Классный час в 7-м классе «Азбука этикета на каждый день»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка

Работа по изучению правил культурного поведения ведётся с учащимися постоянно. Эти знания помогут школьникам увереннее работать над становлением своего характера, свободнее ориентироваться в различных жизненных ситуациях, видеть себя со стороны, отчего и окружающим, и самим школьникам станет лучше и приятнее жить.

На данном классном часе школьникам предстоит показать свои знания правил культурного поведения в игровой форме.

Цели:

1. Образовательные:

1) расширение знаний о правилах культуры поведения.

2. Развивающие:

1) углубление понимания нравственного смысла данных правил.

3) Воспитательные:

1) формирование положительного отношения к правилам культуры поведения: стимулирование контроля и самоконтроля за основными правилами культуры поведения.

Задачи:

1. Уметь ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

2. Понимать важность соблюдения этикета;

3. Контролировать своё поведение в различных жизненных ситуациях.

Тип мероприятия: КВН

Техническое обеспечение:

1. Звук в формате MP3: Б.Окуджава “Давайте восклицать...”

2. Презентации команд: “Путешествие в страну вежливости и доброты”, “Как правильно вести себя за столом”.

Ожидаемый результат:

1. Освоение научных понятий, овладение умениями и навыками, оценивание поступков.

2. Осмысление ценностного содержания понятия “этикет”.

3. Формирование позитивной личностной позиции по отношению к категории этикета.

План КВНа:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание.

4. Мотивация.

5. Представление команд и членов жюри.

6. Разминка.

7. Конкурс “Оцените поведение соперников”.

8. Представление презентаций команд.

9. Конкурс капитанов.

10.Проверка домашнего задания.

11.Объявление результатов КВНа.

Конспект мероприятия

Этап КВНа Деятельность ведущего Деятельность команд
Организационный момент Проверить готовность команд к игре. Звук в формате MP3: Б. Окуджава “Давайте восклицать...” Эмоциональная готовность к участию в игре
Актуализация знаний 1. Слово ведущего.

Сегодня у нас КВН по теме “Азбука этикета на каждый день”. [1]

а) Что обозначают слова “азбука”, “этикет”? (Можно воспользоваться “Словарём иностранных слов” или “ Энциклопедическим словарём школьника”.)

б) Как вы понимаете выражения: “Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой” (Пословица).

в) “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” (А.П. Чехов).

г) Почему в самом начале игры звучала песня Булата Окуджавы “Давайте восклицать!”

1.

а) Этикет - от франц. “установленный порядок поведения где-либо”.

б) Объясняют.

в) Объясняют.

г) Мнения команд.

Целеполагание 2. Ведущий знакомит с целями мероприятия.

3. Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать, чтобы добиться поставленной цели?

2. Слушают.

3. Определяют задачи:

- работать с ситуациями;

- определять, как надо себя вести и как не надо себя вести;

- применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Мотивация 4. Для чего нужно следовать установленным правилам? 4. Это нужно в жизни, чтобы было легче и комфортнее жить с окружающими.
Представление команд и членов жюри 5. Слово ведущего.

- Название, девиз, приветствие, эмблема.

- Представление членов жюри.

5. Команды по очереди представляют себя.

Жюри начинает свою работу.

Разминка 6. Задания командам предлагаются по очереди.

Задание 1:

Как поступить в сложившейся ситуации?

Три подружки, Катя, Оля и Маша, уселись во дворике на лавке. Оле нужно по секрету рассказать Кате то, что касается только их двоих.

- Можно ли сделать это тут же?

7. Задание 2.

Можно ли долго задерживаться у больного товарища?

8. Задание 3.

Можно ли вместо “Здравствуйте!” говорить “Привет!”?

9. Задание 4.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них мальчик увидел своего классного руководителя. Проходя мимо, он сказал: “Здравствуйте, Иван Сергеевич!”

- Правильно ли он поступил?

6.

Задание 1:

Нет. Секретничать двум людям в присутствии третьего нельзя. Он может подумать, что ему не доверяют или что о нём идёт речь.

7. Задание 2.

Нет, больного не утомляют долгими разговорами.

8. Задание 3.

Всё зависит от обстоятельств. Нельзя словом “Привет!” приветствовать людей старших по возрасту и званию. Зато можно приветствовать друга, ровесника. Взрослым лучше говорить “Здравствуйте!”

9. Задание 4.

Мальчик поступил невежливо. Надо было сказать общее “Здравствуйте”.

Конкурс “Оцените поведение соперников” 10. Команда соперников предлагает неправильную ситуацию. Необходимо правильно прокомментировать эту ситуацию, указав на сделанные ошибки. [2]

(Одна команда разыгрывает коротенькую сценку на тему “Чужая расчёска”, другая “За обедом”.)

10. Одна команда разыгрывает коротенькую сценку на тему “Чужая расчёска”, другая “За столом”.

Комментарий №1: нельзя пользоваться чужой расчёской. Это предметы личной гигиены.

Комментарий №2: нельзя разговаривать с полным ртом. Это некрасиво, вначале нужно прожевать.

Представление презентаций команд 11. Слово ведущего.

Сейчас команды по очереди представят презентации по правилам поведения:

а) “Путешествие в страну вежливости и доброты”,

б) “Как правильно вести себя за столом”.

11. Презентации команд. Обмен мнениями.
Конкурс капитанов 12. Все давно ждут конкурса капитанов! Капитаны вперёд! По одному заданию вы выполните самостоятельно, а одно задание будет общим: [3]

а) Правильно оцените предложенную ситуацию. Но сначала немного истории: Издавна возникло такое правило. Мужчина по лестнице вниз идёт впереди своей спутницы. Оно появилось тогда, когда было свечное освещение. Идущий впереди освещал дорогу. Но теперь освещение электрическое.

- Почему же это правило сохранилось?

б) Иногда люди слепо заучивают правила. Например, существует такое правило, которое жёстко регламентирует обращение с приборами за столом. Если ты во время обеда перестал пользоваться вилкой и ножом, то положи их параллельно тарелки на стол. На первый взгляд, это только традиция. Но давайте подумаем, нет ли здесь внутреннего смысла?

в) Общее задание капитанам: выпить чай, не допуская ошибок, используя имеющиеся приборы. Конкурс называется “Чаепитие”. [4]

Приборы: сахарница, чашка с блюдцем, тарелка для лакомств (печенье), ложечки, салфетки.

12.

а) Чтобы вовремя оказать спутнице помощь, поддержать.

б) Люди освобождают себя от уговаривания, переедания, излишнего угощения.

в) Для жюри:

- Помешав чай ложечкой, её нужно вытащить из чашки и положить на блюдечко.

- Блюдечко только для малышей.

- Не дуть.

- Пить беззвучно, вливая в рот.

- Горячий чай можно пить из ложечки.

- Принято отламывать печенье по кусочкам, а не макать в стакан.

- Салфетку - на колени, потом положить на стол сбоку от чашки.

- Поблагодарить хозяев.

Проверка домашнего задания 13. Проверяем домашнее задание.

а) Команда... инсценировала стихотворение

А. Барто “Любочка”.

б) Команда... инсценировала басню И.А. Крылова “Демьянова уха”.

13. Инсценирование. Хлопают. Эмоции команд.
Объявление результатов КВНа 14. Слово ведущего.

Спасибо всем за игру! Надеюсь, что этот КВН оставит след в вашей душе. Вы узнали много нового, применили знания к ситуациям, убедились в том, что правила культурного поведения знать важно! Они помогают вам быть уверенными в себе, позволяют свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, облегчают общение.

- А теперь слово предоставляется членам жюри.

14. Слово членам жюри. Объявление результатов игры. Призы. Фото на память.

Список литературы

[1] Бушелёва Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся/ Б.В. Бушелёва. - Петрозаводск: Карелия, 1991.- 144с.

[2] Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса.- Минск: “РУ Аинформ”, 2003.- 312с.

[3] Маркуша А.М. Совершенно несекретно. М.: Молодая гвардия, 1982. -160с.

[4] Перепаденко В.Б. Детская поваренная книга. Путешествие в страну “Кулинарию”. - Феникс, 2007.- 368с.


Приложение №1.

1. Стихотворение

ЛЮБОЧКА (А. Барто)

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну, садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

2. Басня “ДЕМЬЯНОВА УХА” (И.А. Крылов)

“Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай”.—
“Соседушка, я сыт по горло”.— “Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” —
“Я три тарелки съел”.— “И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,—
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!”
Так потчевал сосед-Демьян соседа - Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. “Вот друга я люблю!”
Вскричал Демьян: “Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!”
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Приложение №2

1. Презентация “Путешествие в страну вежливости и доброты”.

2. Презентация “Как правильно вести себя за столом”.

Приложение №3

1. Звук в формате MP3: Б.Окуджава “Давайте восклицать...”