Урок обобщения и систематизации знаний составлен с учетом пройденного материала со сквозной развивающей направленностью.
На занятии ученики учатся логически рассуждать, анализировать, делать свои выводы, в своей речи употреблять математическую терминологию.
Через задания поискового характера формируется запрос на интеллектуальную деятельность. Занимательные задания способствуют снижению нагрузки в процессе занятия и логически связать этапы урока, активизации познавательного интереса к предмету.
Материал подобран так, чтобы деятельность учеников носила творческий характер в атмосфере увлеченности и удовлетворенности учением. Разнообразные формы и методы работы формируют у учащихся универсальные учебные действия.
Педагогические задачи урока.
1) Повторить место и способ образования чисел в натуральном ряду.
2) Учить составлять равенства и неравенства.
3) Записывать числовые выражения и вычислять их значения, опираясь на знания состава чисел.
4) Формировать умения составлять, анализировать и решать задачи.
Планируемые результаты образования: УУД
Регулятивные:
а) проговаривать последовательность действий на уроке;
б) формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
в) отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные:
а) делать выводы в результате совместной работы всего класса;
б) находить ответы на вопросы, используя полученные знания на уроках;
в) преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи.
Коммуникативные:
а) вступать в речевое общение;
б) строить монологическое высказывание;
в) владеть совместной деятельностью в парах;
г) слушать и понимать речь учителя и одноклассников.
Личностные:
а) проявлять самоорганизованность и самоконтроль;
б) ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, иметь целевую установку на обработку математических навыков.
Оборудование.
- “Светофорики”.
- Раздаточный материал для работы в парах.
- Карточки с цифрами.
- Схемы для работы над составом числа.
- Таблицы для составления задач.
- Мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
“На уроке внимательно слушать:
Что учитель расскажет сейчас!
И стараться учиться получше,
Чтоб тобою гордился твой класс!”.
С призывом: “С хорошим настроением начинаем!” начинается основная часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа с числовым рядом с использованием карточек.
За основу принимается ряд: 1, 2, 3, , 5, 6, 7, , 9, 10.
Ученикам предлагается назвать недостающие числа, после чего учитель прикрепляет на соответствующие места карточки с недостающими числами (“4” и “8”).
– Все числа заняли свои места по порядку счета в числовом ряду?
– Назовите наименьшее число.
– Какое наибольшее однозначное число?
– Что Вы узнали о числе “10”?” (Это двузначное число, новая счетная единица – десяток)
– Назовите числа меньше “4”, “7”.
– Какие числа больше “6”, “8”?
– Прочитайте числа, которые больше “3”, но меньше “7”, больше “6”, но меньше “10”.
– Назовите “соседей” чисел: “5”, “8”, “9”.
– Какие числа можно вычитать из “6”, “4”?
– Какие числа можно прибавлять к “5”, к “7”?
– Как получить следующее при счете число?” (+1)
– Составьте свое выражение: + 1 =
(Варианты ответов)
– Как получить предыдущее при счете число?” (–1)
– 1 =
(Варианты ответов)
– Какие математические записи Вы научились составлять с опорой на числовой ряд? (Cоставлять и записывать равенства и неравенства)
– Составьте равенства к рисункам.
+ 4
Рис. 1
Рис. 2
2. Логически-познавательные упражнения.
– Назовите знаки неравенства.
7 9 8 6
– Дополните неравенства.
4 < < 7
5 > 9 >
– Сравните выражения, рассуждайте.
5 + 2 5 + 3
6 – 3 6 + 3
– Объясните, как сравнить по длине два отрезка?
(На доске начерчены отрезки)
(Варианты ответов)
3. Работа в парах.
Ученики знакомятся с заданиями, обсуждают, применяют полученные знания на практике с последующей проверкой.
1. | Поставить знаки “>”, “<”: | ||
10 …6 | 6 + 2 …6 | ||
4 … 8 | 8 – 3…8 | ||
2. | Дополнить неравенства: | ||
5 < | > | ||
7 > | < |
4. Физминутка.
Один, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже: руки за спину положим,
Голову поднимем выше и легко-легко подышим!
III. Арифметическая часть.
1. Сравнение числовых выражений и групп цифр.
– В чем сходства и отличия выражений:
4 + 5 6 – 2 8 – 2
5 + 4 6 + 2 8 + 1
– Вычислите их значения.
– Найдите закономерности и продолжите:
6 + 3 5 + 2
5 + 4 5 + 3
4 + 5 5 +
3 + +
+
– Сравните группы цифр:
5 5 4 5 4 3 5 4 3
– Найдите закономерность.
2. Cостоятельная работа в рабочей тетради.
Стр. 45, № 3.38.
Проводится взаимопроверка.
3. Работа над составом числа.
а) Анализ схем состава чисел.
Ученики рассуждают:
“7” – это сумма чисел “5” и “2”.
Из “7” вычесть “5” получится “2” и т.д.
б) Работа с индивидуальными карточками.
Ученики показывают карточки с ответами.
4. Работа в тетради.
Стр. 45, № 4.
Первый столбик – с комментированием, второй и третий столбики –самостоятельно по вариантам.
Выборочная проверка.
5. Дидактическая игра.
Виртуальное путешествие с использованием проектора.
– Пришло время отдохнуть. Мы отправляемся с Вами в путешествие на поезде.
Слайд № 1.
(на экране появляется изображение поезда)
– Наш вагон находится между пятым и седьмым вагонами.
– В каком вагоне мы поедем? (6)
(Звучит мелодия)
– Мы приехали на станцию “Лесная”.
Физминутка для коррекции осанки.
Есть в лесу три полочки,
Ели-ёлки-ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.
(Ели – руки вверх, ёлки – руки в стороны, ёлочки – присядьте)
Слайд № 2.
(На экране появляется изображение ежа с яблоками)
– Ёжик в норке спрятал 4 яблока.
– Он принес еще 3 яблока.
– Сколько всего яблок он спрячет в норе? (7)
– Как сосчитали?
Слайд № 3.
(На экране появляется изображение белочки с грибочками)
– Следующая станция “Сосновка”.
– Белочка собрала 8 грибов.
– Как она сможет разложить эти грибы в два дупла?
(Варианты ответов)
Слайд № 4.
(На экране появляется изображение с зайчатами)
– На поляне играли 7 зайчат.
– 2 из них убежали в лес.
– Сколько зайчиков осталось? (5)
– Как сосчитали?
Слайд № 5.
(На экране появляется изображение с елями)
– Пришло время возвращаться.
– Вдоль тропинки росли 6 высоких елей и 3 низких.
– Сколько всего елей? (9)
– Как сосчитали?
Слайд № 6.
(На экране появляется изображение поезда)
– Мы возвращаемся в вагоне, который находится между третьим и пятым вагонами поезда.
– Назовите номер нашего вагона. (4)
(Звучит мелодия)
IV. Решение задач.
V. Составьте по рисунку рассказ.
(В вазу поставили 4 красных розы и 3 белых).
– Что Вы можете узнать? (Сколько всего в вазе роз)
– Составьте выражение и вычислите его значение.
– Сколько всего роз в вазе? (7)
– Что Вы составили с числовыми данными? (Задачу)
– Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса, решения и ответа)
VI. В вазе было 8 груш. За обедом съели 3 груши.
– Поставьте вопрос.
– Составьте решение.
– Ответьте на поставленный вопрос.
1. Придумайте условие задачи по данному решению.
9 – 2 = книг.
– Ответьте на вопросы задачи.
2. Работа с учебником. (Т.Е. Демидова, Математика, II часть).
Стр. 38:
№ 1 – устно;
№ 2 – письменно с комментированием;
№ 3 – индивидуальное задание (решают 2 ученика);
№ 4 – самостоятельная работа.
V. Подведение итогов урока.
– Какие цели перед собой ставили?
– Достигли мы их?
– Какие задания больше всего понравились?
Дети дают самооценку своих достижений на уроке.
– Оцените свой труд с помощью “светофорика”.