1905 гг.: “И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы”.
Оценивая положение России в 1914 г., попробуйте определить, был ли учтен опыт русско-японской войны? Как вы думаете, почему?
Слово учителя: Подготовка России к войне.
- Реорганизация армии. В 1908-1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ. Выросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища. В итоге русская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро-Венгрии. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено.
- Рост вооружений. Военные расходы увеличились за этот период в 3,7 раза, составив 40% бюджета страны.
- Флот. После уничтожения в русско-японской войне российского военного флота он снова начал возрождаться. Еще в 1907 г. была принята “Малая судостроительная программа”, а в 1912 г. “Программа судостроения Балтийского флота”. Началось строительство подводных лодок.
- Модернизировались и вооружения сухопутных войск, но лишь в 1913 г. была принята “Большая программа по усилению армии”, в ходе выполнения которой в 1914-1917 гг. планировалось увеличить и модернизировать артиллерию, усилить инженерные войска, создать военную авиацию и автомобильный транспорт. Программа к началу войны только начала выполняться. В результате Россия отставала по объему военного бюджета, в вооружениях и артиллерии от Германии, завершившей свою военную программу в 1914 г.
- Особую опасность представляло отставание России в 2,5 раза от Германии и Австро-Венгрии по пропускной способности железных дорог, ведущих к районам будущих военных действий.
- Дипломатическая подготовка. В 1914 г. была подготовлена военно-морская конвенция России и Англии, подписанная уже после начала войны. Это завершило складывание Антанты как военного союза России, Англии и Франции.
Развитие военной техники в годы войны. (слайд 8)
- Появление танков и новых видов артиллерии.
15 сентября 1916 г. англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогла продвинуться на 2 км. Массированное применение танков – сражение при Камбре 20-21 ноября 1917 г., было задействовано 378 танков. - Развитие авиации. (Слайд 9)
Наиболее известными самолетами были немецкий “Фоккер”, английский “Сопвич” и французский “Фарман”. В России был построен тяжелый четырехмоторный самолет “Илья Муромец”, поднимавший до 800 кг бомб и вооруженный 3-7 пулеметами. - Химическое оружие.
В апреле 1915 г. под г. Ипр в Бельгии немцами из баллонов было выпущено 180 т хлора. В результате атаки пострадали около 15 тыс. человек, из них 5 тыс. погибли. 12 апреля 1917 г. в районе Ипра немцами был применен горчичный газ (иприт). Всего отравляющими веществами в годы войны было поражено около 1 млн. человек.
Военные планы.
Руководство Германии считало лето 1914 г. наиболее выгодным моментом для начала войны, так как страны Антанты, особенно Россия, не были готовы к войне. Германский Генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро-Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией.
Россия рассчитывала после завершения мобилизации наступление на северо-западе на Берлин и на юго-западе на Вену. Главнокомандующим был назначен дядя царя Николай Николаевич.
Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3-4 месяцев.
4. Ход военных действий.
Цель: сравнить основные события на Восточном и Западном фронте
Задания:
1. Работая с текстом учебника, выписать в таблицу основанные сражения войны на Восточном и Западном фронте.
1 ряд – военные кампании 1914 г. 2 ряд – 1915-1916 гг. 3 ряд – 1917-1918 гг.
Основные события, сражения
Дата, год | Восточный фронт | Западный фронт |
1914 | ||
1915 | ||
1916 | ||
1917 | ||
1918 |
Работа с настенной картой “Первая мировая война”
2. На каком фронте происходили главные события войны.
Сообщение учащегося “Брусиловский прорыв” (слайд 12,13)
3. Какие еще фронты были созданы? Назвать их.
Проверка выполненной работы “Основные события, сражения” (слайд 10, 11, 15)
Дополнительный материал для преподавателя.
1914 г. – год упущенных возможностей. 4 августа 1914 г. немецкие войска, нарушив нейтралитет Бельгии, начали через ее территорию наступление на Францию, в обход основной группировки французских войск, находившейся на французско-германской границе. Вместо запланированных 2-3 дней немецкая армия продвигалась к французско-бельгийской границе 15 дней. За это время Англия высадила на континенте свои войска.
В начале сентября немецкие войска форсировали реку Марна на подступах к Парижу. 6 сентября началось контрнаступление англо-французских войск, и только 12 сентября немцам удалось остановить противника. Молниеносный бросок на Париж был сорван. Началась позиционная война – стороны не имели сил для наступления, но прочно удерживали свои позиции.
После поражения англо-французских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.
В Восточной Пруссии наступавшие с востока – 1-я (под командованием П.К.Ренненкампфа) и с юга – 2-я (под командованием А.В.Самсонова) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и привлечения резервных частей Германия, используя несогласованность действий русских войск, окружила и уничтожила два корпуса 2-й армии Самсонова, покончившего самоубийством. 1-я армия отступила.
Наступление в Галиции в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-яармия (А.А.Брусилов) взяла Львов и Галич, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км от границы за р. Сан. Казалось, что Австро-Венгрия разгромлена.
Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успеха на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в октябре австро-германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных боях в октябре-ноябре обе стороны понесли тяжелые потери (Россия – 2 млн. убитых, раненных и пленных, ее противник – 950 тыс.), но не выполнили своих задач.
Война с Турцией началась 29 октября с атаки германских войск, шедших под турецким флагом на Севастополь, Одессу и наступление турецких войск на Кавказе. Кавказская армия оттеснила противника к Эрзруму, что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.
Итоги военных действий 1914 г. заключались в срыве плана “молниеносной войны” Шлиффена. Германия была вынуждена вести военные действия на двух фронтах. Для России первый год войны стал годом упущенных возможностей.
В ходе боев выявилось превосходство немецкой армии на русской в артиллерии, снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийской и турецкой армий.
Поражения 1915 г. Компанию 1915 г. Германия решила посвятить разгрому русских войск. Из Франции было переброшено около 30 пехотных и 9 кавалерийских дивизий.
- На Западном фронте велись бои местного значения. Италия перешла на сторону Антанты. Осенью началось наступление австро-германских и болгарских войск на Сербию. Сербская армия после 2-месячных боев отступила в Албанию.
- Юго-Западный фронт (Россия). После некоторых успехов России в январе-марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецких наступлений в Восточной Пруссии) в апреле-мае австро-германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить русские войска. Но фронт прорван не был.
- Западный фронт (Россия). Программы модернизации вооружений России должны были завершиться лишь к 1917 г., накопленные боеприпасы были израсходованы. Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, часть Белоруссии, Литвы, Латвии и вышли к Риге. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.
- Итоги военных действий 1915 г. Из строя вышел весь состав подготовленной довоенной кадровой армии. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную и сельскохозяйственную базу. В августе Николай II взял на себя главнокомандование, назначив опытного генерала Алексеева М.В. начальником Генштаба.
1916 год – проигранная победа.
21 февраля 1916 г. германское командование начало на Западном фронте Верденскую операцию. В ходе ожесточенных боев обе стороны понесли тяжелые потери, но прорвать фронт немцы так и не смогли.
По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское командование разработало план наступления, основная тяжесть которого легла на русский Юго-Западный фронт, которым командовал генерал Брусилов Алексей Алексеевич.
На стороне Антанты в войну вступила Румыния, но ее действия были неудачными и Россия была вынуждена образовывать свой Румынский фронт.
Войска русского Кавказского фронта успешно провели ряд операций, взяв города Эрзрум и Трапезунд.
В итоге военных действий 1916 г. англо-французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция пообещали России передать под ее контроль проливы Босфор и Дарданеллы и Константинополь.
Военные действия в 1917-1918 гг. Компания 1917 г. протекала в условиях роста во всех странах революционного движения.
В феврале в России вспыхнула революция. Наступление русского юго-западного фронта закончилось провалом. После Октябрьской революции в России новое правительство 2 декабря заключило с германской коалицией перемирие. События в России сорвали планы Антанты по разгрому Австро-Венгрии. На стороне Антанты в войну вступили США.
В марте началось германское наступление во Франции. В конце мая немцы нанесли удар севернее Рейна и вышли к реке Марна, оказавшись в 70 км от Парижа, но были остановлены. Второе Марнское сражение закончилось провалом для немцев.
В августе 1918 г. англо-французские армии перешли в наступление и нанесли противнику поражение. В сентябре началось общее наступление союзников по всему фронту. 9 ноября в Берлине была свергнута монархия. 11 ноября 1918 г. Антанта заключила с Германией Компьенское перемирие. Германия признала свое поражение в войне.
Сообщение учащегося: (Слайд 12-13)
А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.
Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.
5. Итоги войны.
Цель: назвать итоги войны. Задания:
1.Кто победил в войне? На какой конференции были подведены итоги Первой мировой войны? (Слайд 17)
2. Запиши название мирных договоров стран Антанты со странами Четверного союза.
3. На какой конференции завершилось послевоенное мирное урегулирование? Запиши название системы отношений, сложившейся в мире после окончания войны.
28 июня 1919 г. после длительных обсуждения на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор стран Антанты с Германией. (слайд 17)
Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция (1921-1922). США удалось добиться принципа “свободы мореплавания”, ослабить Великобританию в качестве морской державы номер один, потеснить Японию и добиться утверждения “принципа равных возможностей” для всех стран, подписавших договор.
Версальско-Вашингтонская система, отражавшая интересы стран победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны.
Слайд 18 “Общие итоги Первой мировой войны” - просмотреть.
Слово учителя: Давайте посмотрим еще на одну картину Верещагина “Панихида” (слайд 19). Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая? (все проблемы надо решать за столом переговоров, иначе человечество себя уничтожит).
Рефлексия:
Цель: подведение итогов, оценки за урок.
Задания:
Выполни тестовую работу:
1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:
А) Восточный фронт
Б) Западный фронт
1.Верденская мясорубка
2. Брусиловский прорыв
3.Галицийская битва
4. газовая атака у г.Ипр
2) Военно-политический блок Антанта создан:
а) в 1882 ; б) в 1889; в) в 1907; г) в 1914
3) Соотнеси дату и название сражения:
а) 1914
б) 1915
в) 1916
г) 1917
д) 1918
1) Брусиловский прорыв
2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии
3) Галицийская битва
4) Брестский мир
5) Провал наступления Юго-Западного фронта
4) В Состав Четверного союза входили:
а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция
5) В состав Антанты входили:
а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия
6) Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”:
а) Балканы; б) Ближний Восток; в) Германия
7) Причины Первой мировой войны:
а) планы Германии захватить Англию;
б) борьба крупнейших стран за колонии и рынки сбыта;
в) желание России и Австро-Венгрии утвердиться на Балканах.
Использованная литература:
- Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 /В.В.Артемов, Ю.Н. Любченков. - М.,2011. – с.304.
- Базанов С. Брусиловский прорыв//История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания, 2012, № 9, с.42-47.
- История России XX - XXI века. 11 класс: Поурочное планирование/Авт.-сост. Т.А.Корнева. – Волгоград, 2005. – 268 с.
- Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. – Ростов н/Д, 2008.
- Тихонова Н.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. // История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 2012. № 9, с.32-37
- Ястремский А.Н. Альбом схем по курсу “Отечественная история”, Учебное пособие, Электронное издание, М., 2008.
Приложение
Таблица 1. Численность
вооруженных сил
(ведущие страны и их владения)
Державы | В строю (млн.чел) | Доля в общемировой численности | В строю на 1 тыс.жителей (чел) |
Австро-Венгрия | 0,4 | 6,6 | 7,6 |
Великобритания | 0,2 | 3,3 | 4,4 |
Германская империя | 0,8 | 13,3 | 10,1 |
Италия | 0,4 | 6,6 | 11,4 |
Российская империя | 1,4 | 23,3 | 7,5 |
США | 0,2 | 3,3 | 2,0 |
Франция | 0,7 | 11,6 | 17,5 |
Мир в целом | 6,0 | 100 | 3,2 |
Таблица 2. Прямые военные расходы
Государства | Всего (млн. руб.) | На 1 жителя (руб.) | На 1 солдата (руб.) |
Австро-Венгрия | 265 | 5,0 | 662 |
Великобритания | 729 | 1,7 | 1822 |
Германская империя | 925 | 11,5 | 1156 |
Италия | 283 | 6,7 | 566 |
Российская империя | 826 | 4,5 | 590 |
США | 570 | 5,2 | 2850 |
Франция | 568 | 7,1 | 710 |
Мир в целом | 5000 | 2,7 | 833 |
Таблица 3. Вооружение
Государства | Артиллерийские орудия (тыс) |
Пулеметы (тыс. шт.) |
Снаряды (млрд. шт.) |
Аэропланы (шт.) |
Автомобили (тыс. шт.) |
Военный флот (млн.т водоизмещ.) |
Винтовки (млн. шт.) |
Патроны (млрд. шт.) |
Австро-Венгрия | 4,0 | 2,0 | 3,0 | 65 | 1,8 | 0,3 | 1,5 | 0,3
|
Великобритания | 2,0 | 2,0 | 7,0 | 272 | 1,2 | 1,9 | 0,8 | 0,8
|
Германская империя | 7,5 | 12,0 | 10,0 | 300 | 5,0 | 1,5 | 5,0 | 1,0
|
Италия | 2,0 | 1,0 | 3,3 | 143 | 2,0 | 0,4 | 2,5 | 0,5 |
Российская империя | 7,9 | 4,1 | 6,0 | 150 | - | 0,4 | 5,0 | 2,8 |
США | 1,0 | 1,5 | 1,0 | - | - | 0,9 | 0,5 | 0,5 |
Франция | 4,8 | 5,0 | 6,0 | 560 | 8,0 | 0,5 | 3,4 | 1,3 |
Мир в целом | 35,0 | 35,0 | 40,0 | 1500 | 18,1 | 7,5 | 25,0 | 10,1 |