Пояснительная записка
Статус документа.
Программа “Нитяная графика” разработана для занятий с учащимися 1-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Планирование составлено на основе:
- распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.02.2010 года № 246-р “О реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 года № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373”;
- письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 года № 03-255 “О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования”, от 12.05.2011 года № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;
- санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН 2.4.2.№2821-10), зарегистрированный в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;
- приказа по школе “ОБ организации внеурочной деятельности в 1-х классах в связи с переходом на новые стандарты второго поколения.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно - полезной деятельности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Программа имеет практическо - познавательную направленность.
Данная программа является наиболее актуальной, так как обеспечивает развитие общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Цель: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
Задачи:
- обучить детей работе в технике “Изонить”;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- учить внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к ручному труду:
- организовать участие детей в выставках, конкурсах детского творчества.
Основная идея: создание развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам ручной деятельности, получение и развитие определенных навыков.
Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчеты схем, возрастающий и убывающий ряд чисел.), черчение (графика), изобразительное искусство (композиция, цветоведение), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). материаловедение (знакомство и работа с различным материалом: картон, бархатная бумага, нитки). Техника “Изонить” обучает работе с различными инструментами: карандаш, линейка, циркуль, шаблоны, трафареты, шило, булавки, игла, ножницы.
Основные виды деятельности обучающихся:
- Простейшие наблюдения и исследования.
- Анализ конструктивных частей различных предметов.
- Моделирование, конструирование, используя два основных приема: заполнение угла и окружности.
Место предмета в базисном учебном плане. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений. На изучение курса “Нитяная графика” в 1 классе отводится 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты.
В результате освоения данного курса ученик научится:
- рационально организовывать рабочее место;
- работать с инструментами (иголка, линейка, циркуль, трафареты, шило, ножницы);
- технологии выполнения основных форм угла, круга, овала, спирали, дуги.
- выполнять простую работу в технике “Изонить”.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать материалы и инструменты для выполнения работ;
- понимать назначение применяемых ручных инструментов;
- делить углы, окружности и заполнять их по схемам;
- подбирать контрастные цвета;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания декоративных панно, закладок, открыток, подарков своими руками
Содержание изучаемого курса.
Введение. Техника “Изонить”. Знакомство с изонитью как видом графики. Показ и анализ готовых изделий. Техника безопасности во время работы
Углы. Виды углов. Основной приём изонити – “заполнение угла”. Способы деления угла на равные части, обозначение вершины, нумерация полученных точек в возрастающем и убывающем порядке, технология прошивание угла. Правила сочетания цветов: цветовой круг.
Практическая часть: Построение разных углов, деление их на равные части, заполнение их по схемам. Создание композиций из различных углов и их сочетаний. Окончательное оформление работы.
Окружности. Основной приём изонити – “ заполнение окружности”. Способы черчения и деления окружности на равные части. Хорда. Технология прошивания окружности.
Практическая часть: Прием заполнения окружности. Разметка на картоне. Заполнение окружностей различных диаметров.
Дуги, спирали, лепестки. Технология прошивание фигур производных от “окружности” - дуг, спиралей, лепестков. Основы композиции и цветоведения. Упражнение в прошивание различных фигур и их сочетаний.
Практическая часть: Прием заполнения дуги. Разметка на картоне. Заполнение различных видов кривых линий.
Создание своего проекта, используя изученные технологии. Проект. Понятие проекта. Технология выполнения проекта.
Практическая часть: Изготовление проекта: Выбор рисунка. Деление рисунка на углы, окружности, круги, овалы, лепестки, спирали. Прокалывание основы. Вышивка каждой части. Выставка готовых изделий.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Элементы содержания | |
Введение | |||
1 | Нитяная графика. Техника безопасности во время работы | Что такое изонить? (“Нитяная графика”, графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке ) История её возникновения. Английские ткачи- первооткрыватели. Применение для украшения изделий и предметов быта, для выполнения подарков и сувениров. Знакомство с техникой безопасности во время работы с инструментами. | |
Углы | |||
2 | Технология заполнения прямых углов | Виды углов. Основной приём изонити – “заполнение угла”. Способы деления угла на равные части, обозначение вершины, нумерация полученных точек в возрастающем и убывающем порядке, технология прошивание угла. | |
3 | Технология заполнения острых углов | ||
4 | Технология заполнения тупых углов | ||
5 | Композиция “Ёлочка” | Составление разных углов по размеру. Заполнение углов по схеме. | |
6 | Композиция “ Паутинка” | Деление прямоугольника на четыре треугольника. Заполнение треугольников по схеме. | |
7 | Композиция “Ваза из углов” | Составление вазы из углов. Заполнение их. | |
8 | Композиция “Звёздочка” | Деление прямоугольника на восемь треугольников. Заполнение треугольников по схеме. | |
9 | Самостоятельное составление композиций из углов. | Создание композиций из различных углов и их сочетаний. Разбиение рисунка на составляющие элементы. Основы композиции и цветоведения. | |
10 | Самостоятельное составление композиций из углов. | ||
11 | Самостоятельное составление композиций из углов. | ||
Окружности | |||
12 | Технология заполнения окружностей. | Основной приём изонити – “ заполнение окружности”. Способы черчения и деления окружности на равные части. Хорда. Технология прошивания окружности. | |
13 | Различные варианты заполнения окружности. | Упражнение в черчении и делении окружности для вышивки. Наблюдение над эффектами, которые получаются при разной длине стежка, при прошивании дважды одной окружности, при работе нитками разных цветов. | |
14 | Композиция “Снеговик” | Черчение окружностей разных радиусов, заполнение их. | |
15 | Композиция “Солнышко” | Упражнение в черчении и делении окружности для композиции “Солнышко”. | |
16 | Самостоятельное составление композиций из окружностей | Рисование эскизов, используя различную цветовую гамму, самостоятельное составление композиций из окружностей. | |
17 | Самостоятельное составление композиций из окружностей | ||
18 | Самостоятельное составление композиций из кругов и окружностей. | ||
Дуги, спирали, лепестки. | |||
19 | Технология заполнения дуги | Виды кривых линий: дуга, завиток, волна. Цветовое сочетание. ТБ при работе. Технология прошивание фигур производных от “окружности” - дуг, спиралей, лепестков. Упражнение в прошивание различных фигур и их сочетаний. | |
20 | Технология заполнения спирали | ||
21 | Технология заполнения лепестка | ||
22 | Композиция “Листья” | Заполнение фигур по схеме. | |
23 | Композиция “Облако” | ||
24 | Композиция “Улитка” | ||
25 | Самостоятельное составление композиций из дуг, спиралей, лепестков. | Создание композиций по готовым эскизам, в состав которых входят все изученные элементы вышивки. | |
Создание своего проекта, используя изученные технологии. | |||
26 | Создание закладок. | Применение различных техник для оформления готовых работ. Организация выставки работ. | |
27 | Создание закладок. | ||
28 | Схемы прошивания цветов | Основы композиции и цветоведения. Комбинирование всех изученных элементов для создания декоративных панно. Поиск или создание рисунков для создания собственной композиции | |
29 | Декоративное панно. “Цветы в вазе” | ||
30 | Декоративное панно. “Цветы в вазе” | ||
31 | Создание серии поздравительных открыток. | Виды открыток. Выбор мотива. История возникновения открытки. | |
32 | Создание серии поздравительных открыток. | ||
33 | Подведение итогов. Организация выставки работ | Способы оформления готовых работ. Комбинирование различных техник. |
Литература.
- О.В. Леонова. “Рисуем нитью ажурные картинки”, СПб, “Литера”, 2005.
- М.И. Нагибина. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, Академия развития, 1997.
- Н.Н. Гусарова. Техника изонити для дошкольников. Санкт-Петербург, 2008.
- В.Н. Торгашова. Рисуем нитью. Москва, 2010.
- Интернет-ресурсы.