В течение нескольких лет я работала над внедрением акмеологических приемов в учебном процессе. Напомню, акмеология – это интегративная наука, изучающая закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни. В общем и целом понятие “акмеология” - это возможность высших достижений человека в разных пространствах его жизнедеятельности и в разных формах их осуществления. Школьная акмеология изучает вершины развития субъектов педагогического процесса в школе, достижения вершин в учении и развитии учащихся. Использование акмеологических приемов и технологий в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально в связи с обострением проблемы качества современной школы и внедрением нового ФГОС на первой ступени. Как же создать на уроке акмеологичеекое пространтво? Для этого надо рассмотреть три аспекта: педагогический, психологический и социальный. Под педагогическим аспектом подразумевается знакомство с педагогическими основами и условиями организации акмеологического пространства урока, психологический аспект означает предоставление максимальных возможностей для самореализации учащихся на уроке; а социальный - влияние на межличностные отношения учителя и учащихся на уроке, на систему их отношений посредством развития творческого потенциала обеих сторон.[9] Говоря об эколого-психологическом подходе к созданию развивающей среды урока, мы имеем ввиду следующие компоненты: пространственно - предметный, технологический, социальный. Поясним, что означает каждый компонент.[8]
Пространственно-предметный - уютный кабинет, эстетичный наглядный и дидактический материал, развивающего характера ТСО, символическая насыщенность.
Технологический – деятельная структура урока, партнерский стиль преподавания, личностно ориентированные формы обучения, гибкость и развивающий характер программ.
Социальный - авторитетность учителя, взаимопонимание всех субъектов, позитивные установки на деятельность и взаимодействие, участие всех субъектов в управлении уроком, качественная результативность взаимодействия. Т.о., можно сказать, что подготовка к уроку в начальной школе – это самый волнующий момент.
При организации акмеологического пространства урока активно использовала разнообразные приемы и технологии.
Предлагая их учителям для работы на уроке, я не говорю, что это новые изобретения. Просто предоставляю возможность всем педагогам проанализировать накопленное, открытое и усовершенствованное, увиденное когда-то и успешно преломленное к своему стилю работы, к себе и своим учащимся.[10]
- Очень часто в практике использую один из доступных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка – “фоновую музыку”. Она помогает мне при создании благоприятного эмоционального фона, что приводит к снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей; активизации мыслительной деятельности, повышению качества усвоения знаний.
- Наряду с музыкой часто использую произведения изобразительного искусства, которые в сочетании с музыкой, делают уроки живыми и увлекательными.
- Прием “Согласование”. Очень хорошо использовать при организации работы в парах или мини-группах во время проведения самостоятельной или индивидуальной работы. Учащиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем согласовываю полученные результаты в парах или мини-группах и озвучиваю согласованный вариант.
- Задай вопрос. Учащимся предлагается задать вопросы к изученной теме самостоятельно: устно или письменно; с предоставлением времени на подготовку или экспромтом. Используется при систематизации знаний учащихся. Наиболее эффективен во время проведения обобщающего урока.
- Лечение слабого места в слове. Учащиеся выполняют задания самостоятельно, учатся находить ответ в решении ряда орфографических задач, затем согласовывать полученные результаты в парах или мини-группах и озвучивают согласованный вариант. Используется при организации работы на уроках русского языка в начальных классах во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Мы "лечим " слабые места в словах. Ученики с удовольствием "лечат" слова, находят "рецепты лечения" (проверочные слова). Предлагают свои варианты и после обсуждения выбирается подходящий.
- "Ромашка" - на листиках ромашки готовятся несложные вопросы, не требующие длительной подготовки, и раздаются всем детям, 3 минуты на подготовку и отвечаем. Этот прием дает возможность ответить слабым детям.
- Триз-педагогика “Теремок сказок”. Дается задание сочинить новую сказку по различным предложенным алгоритмам, соответствующим типовым приёмам разрешения противоречий ТРИЗ – происходит индивидуальное изучение нескольких простейших из них (дробление, объединение, инверсия, динамичность, копирование, принцип предварительного действия, принцип “обратить вред в пользу”). После этого, работая в парах, слушатели закрепляют изученные приёмы, перенося их на новую, общую, так сказать, коллективную сказку.
- Орфографическое проговаривание. Опрашиваемый ребёнок должен воспроизвести произносимые учителем слова (чаще всего из числа словарных) не так, как слышит, а так, как должен написать, т.е. орфографически правильно. Количество слов, предлагаемых во время орфографического проговаривания, соответствует возрастным нормам слов в словарном диктанте. Используется в качестве устной разминки, а также среди закрепительно-тренировочных упражнений. Позволяет развивать орфографическую память, стимулирует запоминание словарных слов; способствует повышению грамотности; даёт возможность достаточно быстро опросить большое количество детей на уроке.
- Взаимопроверка. Учащиеся получают задания (по вариантам), через определенное время сдают выполненные работы. Для проверки работы раздаются учащимся того же варианта, но не владельцу тетради. Проверяющие очень внимательно сверяют ответы с ключом, помечают неверные ответы карандашом, ставят отметку в соответствии с озвученными критериями и одновременно понимают, где допустили ошибки сами, и как надо было ответить. Затем проверенные работы сдаются и проверяются учителем. Используется для быстрой проверки знаний и включает ребят в процесс взаимодействия. Применяется при проверке овладения определенным материалом.
- Верю - не верю. Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное верно, отмечает знаком +, если - нет, то -. По окончании работы открывается "ключ", проверка может проходить коллективно, индивидуально или взаимопроверка. Перед началом такой работы можно оговорить условия: оценка зависит от количества верных ответов. Задание применяется на этапе рефлексии урока, как проверка домашнего задания.
- А вы знаете, что… Ученики должны закончить фразу. Используя информацию, которую нашли по изучаемой теме. Используется для расширения кругозора учащихся. Применяется на повторительно-обобщающих уроках.
- Ералаш. Учащиеся работают с рисунком, на котором ошибочно подписаны некоторые элементы, учитывая западающие темы, и меняют надписи местами. Использование этого приема направлено на закрепление изучаемых признаков.
- Удивляй. Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенды, необычных фактов. Сообщения могут готовить как учитель, так и обучающиеся. Включаются в ход урока на этапе усвоения нового материала (для усиления мотивации) и в ходе выполнения практической работы (для предотвращения утомляемости).
- Невозможное становится возможным . Суть приема в постановке перед ребятами задач по устранению того, что позволит невозможные изображения превратить в реальные. Выполнение задания требует от учащихся применения знаний в нестандартных ситуациях и использования умений и навыков моделирования. Возможны вариации. Например, предлагаются разные изображения (реальные и невозможные) и учащиеся определяют их по определенным признакам.
- На кого это похоже? Прием направлен на формирование ценностно-смысловых и учебно-познавательных компетенций. Суть приема состоит в том, что каждому ребенку предлагается чистый лист, на который они приклеивают выбранный каждым кусок цветной бумаги (остатки от других занятий). Далее ребенок смотрит на лист с разных сторон, пока не придумает какой-нибудь образ. Далее при помощи фломастера линиями дети дорисовывают изображение так, чтобы всем стало понятно, на кого это похоже. Используется прием в первом классе на уроке изобразительного искусства и способствует формированию образного мышления.
- Развивающий канон – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. РК можно успешно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, информатике и любым другим предметам. Его можно применять для тренинга памяти, аналитических способностей, творческого воображения. РК может иметь различные формы: табличную
- Получи бонус. В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разных видах работы: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по домашнему заданию и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус - цветной жетончик (цвет имеет свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей - получить оценку. Этот прием развивает дух здорового соперничества и стремление активно работать на уроке, самосовершенствоваться. Используется как фрагмент урока или на протяжении всего урока. Хорошо зарекомендовал себя на открытых уроках.
- Ассоциация. При знакомстве с новым понятием учащимся предлагается высказать свои ассоциации, впечатления, образы, связанные с этим понятием, которые позволят легче усвоить новую тему. Может быть использован при изучении новых понятий.
- Были и небылицы. Учитель даёт задание придумать быль или небылицу (это могут быть и простые факты, реальные или вымышленные) по теме (тема может быть любой) затем учащиеся читают вслух свою небылицу, а остальные пытаются отгадать правда это или нет и объяснить почему они так думают. Ученик , придумавший небылицу комментирует ответы одноклассников. Приём используется при обобщении и повторении, закреплении пройденного материала. Приём способствует поддержанию естественной мотивации, обоснованной детской любознательностью, к выполнению всех предложенных заданий, потребностью в самоактуализации. Позволяет задействовать даже самых не активных учеников.
автомобиль | ? |
карандаш | пенал |
самолет | ? |
человек | собака | жук |
2 | 4 | ? |
и ступенчатую
человек | ||
голова | затылок | |
? | глаз | зрачок |
А использование новых информационных технологий делает каждый прием более интересным, технологичным, рациональным.
Ведение многопланового мониторинга личностных изменений школьника делает учебный процесс эффективным. Для отслеживания результатов использования акме-приемов использовала карту успешности (развития) ученика.[11]
Карта успешности Фамилия ученика ________________ Класс___________ |
|||||
Тема (по любому предмету) |
|||||
Факторы | |||||
Активность, работоспособность | |||||
Старательность, добросовестность | |||||
Теоретические знания | |||||
Практические умения и навыки | |||||
Скорость выполнения заданий | |||||
Общительность, сотрудничество | |||||
Вежливость, взаимопомощь | |||||
Поведение, ответственность | |||||
Самостоятельность, инициативность | |||||
Аккуратность, точность, красота |
Максимальный балл – 10.
Благодаря диагностике можно установить, как влияют разнообразные акмео-приемы и технологии на достижение учеником своего АКМЕ в учебной деятельности и саморазвитии. Создание акмеологического пространства на уроке открывает большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствует эффективному содержанию обучения.
Литература
- Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006.
- Аксенов А.А. Особенности диагностики и оценки детей в условиях личностно-ориентированного обучения. // Тамбов, 2002.
- Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя адаптивной школы// Школьные технологии. №6, 2003.
- Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания. 2007.
- Глинский А. С. Акмеология учащегося и учителя // Омский научный вестник. – 2006. № 7(43). С. 288–290.)
- Лукьянова М.И. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика. М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006.
- Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования//Завуч. 2004. №3, 6, 7, 8.
- Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. - Спб.: ЛОИРО, 2002.
- Степанова Н.А. Об организации акмеологического пространства школьного урока. Вестник научной школы педагогов “АКМЕ”, Выпуск 2, 2009.
- Чернобровкина Г.П. Интернет-проект. Творческая лаборатория педагога-экспериментатора.
- Шлыкова И.Е. Самооценка учебной деятельности. - ИМЦ “Екатеринбургский Дом Учителя”.