Пояснительная записка
Работа по изучению правил культурного поведения ведётся с учащимися постоянно. Эти знания помогут школьникам увереннее работать над становлением своего характера, свободнее ориентироваться в различных жизненных ситуациях, видеть себя со стороны, отчего и окружающим, и самим школьникам станет лучше и приятнее жить.
На данном классном часе школьникам предстоит показать свои знания правил культурного поведения в игровой форме.
Цели:
1. Образовательные:
1) расширение знаний о правилах культуры поведения.
2. Развивающие:
1) углубление понимания нравственного смысла данных правил.
3) Воспитательные:
1) формирование положительного отношения к правилам культуры поведения: стимулирование контроля и самоконтроля за основными правилами культуры поведения.
Задачи:
1. Уметь ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
2. Понимать важность соблюдения этикета;
3. Контролировать своё поведение в различных жизненных ситуациях.
Тип мероприятия: КВН
Техническое обеспечение:
1. Звук в формате MP3: Б.Окуджава “Давайте восклицать...”
2. Презентации команд: “Путешествие в страну вежливости и доброты”, “Как правильно вести себя за столом”.
Ожидаемый результат:
1. Освоение научных понятий, овладение умениями и навыками, оценивание поступков.
2. Осмысление ценностного содержания понятия “этикет”.
3. Формирование позитивной личностной позиции по отношению к категории этикета.
План КВНа:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание.
4. Мотивация.
5. Представление команд и членов жюри.
6. Разминка.
7. Конкурс “Оцените поведение соперников”.
8. Представление презентаций команд.
9. Конкурс капитанов.
10.Проверка домашнего задания.
11.Объявление результатов КВНа.
Конспект мероприятия
Этап КВНа | Деятельность ведущего | Деятельность команд |
Организационный момент | Проверить готовность команд к игре. Звук в формате MP3: Б. Окуджава “Давайте восклицать...” | Эмоциональная готовность к участию в игре |
Актуализация знаний | 1. Слово ведущего. Сегодня у нас КВН по теме “Азбука этикета на каждый день”. [1] а) Что обозначают слова “азбука”, “этикет”? (Можно воспользоваться “Словарём иностранных слов” или “ Энциклопедическим словарём школьника”.) б) Как вы понимаете выражения: “Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой” (Пословица). в) “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” (А.П. Чехов). г) Почему в самом начале игры звучала песня Булата Окуджавы “Давайте восклицать!” |
1. а) Этикет - от франц. “установленный порядок поведения где-либо”. б) Объясняют. в) Объясняют. г) Мнения команд. |
Целеполагание | 2. Ведущий знакомит с целями
мероприятия. 3. Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать, чтобы добиться поставленной цели? |
2. Слушают. 3. Определяют задачи: - работать с ситуациями; - определять, как надо себя вести и как не надо себя вести; - применять полученные знания в жизненных ситуациях. |
Мотивация | 4. Для чего нужно следовать установленным правилам? | 4. Это нужно в жизни, чтобы было легче и комфортнее жить с окружающими. |
Представление команд и членов жюри | 5. Слово ведущего. - Название, девиз, приветствие, эмблема. - Представление членов жюри. |
5. Команды по очереди представляют себя. Жюри начинает свою работу. |
Разминка | 6. Задания командам предлагаются по
очереди. Задание 1: Как поступить в сложившейся ситуации? Три подружки, Катя, Оля и Маша, уселись во дворике на лавке. Оле нужно по секрету рассказать Кате то, что касается только их двоих. - Можно ли сделать это тут же? 7. Задание 2. Можно ли долго задерживаться у больного товарища? 8. Задание 3. Можно ли вместо “Здравствуйте!” говорить “Привет!”? 9. Задание 4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них мальчик увидел своего классного руководителя. Проходя мимо, он сказал: “Здравствуйте, Иван Сергеевич!” - Правильно ли он поступил? |
6. Задание 1: Нет. Секретничать двум людям в присутствии третьего нельзя. Он может подумать, что ему не доверяют или что о нём идёт речь. 7. Задание 2. Нет, больного не утомляют долгими разговорами. 8. Задание 3. Всё зависит от обстоятельств. Нельзя словом “Привет!” приветствовать людей старших по возрасту и званию. Зато можно приветствовать друга, ровесника. Взрослым лучше говорить “Здравствуйте!” 9. Задание 4. Мальчик поступил невежливо. Надо было сказать общее “Здравствуйте”. |
Конкурс “Оцените поведение соперников” | 10. Команда соперников предлагает
неправильную ситуацию. Необходимо правильно
прокомментировать эту ситуацию, указав на
сделанные ошибки. [2] (Одна команда разыгрывает коротенькую сценку на тему “Чужая расчёска”, другая “За обедом”.) |
10. Одна команда разыгрывает коротенькую
сценку на тему “Чужая расчёска”, другая “За
столом”. Комментарий №1: нельзя пользоваться чужой расчёской. Это предметы личной гигиены. Комментарий №2: нельзя разговаривать с полным ртом. Это некрасиво, вначале нужно прожевать. |
Представление презентаций команд | 11. Слово ведущего. Сейчас команды по очереди представят презентации по правилам поведения: а) “Путешествие в страну вежливости и доброты”, б) “Как правильно вести себя за столом”. |
11. Презентации команд. Обмен мнениями. |
Конкурс капитанов | 12. Все давно ждут конкурса капитанов!
Капитаны вперёд! По одному заданию вы выполните
самостоятельно, а одно задание будет общим: [3] а) Правильно оцените предложенную ситуацию. Но сначала немного истории: Издавна возникло такое правило. Мужчина по лестнице вниз идёт впереди своей спутницы. Оно появилось тогда, когда было свечное освещение. Идущий впереди освещал дорогу. Но теперь освещение электрическое. - Почему же это правило сохранилось? б) Иногда люди слепо заучивают правила. Например, существует такое правило, которое жёстко регламентирует обращение с приборами за столом. Если ты во время обеда перестал пользоваться вилкой и ножом, то положи их параллельно тарелки на стол. На первый взгляд, это только традиция. Но давайте подумаем, нет ли здесь внутреннего смысла? в) Общее задание капитанам: выпить чай, не допуская ошибок, используя имеющиеся приборы. Конкурс называется “Чаепитие”. [4] Приборы: сахарница, чашка с блюдцем, тарелка для лакомств (печенье), ложечки, салфетки. |
12. а) Чтобы вовремя оказать спутнице помощь, поддержать. б) Люди освобождают себя от уговаривания, переедания, излишнего угощения. в) Для жюри: - Помешав чай ложечкой, её нужно вытащить из чашки и положить на блюдечко. - Блюдечко только для малышей. - Не дуть. - Пить беззвучно, вливая в рот. - Горячий чай можно пить из ложечки. - Принято отламывать печенье по кусочкам, а не макать в стакан. - Салфетку - на колени, потом положить на стол сбоку от чашки. - Поблагодарить хозяев. |
Проверка домашнего задания | 13. Проверяем домашнее задание. а) Команда... инсценировала стихотворение А. Барто “Любочка”. б) Команда... инсценировала басню И.А. Крылова “Демьянова уха”. |
13. Инсценирование. Хлопают. Эмоции команд. |
Объявление результатов КВНа | 14. Слово ведущего. Спасибо всем за игру! Надеюсь, что этот КВН оставит след в вашей душе. Вы узнали много нового, применили знания к ситуациям, убедились в том, что правила культурного поведения знать важно! Они помогают вам быть уверенными в себе, позволяют свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, облегчают общение. - А теперь слово предоставляется членам жюри. |
14. Слово членам жюри. Объявление результатов игры. Призы. Фото на память. |
Список литературы
[1] Бушелёва Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся/ Б.В. Бушелёва. - Петрозаводск: Карелия, 1991.- 144с.
[2] Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса.- Минск: “РУ Аинформ”, 2003.- 312с.
[3] Маркуша А.М. Совершенно несекретно. М.: Молодая гвардия, 1982. -160с.
[4] Перепаденко В.Б. Детская поваренная книга. Путешествие в страну “Кулинарию”. - Феникс, 2007.- 368с.
Приложение №1.
1. Стихотворение
ЛЮБОЧКА (А. Барто)
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну, садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
2. Басня “ДЕМЬЯНОВА УХА” (И.А. Крылов)
“Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай”.—
“Соседушка, я сыт по горло”.— “Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” —
“Я три тарелки съел”.— “И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,—
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!”
Так потчевал сосед-Демьян соседа - Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. “Вот друга я люблю!”
Вскричал Демьян: “Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!”
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Приложение №2
1. Презентация “Путешествие в страну вежливости и доброты”.
2. Презентация “Как правильно вести себя за столом”.
Приложение №3
1. Звук в формате MP3: Б.Окуджава “Давайте восклицать...”