Цель: формирование знаний о культуре и её составляющих: духовности, музыке, книге, этикете, искусстве, театре и их месте в жизни человека.
Задачи: Сформировать у детей представление о разных видах культуры и их общности в жизни.
Оформление: книжная выставка “Духовность. Нравственность. Культура”, презентация “Удивительный мир культуры”, зал празднично украшен.
Принимают участие учащиеся 3-4 классов (25 чел.) Поповской ООШ и приглашённые зрители (25 чел.)
Вступительное слово учителя.
- Мир культуры прекрасен и удивителен. В России 2014 год – объявлен годом Культуры. Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определённой эпохой, определённым народом.
Большой мир культуры откроет вам свои тайны на страницах нашего устного журнала “Удивительный мир культуры”.
Ведущий 1: Итак, открываем первую страницу “Наследие святой Руси” (слайд 1)
Ученик
Ширь полей под викой да ромашкой... (слайды 2-7)
А когда взойдёшь на косогор -
от восторга пробегут мурашки:
Боже мой!
Какой кругом простор!..Кажется, ты рядом с облаками
и паришь...
А где-то под тобой
гладь реки, берёзки с тальниками,
лес на склонах...
Родина!..
Покой...Слёзы потекут непроизвольно
от того, что с этой высоты
чуть слышнее звоны с колокольни,
чуть видней над церковью кресты!..И подхватят ангелы крылами,
и помчат на землю с облаков
прикоснуться жаркими губами
к первозданной силе родников...В них я чищу душу от гордыни,
грех с себя смываю и винюсь...
Родники - хрустальные святыни,
где ещё не замутилась Русь!..
Песня – танец “Берёзовый край” (исполняет Голова Т. И группа “Ладушки”)
Ведущий 2: Наша страна славится церквами. С давних пор люди строят церкви. Много их было на Руси. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. Храмы строители возводили один от другого на расстоянии звона: где затухает звон колокола, там ставят новый храм, чтобы вся Русская земля наполнилась божественным голосом и освящалась им. (слайд 8)
Ведущий 1: И льется над землей колокольный звон. Вот уже 1700 лет, как люди слышат колокола. Русские мастера издавна научились отливать самые звонкие и самые крупные колокола. (Звук колоколов)
Звонят по России колокола. Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сила твоя в традициях, в культуре твоей древней и в истоках твоих христианских.
Ведущий 2: Величайшая слава и гордость России - ее люди, святые земли русской.
Перед нами Святой Сергий Радонежский. В этом году празднуется 700-летие небесного защитника.
Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства.
Житие Преподобного Сергия Радонежского (слайд 9-23)
Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: "Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться".Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.
Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученики-монахи
К нему слетелись, словно птахи.
И вот работа закипела.
Все так старались сделать дело:
Обитель Божию построить
И жизнь на Божий лад настроить.Однажды чудный свет полился,
Когда Святой в ночи молился,
Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,
Благословил Свою Обитель.
Застыл он на пороге кельи:
В сияньи дивно птицы пели!
И Голос был: "Бессчетны птицы -
Вот сколько к Богу обратится".Когда Угодник Божий в храме
Служил пред Чашею с Дарами,
То в алтаре - священном месте
Сам Ангел с ним молился вместе,
Крылатый воин Божьей рати.
И видели монахи-братья,
Как вдруг огонь с небес спустился
И прямо в Чашу опустился.Так жил подвижник Православья,
Христа и Богоматерь славя.
И по его дана молитве
Победа в Куликовской битве.
Свою показывая милость,
К нему Пречистая явилась
И обещала, что Обитель
Спасет Господь наш Вседержитель.
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело -
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
Ведущий 2: Мы так же будем любить Родину, как любил ее Сергий Радонежский.
Ведущий 1: Вторая страница нашего журнала “Музыкальная” (слайд 24)
Ученик
Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит,
И зовет нас за собой.
Ведущий 2:Музыка – один из древнейших видов
культуры. Она является образным отражением мира.
С первых минут жизни человека она входит в его
дом с колыбельной песней матери, звучит на улице,
в кино, в театре.
С утра до позднего вечера мы слушаем музыку:
делаем под музыку зарядку, поем на уроках музыки.
Ученик 1
С песней в жизни веселей.
С ней забота – не забота.
С песней спорится работа,
Отдых ярче и светлей.
Ученик 2
Лейся, песня, лейся звонко,
Помогай дружить.
Всем ребятам очень нужно,
В мирном мире жить.
Ученик 3
Песня с детства мне родная,
И подруга, и сестра!
А слова ее простые.
Душу трогают до слез.
Столько песен у России!
Сколько в рощицах берез!
Словно музыка степная
Золотая рожь встает.
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать.
Столько песен у России –
Никому не сосчитать!
Ведущий 1: Исполняется песня “В горнице”(Мешкова Д.)
Ведущий 2:
Уникальное явление культуры - это книги.
Треть страничка нашего журнала “Добрая мудрая книга” (слайд 25)
Ведущий 1: Книги – это духовное завещание одного поколения другому... Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.
Чтец:
Книга – наш друг, большой и умный,
Не даст скучать и унывать:
Затеет спор – весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Расскажет книжка про героев,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос как-то ближе:
Она на всё ответ найдёт.И пусть девчонки и мальчишки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
"Спасибо, книжная страна!"
Ведущий 2: Книга - это источник знаний. Это кладовая ума. Много пословиц и поговорок о книге придумал русский народ. Давайте их вспомним.
- Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает.
- Книга подобна воде – дорогу найдёт везде.
- Книга для ума, что тёплый дождь для всходов.
- Не красна книга письмом, красна умом.
- Книга поможет в труде, выручит в беде.
- Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
- Испокон века книга растит человека.
- Будешь много читать, будешь много знать.
Ведущий 1: А знаете ли вы героев любимых книг? Отгадайте загадки.
(слайд 26)
Вспомни басню. Что за птица
В ней поверила лисице?
Лестью рыжая плутовка
Завладела сыром ловко. (Ворона.)Припомните, детишки,
Был в старой доброй книжке
Ансамбль из Мартышки,
Осла, Козла и Мишки.
Теперь мне помогайтеИ басню отгадайте. (“Квартет”.)
Вот вам моё определение:
Старик во время наводнения
Зайчишек вызволял старательно.
Вы можете назвать спасателя? (Мазай.)В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок.)
Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь
И так и не засну! (Принцесса на горошине.)Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться. (Алёнушка.)Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь ... (Гвидон.)
В бороде у старика
Нет простого волоска,
Каждый волос – для мечты!
Кто хозяин бороды? (Старик Хоттабыч.)
Ведущий 2: Ну что же, вижу вы, ребята, молодцы!
Увлекательного чтенья
Я желаю всей душой.
Вам, девчонки и мальчишки,
С книжкой ладить и дружить,
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить.
Ведущий 1:Открываем четвёртую страничку - “В мире прекрасного”
(слайд 27)
Ученик:
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует,
Все вызывает интерес:
Далекий Космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, краски...
Все нарисуем – были б краски
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
Ведущий 2: Художников много, работают они по-разному, по-разному их и называют. Кистями и красками работают живописцы;
Ведущий 1: карандашом, углём, тушью, пастелью работают графики;
Ведущий 2: изображения в глине, пластилине, камне и других материалах создают скульпторы.
Ведущий 1: Произведение, созданное художником, называют подлинником, оригиналом. Подлинники находятся в музеях и мастерских художников.
Ведущий 2: совершим заочное путешествие по музеям нашей страны.
Просмотр презентации (слайд 28-34)
Ведущий 1:
Сегодня обострились чувства,
И стало вдруг понятно мне:
Музей – особый вид искусства,
Самостоятельный вполне.
Ведущий 2:
Чудо есть на белом свете.
В сказку верится недаром.
Это чудо знают дети
Называется – театр.
Ведущий 1: Пятая страничка нашего журнала “Театр – особый мир”
(слайд 35)
Ведущий 2: Слово “театр” греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
Ученик:
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.
Ведущий 2: Сценка “Купим мы бабушка....”
Ведущий 1:
Театр обычно дарит нам
Восторг и радостные чувства.
Все знают, что театр, как храм,
Для почитателей искусства.
Ведущий 2: А какого человека называют культурным?
Ведущий 1: Человек, который знает все правила этикета и соблюдает их, называется культурным, воспитанным.
Ведущий 2: Открываем последнюю страничку журнала “Этикет на каждый день” (слайд 36)
Этикет – серьезный он
Так не топайте как слон.
Здесь поклон, вам – привет,
Вот что значит этикет.
Ведущий 1:
И хоть нам не много лет,
Уже знаем этикет.
Всё хотим изучить.
И воспитанными быть!
Ведущий 2: -Каким же должен быть человек, чтобы про него могли сказать “вежливый”?
Ведущий 1: Игра “Вежливо – невежливо”
Условия игры просты:
Если – вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами,
Вы тогда все вместе, дружно
Потопайте ногами.
1.
Если мест в трамвае нет,
Не стоит покупать билет,
Все равно ты едешь стоя,
Лучше денег сэкономить.
2.
Если стали вам грубить
Нужно вслед им нахамить.
3.
Если вам подарят книгу,
Вы ответите: “Спасибо”.
4.
Если вы зашли в кино
А оно идет давно 6
Нужно громко прокричать:
“Кто посмел без нас начать”!
5.
Если к вам пришла подруга
Вы представьте её другу.
6.
Если кто-то вдруг случайно
Вам на ногу наступил
Как бы он ни извинился
Поступок этот мы простим.
Ведущий 2: Как бы ни было в жизни трудно, нужно вежливость не растерять.
Мы окажем друг другу вниманье и друг друга сумеем понять.
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!
Ведущий 1: Мир культуры прекрасен и удивителен. А дорога туда начинается в нашей душе, в нашем сердце. (слайд 37-39)
Ведущий 2: Будем учиться раскрывать свою душу для красоты, учиться смотреть на мир и видеть в нём неповторимое, удивительное и прекрасное.
Песня “Моя Россия” (Исполняет детский хор)