Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, вееры.

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме “Правописание слов с безударными гласными в корне”.

Предметные задачи урока:

  • развивать умение проверять слова с безударными гласными звуками в корне;
  • сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
  • отрабатывать последовательность действий при обозначении гласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • формирование умения работать в коллективе.

Планируемые результаты

Дети учатся:

понимать и принимать учебную задачу;

- проверять безударные гласные в корне слова разными способами;

- сопоставлять произношение и написание слов;

- подбирать проверочное слово;

- находить примеры слов на изученную орфограмму;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки безударных гласных в корне слова;

Ход урока

1. Оргмомент (Слайд 1-2)

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

2. Постановка темы и целей урока.

- С чего предлагаете начать урок русского языка? ( с игры)

- Предлагаю ....

а) Игра “Путаница”. Догадайтесь, какие слова “спрятались”? (Слайд 3)

Члепа, цетвок,  арос,  седыл,  азок. (Пчела, цветок, роса, следы, коза.) (Слайд 4)

- Какая орфограмма наблюдается в этих словах? Догадались?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

(“Правописание слов с безударными гласными в корне”) (Слайд 5)

- Как вы считаете, что мы знаем по этой теме? (Знаем безударные гласные буквы. Знаем правило проверки слов с безударными гласными в корне.)

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с безударными гласными в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

- Давайте спланируем свою деятельность.

- Что надо правильно и красиво выполнять в тетрадях? (Чистописание)

- Что любят все дети на свете? (Играть)

- Как вам нравится работать? (Работа в паре)

- Ещё что предлагаете включить в план? (Самостоятельная работа. Работа в группе)

- В конце урока что сделаем?(Оценим свою работу. Подведём итог урока)

Работаем по плану.

- Я тетрадь свою открою (Слайд 6)
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

- Запишем в тетради число, классная работа.

3. Чистописание.

 б) - Посмотрите, какие соединения я взяла для минутки чистописания.

аоиея  оиеяа  иеяао  ...  (еяаои  яаоие)

- Первая буква становится последней. Спишите и продолжите.

- Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки ударением)

4. Работа по теме урока.

1) – Как проверяются такие гласные? (Слайд 7)

Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты её немедленно ставь под ударение.

- Какие способы подбора проверочных слов знаете?

Сколько их? (Слайд 9)

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова, надо:

а) или изменить слово: дворы – двор;

б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы - дворник.

- Правильно, молодцы!

- Ребята, очень много секретов таят в себе безударные гласные.

- Давайте поупражняемся в подборе проверочных слов 

Предлагаю вам игру, которая так и называется “Секрет-ответ”.

(Слайд 10-11)

2) Игра “ Секрет – ответ”. Начиная со слова “секрет” учитель читает вопрос, дает время на обдумывание и по команде “ответ” дети поднимают карточку с нужной цифрой, т. е. с вариантом ответа.

- Внимание на слайд!!!

1. В каком слове есть безударная гласная в корне?

1) стёклышко
2) кормушка
3) сладкий

2. В каком слове 2 безударные гласные

1) зеленеть
2) осень
3) травинка

3. Под какой цифрой проверочное слово для слова “кленовый”

1) кленовая
2) клиника
3) клёны

4. В какой строчке во всех словах пропущена буква “О”:

1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной

5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной?

1) ветер, сапог, одежда
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись

2. Работа в парах. (Слайд 12)

Урок наш продолжаем
Трудиться не кончаем
Гласный будем проверять
Работу в паре выполнять.

- Думаю, что легко справитесь и со следующим заданием, т. к. будете работать в парах. Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха .....

- Как надо работать? (хорошо работать с другом )

- На каждой парте лежат карточки. Рассмотрите их. Сформулируйте задание к данному упражнению.

о, а.

В...ренье, к...чели, скв...рцы, гл...зной, г...ра, д...леко, н...га, п...стух, др...зды, н...чник,

o a
скворцы

гора

нога

дрозды

ночник

варенье

качели

глазной

далеко

пастух

4. Самостоятельная работа с. 56 №140 (Р.Т.) (Слайд 13)

В лесу тихо. Безветренно. А с ближайшего ко мне клёна так и сыплются жёлтые листья. Что за чудеса? Подхожу ближе. По веткам дерева бежит белка. Это она устроила листопад.

- Взаимопроверка. (Слайд14)

- Как вы озаглавили текст?

- Что вы знаете о слове “Листопад”? (Слайд15)

- Это простое слово или сложное? Почему? (Слово сложное. Образовано из двух корней. Соединительная гласная буква О.)

- Запишем его. Придумаем ещё 3 сложных слова и укажем корни и соединительные гласные. (Один ученик работает у доски)

5. Физкультминутка. (Слайд16)

Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.

Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль.

Упр. “Колесо”

Музыкальная физкультминутка.

6. Работа в группах (Слайд 17)

- Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами).

- А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто консультант, кто следит за временем выполнения работы, секретарь - пишет задание, кто будет отвечать в группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Когда группа выполнит задание, соединяем руки и поднимаем вместе.

Проверка

- Ребята, послушаем отчёты групп.(Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)

Карточка 1

Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить. 

Быстро стемнело, и вот уже появилась первая звезда.

Как красивы узоры на оконном стекле! 

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы. Допишите проверочные слова. Поставьте ударение. Выделите корень.

М..л..дой – _________________________________________________

Ст..р..жить – _________________________________________________

Н..б..са – _____________________________________________________

Х..л..док – _____________________________________________________

Карточка 3

Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне. 

1) Ставлю безударный гласный под ударение. 

2) Пишу ту же гласную в безударном слоге. 

3) Под ударением слышится гласный ... 

4) Слышу в корне слова безударный гласный ... 

Карточка 5

Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне (словарные слова).

1) стена 4) мороз 7) осина 
2) машина 5) скрипучий 8) горох 
3) сорока 6) народ 9) собака.

7. Тест по вариантам (с. 18-19 КИМ). (Слайд 18)

Самопроверка. (Слайд 19-20)

Вариант1

А1 4)изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным

А2 3)столовая – стОлы

А3 2)темнеть

А4 4)кричит

В1 1)морской

С1 2)косит

Вариант 2

А1 3) изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным

А2 2) хвАлить

А3 2)весёлый

А4 4)лЕтит

В1 4) страна

С1 3)стрелки

8. Подведение итога урока.

- Близится к завершению наш урок. Давайте вспомним, над какой темой мы работали?

Рефлексия с помощью незаконченного высказывания. (Слайд 21)

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я повторил...
  • На этом уроке я похвалил бы себя за...
  • На этом уроке самым интересным для меня было...

- Какие цели мы с вами ставили на урок?

- Выполнили ли мы намеченные цели?

Оцени свою работу на уроке сам. (Слайд 22)

- А теперь я поставлю вам оценки. Согласны ли вы с оценками? (Слайд 23)

9. Домашнее задание по выбору. (Слайд 24)

1. Написать по 10 слов с безударными гласными в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с безударными гласными в корне слова.

- Ребята, у вас какое было настроение на уроке?

- А хорошим надо делиться. Давайте наше прекрасное настроение передадим гостям.

- Как это сделать?

10. Спасибо за урок. (Слайд 25)