Современная система образования в настоящее время испытывает множество изменений инновационного, подчас революционного характера. В дошкольном образовании, об этом можно судить по появлению таких новых программ, как “Развитие”, “Содружество”, “Успех”. Также вышли новые Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Все они ориентированы на процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Насыщенное образовательное содержание множества новых комплексных программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста соответствует познавательным интересам современного ребенка, исходя из принципов гармоничности образования. Для органического вхождения ребенка в современный мир необходимо широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной. Ведь не о многих современных детях мы можем сказать, что они готовы и могут самостоятельно, творчески играть, мыслить, заниматься продуктивными видами деятельности. Большинство детей без основной помощи взрослого не способны творчески себя проявить где-либо. Именно поэтому насыщенное образовательное содержание множества новых комплексных программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста соответствует познавательным интересам современного ребенка, исходя из принципов гармоничности образования. Для органического вхождения ребенка в современный мир необходимо широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни. Значительное место в реализации этого занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.
Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Для успешного осуществления вышесказанного, прежде всего, необходимо провести огромную предварительную работу, так сказать, создать прочную базу. Это учёт возрастных особенностей детей, с которыми осуществляется педагогический процесс.
В моём случае, это вторая младшая группа, с трёх до четырёх лет. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает с взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. 3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами. Идентифицируют себя с представителями своего пола, имеют первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения.
Второй основной момент предварительной работы – это методы и приёмы формирования и закрепления знаний об окружающем:
- беседы по теме и ситуативные разговоры с детьми
- экскурсия;
- чтение художественной литературы по теме
- отгадывание и составление загадок - разучивание стихов;
- рассказы из опыта детей
- слушание и исполнение песен;
- разучивание танцев;
- мастерская (изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме);
- создание коллекций;
- украшение групповой комнаты, пополнение предметно-игровой среды рисунками, поделками;
- хороводные, подвижные, развивающие игры;
- наблюдения
- рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме.
Только осуществив эту огромную предварительную работу, можно приступать к созданию проекта, который направлен на реализацию творческих способностей у детей в проблемно-игровых ситуациях.
Проблемно-игровая ситуация характеризует определенное психическое состояние ребёнка, возникающее в процессе выполнения такого игрового задания, которое помогает ребенку осознать противоречие между необходимостью найти решение и за невозможностью осуществления этого с помощью шаблонных действий. Осознание противоречия пробуждает у ребёнка потребность к открытию (и усвоению) новых знаний о предмете, способе или условиях освоения действительности. В силу этих причин проблемно-игровая ситуация активизирует творческую мыслительную деятельность детей, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязи.
Цель проекта: создание перспективного плана игр с разработанными в них проблемно-игровыми ситуациями, расширение представлений об окружающем мире, развитие у детей творческих способностей, стимулирование активности ребёнка, формирование у детей коммуникативно-оценочного отношения к творчеству.
Задачи проекта: способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения действий в единую сюжетную линию и способов достижения решения проблемных ситуаций в игре; развивать умение взаимодействовать в сюжетах с другими действующими лицами; выбирать роль; воспитывать интерес к творческой игровой деятельности.
Данный проект может осуществляться на протяжении всего времени, пока поддерживается к нему интерес у детей. Это зависит от степени вариативности и проблематичности ситуаций в игре.
Список литературы.
- Скрябина О.В. Мастерская маленьких волшебников // Обруч” – 2008.
- Шайхелисламов Р.Ф. Требования к условиям реализации основных образовательных программ: опыт разработки / Р.Ф. Шайхелисламов // Педагогика. – 2009. – №4.
- Скоролупова, О.А. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О.А. Скоролупова // Администратор образования. – 2010. – №9. – С. 70-71.
- Программа “Успех”/под ред. Фединой Н. В. – 2009.
- Программа “От рождения до школы”/под ред. Васильевой М.А.- 2009.
- Микляева Н. В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы дошкольных образовательных учреждений. - 2009
- Программа “Детство”. - 2001.