Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, вееры.
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме “Правописание слов с безударными гласными в корне”.
Предметные задачи урока:
- развивать умение проверять слова с безударными гласными звуками в корне;
- сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
- отрабатывать последовательность действий при обозначении гласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- формирование умения работать в коллективе.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять безударные гласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки безударных гласных в корне слова;
Ход урока
1. Оргмомент (Слайд 1-2)
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Постановка темы и целей урока.
- С чего предлагаете начать урок русского языка? ( с игры)
- Предлагаю ....
а) Игра “Путаница”. Догадайтесь, какие слова “спрятались”? (Слайд 3)
Члепа, цетвок, арос, седыл, азок. (Пчела, цветок, роса, следы, коза.) (Слайд 4)
- Какая орфограмма наблюдается в этих словах? Догадались?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
(“Правописание слов с безударными гласными в корне”) (Слайд 5)
- Как вы считаете, что мы знаем по этой теме? (Знаем безударные гласные буквы. Знаем правило проверки слов с безударными гласными в корне.)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с безударными гласными в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).
- Давайте спланируем свою деятельность.
- Что надо правильно и красиво выполнять в тетрадях? (Чистописание)
- Что любят все дети на свете? (Играть)
- Как вам нравится работать? (Работа в паре)
- Ещё что предлагаете включить в план? (Самостоятельная работа. Работа в группе)
- В конце урока что сделаем?(Оценим свою работу. Подведём итог урока)
Работаем по плану.
- Я тетрадь свою открою (Слайд 6)
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Запишем в тетради число, классная работа.
3. Чистописание.
б) - Посмотрите, какие соединения я взяла для минутки чистописания.
аоиея оиеяа иеяао ... (еяаои яаоие)
- Первая буква становится последней. Спишите и продолжите.
- Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки ударением)
4. Работа по теме урока.
1) – Как проверяются такие гласные? (Слайд 7)
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты её немедленно ставь под ударение.
- Какие способы подбора проверочных слов знаете?
Сколько их? (Слайд 9)
Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова, надо:
а) или изменить слово: дворы – двор;
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы - дворник.
- Правильно, молодцы!
- Ребята, очень много секретов таят в себе безударные гласные.
- Давайте поупражняемся в подборе проверочных слов
Предлагаю вам игру, которая так и называется “Секрет-ответ”.
(Слайд 10-11)
2) Игра “ Секрет – ответ”. Начиная со слова “секрет” учитель читает вопрос, дает время на обдумывание и по команде “ответ” дети поднимают карточку с нужной цифрой, т. е. с вариантом ответа.
- Внимание на слайд!!!
1. В каком слове есть безударная гласная в корне?
1) стёклышко
2) кормушка
3) сладкий
2. В каком слове 2 безударные гласные
1) зеленеть
2) осень
3) травинка
3. Под какой цифрой проверочное слово для слова “кленовый”
1) кленовая
2) клиника
3) клёны
4. В какой строчке во всех словах пропущена буква “О”:
1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной
5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной?
1) ветер, сапог, одежда
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись
2. Работа в парах. (Слайд 12)
Урок наш продолжаем
Трудиться не кончаем
Гласный будем проверять
Работу в паре выполнять.
- Думаю, что легко справитесь и со следующим заданием, т. к. будете работать в парах. Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха .....
- Как надо работать? (хорошо работать с другом )
- На каждой парте лежат карточки. Рассмотрите их. Сформулируйте задание к данному упражнению.
о, а.
В...ренье, к...чели, скв...рцы, гл...зной, г...ра, д...леко, н...га, п...стух, др...зды, н...чник,
o a скворцы гора
нога
дрозды
ночник
варенье качели
глазной
далеко
пастух
4. Самостоятельная работа с. 56 №140 (Р.Т.) (Слайд 13)
В лесу тихо. Безветренно. А с ближайшего ко мне клёна так и сыплются жёлтые листья. Что за чудеса? Подхожу ближе. По веткам дерева бежит белка. Это она устроила листопад.
- Взаимопроверка. (Слайд14)
- Как вы озаглавили текст?
- Что вы знаете о слове “Листопад”? (Слайд15)
- Это простое слово или сложное? Почему? (Слово сложное. Образовано из двух корней. Соединительная гласная буква О.)
- Запишем его. Придумаем ещё 3 сложных слова и укажем корни и соединительные гласные. (Один ученик работает у доски)
5. Физкультминутка. (Слайд16)
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль.
Упр. “Колесо”
Музыкальная физкультминутка.
6. Работа в группах (Слайд 17)
- Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами).
- А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто консультант, кто следит за временем выполнения работы, секретарь - пишет задание, кто будет отвечать в группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Когда группа выполнит задание, соединяем руки и поднимаем вместе.
Проверка
- Ребята, послушаем отчёты групп.(Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)
Карточка 1
Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить.
Быстро стемнело, и вот уже появилась первая звезда.
Как красивы узоры на оконном стекле!
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы. Допишите проверочные слова. Поставьте ударение. Выделите корень.
М..л..дой – _________________________________________________
Ст..р..жить – _________________________________________________
Н..б..са – _____________________________________________________
Х..л..док – _____________________________________________________
Карточка 3
Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне.
1) Ставлю безударный гласный под ударение.
2) Пишу ту же гласную в безударном слоге.
3) Под ударением слышится гласный ...
4) Слышу в корне слова безударный гласный ...
Карточка 5
Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне (словарные слова).
1) стена 4) мороз 7) осина
2) машина 5) скрипучий 8) горох
3) сорока 6) народ 9) собака.
7. Тест по вариантам (с. 18-19 КИМ). (Слайд 18)
Самопроверка. (Слайд 19-20)
Вариант1
А1 4)изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным
А2 3)столовая – стОлы
А3 2)темнеть
А4 4)кричит
В1 1)морской
С1 2)косит
Вариант 2
А1 3) изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным
А2 2) хвАлить
А3 2)весёлый
А4 4)лЕтит
В1 4) страна
С1 3)стрелки
8. Подведение итога урока.
- Близится к завершению наш урок. Давайте вспомним, над какой темой мы работали?
Рефлексия с помощью незаконченного высказывания. (Слайд 21)
Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я повторил...
- На этом уроке я похвалил бы себя за...
- На этом уроке самым интересным для меня было...
- Какие цели мы с вами ставили на урок?
- Выполнили ли мы намеченные цели?
Оцени свою работу на уроке сам. (Слайд 22)
- А теперь я поставлю вам оценки. Согласны ли вы с оценками? (Слайд 23)
9. Домашнее задание по выбору. (Слайд 24)
1. Написать по 10 слов с безударными гласными в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с безударными гласными в корне слова.
- Ребята, у вас какое было настроение на уроке?
- А хорошим надо делиться. Давайте наше прекрасное настроение передадим гостям.
- Как это сделать?
10. Спасибо за урок. (Слайд 25)