Тип урока: вводный
Цель урока: создание условий для формирования универсальных учебных действий
- Предметные УУД - открытие общего приема правописания безударных окончаний имен прилагательных.
- Личностные УУД - внутренняя позиция на уровне первичных оценок собственных действий
- Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать результат своих действий
- Познавательные УУД - ориентация на анализ соответствия результатов выполненной работы требованиям конкретной учебной задачи
- Коммуникативные УУД - умение слушать, слышать другое “Я”, принимать участие в работе в парах, общей группе, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению
Средства: записи на доске, материал учебника математики _______________
Методические рекомендации к уроку
Данный урок является вводным. Вводный, урок — это урок (часть урока), на котором перед детьми ставится учебная задача, т.е. демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче. Основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели.
Первый этап урока — демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние — удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия.
Второй этап - самооценка детей. Дети должны оценить степень владения старыми способами (старым способом), прежде чем перейти к новому. Форма организации этого момента урока — дело учителя. Лучше, если дети оценивают себя в письменной форме, потому что это позволяет впоследствии:
а) учителю более внимательно поработать с самооценкой каждого ребенка;
б) ребенку оценить отношение к своему прошлому взгляду на вещи.
Третий этап урока нуждается в особо тщательном продумывании: постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация “разрыва”). Как правило, такие задачи специально отобраны авторами курсов и хорошо описаны в методических пособиях. Учитель может придумать свои задачи “на разрыв”. Если такого опыта нет, то на этом этапе он должен точно следовать рекомендациям методического пособия. Что же должен продумать и предусмотреть учитель?
Само задание учитель дает точно по тексту методического пособия. А вот взаимодействие с детьми по поводу их неудачи он должен продумать самостоятельно. При этом необходимо учесть особенности класса: в одном классе неудача смутит детей, и они будут вяло реагировать на предложение учителя понять, в чем причина трудностей, анализ проблем й выход к решению потребуют поэтапных подсказок; в другом классе ученики сразу будут искать новые пути и предлагать варианты решения; в третьем окажется, что один-два человека сразу все поняли, тогда как другим далеко до понимания.
Особенно важно продумать и зафиксировать возможные ходы, позволяющие иначе построить поисковые действия детей, выйти из тупика. Нужно быть крайне осторожным. Иногда лишнее слово, нетерпеливый наводящий вопрос или “небольшая” подсказка могут сразу открыть детям все решение. Также необходимо постараться предугадать возможные предложения детей (иногда они бывают описаны в методических пособиях), но это оказывается возможным далеко не всегда. Часто предложения детей бывают совершенно оригинальными, и учителю приходится на ходу придумывать, как выйти из сложившейся ситуации. Результатом этого этапа урока является определение границы использования старых способов действий и формулировка новой задачи.
Содержание урока: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Этапы урока | Содержание этапа | Действия учителя | Действия учащихся | Результат |
Постановка учебной задачи | Демонстрация детьми владения способом | 1.Предлагает выполнить минутку
чистописания: ая яя ое ее ой ый ий -Выскажите свое мнение к сочетанию букв. -Защитите или раскритикуйте. 2 Предлагает выполнить проверочную работу: Зв_зда, з_писка, пеш_ход, светл__ , узк__ тр_пинка. -какие вопрсы, задания можете предложить -как будем проверять? критерии оценивания? |
1 Двое учеников работают на доске-
чистописание
2 Выполняют проверочную работу |
Определение уровня владения умений вычислять |
Самооценка детей | Предлагает проверить правильность
выполнения : Проверим, как вы выполнили. -Что вы можете сказать о выполнении ребят? -Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения. Согласны ли вы с оценкой друга? -Как вы себя оценили? Спрашивает каждого ученика Подводит итог выполнения, хвалит детей |
Сверяют свою работу с работами
детей Правильность решения отмечают знаком “+” или “-“ Поставьте себе баллы: “+” - 1балл Называют баллы, объясняют, где допущены ошибки, если они есть |
Умение контролировать и оценивать результат своих действий | |
Решение конкретной практической задачи | Выполним следующее задание: -Как вы думаете, что необходимо сделать в этом задании. (Списать и вставить окончания им. прил) Что важно вспомнить? -Запишите предложение: Русск_ земля славится ярк_ матрешкой, син_ гжелью. Подчеркните и объясните, друг другу орфограммы. Удалось ли нам объяснить? |
Дети выполняют самостоятельно Обсуждают выполнение в парах Пытаются объяснить |
-Представление о степени владения
умений выполнять - Умение принимать участие в работе в парах, общей группе, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему мнению |
|
Формулирование учебной задачи | Почему, все мы объясняем способ
по-разному?.... Либо не можем объяснить? Фиксирует проблему Наша учебная задача, какая тогда? Чему мы будем учиться? Зачем нам надо знать этот способ? |
Слушают объяснение двух ребят Формулируют проблему Какую гласную написать в безударных окончаниях имен прилагательных? Ставят учебную задачу: Научиться писать безударные гласные в окончаниях именах прилагательных. |
Умение слушать , слышать другое “Я”
Принимать и сохранять учебную задачу |
|
Решение учебной задачи | Поиск решения поставленной задачи | Кто понял, как выполнить задание? Кто думает по-другому? |
Выдвигают свои гипотезы. Доказывают свои позиции Сравнивают свое решение с другим “Я” |
-открытие общего приема определение уровня владения умений 1.Определяем ударное или безударное окончание 2. Найходим сущ. с которым связано прил. 3.От сущ. задаем вопрос к им. прил. 4. По ударному окончанию вопрса определяем окончание им. прил. _____________ -внутренняя позиция на уровне первичных оценок собственных действий - сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать результат своих действий - ориентация на анализ соответствия результатов выполненной работы требованиям конкретной учебной задачи -умение слушать , слышать другое “Я”, принимать участие в работе в парах, общей группе, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению |
Совместное обсуждение вариантов способов решения | Как вы предлагаете выполнить? | Дети называют и записывают на доске разные варианты: | ||
Фиксация способа решения | Какой из этих вариантов , на ваш
взгляд, наиболее удачный Докажи. Фиксирует способ решения: 1.Определяем ударное или безударное окончание 2. Найходим сущ. с которым связано прил. 3.От сущ. задаем вопрос к им. прил. 4. По ударному окончанию вопрса определяем окончание им. прил. Что вы должны хорошо уметь выполнять, чтобы правильно писать окончания? (Определять части речи, находить словосочетания сущ+прил, ставить вопрос) Придумайте задания |
Дети доказывают
На каждое ________________, дети придумывают задание |
||
Применение найденного способа действия в конкретных ситуациях | Проверим наш найденный способ при Стр 86 упр 326 (устно) 1 ряд - м.р. 2 ряд - ж.р. 3 ряд - ж.р. Что вы можете сказать? |
Самостоятельно выполняют Обсуждают в паре, в общей группе Комментируют свои действия |
||
Сравнение с культурным аналогом | Откроем учебник, как предлагают нам
авторы учебника? А мы так же выполняли или по – другому? |
Открывают с. 87 , читают правило, сравнивают свое выполнение | ||
Фиксация выводного понятия. способа действия | О чем нам рассказывает эта схема? Запишем способ действий в виде схемы: - Примените способ действия О тепл___ погоде К бел____ инею О пушист__ облаке Ранн_____ весной Про чудесн_____ природу |
Дети объясняют способ действия Записывают в тетради схему Способа действия |
||
Итог урока | Рефлексия | Какова была учебная задача? - Удалось получить результат? - Правильно или с ошибкой? - Самостоятельно или с чьей-то помощью Оценим результат своей деятельности оценочной шкалой |
Дети оценивают результат своей деятельности и аргументируют | -Принимать и сохранять учебную
задачу -Контролировать и оценивать результат своих действий - Ориентация на анализ соответствия результатов выполненной работы требованиям конкретной учебной задачи |