Урок обобщающего повторения "Что мы знаем о местоимениях?"

Разделы: Русский язык


Дорогие ребята! Сегодня мы присутствуем на пресс-конференции, посвящённой возвращению наших команд с планеты Знаний. На этой планете они посетили материк Местоимений. Нам уже было известно, что на материке проживают различные народы – разряды местоимений. Какие разряды местоимений существуют? Почему эти разряды так называются?

Команды рассказывают о разрядах местоимений:

- личные местоимения;

- возвратные местоимения;

- вопросительные местоимения;

- относительные местоимения;

- неопределённые местоимения;

- отрицательные местоимения;

- притяжательные местоимения;

- указательные местоимения;

- определительные местоимения.

(Подсчёт баллов)

Итак, счётная машина определила, какой багаж знаний привезён каждой командой на Землю.

Ребята, оказывается, в багажных отсеках команды привезли представителей народов материка Местоимений, но в спешке их неправильно разложили по каютам. Помогите местоимениям найти своё место. (Работа с интерактивной доской).

Я, твоего, нашему, к той, каждому, с тебя, о нём, эта, весь, с этого, ко мне, в свою, ту, в неё, со мной, кто-то, в которую-либо, ни в чью, ни с чем, кое о ком, с вашим, на всякую, с самим с этим, о нашем, при том, о самом, ни в чьём, с чем-либо, с чего-либо, к которому-нибудь, моя, у всякого, ничьё, ни к чьей.

  Личные Притяжа-
тельные
Указа-
тельные
Определи-
тельные
Отрица-
тельные
Неопреде-
лённые
И.п.            
Р.п            
Д.п            
В.п            
Т.п            
П.п.            

(Проверка задания. Подсчёт баллов)

Местоимения за долгое время нахождения в разных каютах разучились понимать друг друга. Каждая команда уже знакома с “языком” местоимений и попробует сейчас их подружить. Для этого необходимо составить небольшой рассказ, используя местоимения одного разряда. Давайте попробуем определить, какие местоимения оказались более дружными. (Проверка задания, подсчёт баллов).

Итак, мы с вами увидели, как много узнали команды о материке Местоимений. А теперь наступает самый ответственный момент: команды должны сдать данные исследований в Центр обработки результатов.

(Выполнение обобщающего упражнения. Морфологический разбор местоимений из упр. 449).

Ребята, в каждой команде есть человек, который, наверное, лучше всех изучил материк Местоимений, это ваш капитан. Проведём конкурс капитанов. Необходимо задать противнику 3 вопроса.

Примерные вопросы:

- какие 2 местоимения в русском языке не склоняются? (Некто, нечто);

- у какого местоимения нет И.п.? (Себя);

- какую роль в предложении играют относительные местоимения? (Соединяют простые предложения в составе сложноподчинённых);

- как образуются отрицательные местоимения? (С помощью приставок НЕ, НИ);

- от каких местоимений образуются неопределённые местоимения? (От вопросительных кто, что, какой, чей, который, сколько);

- с помощью каких частиц образуются неопределённые местоимения? (То, либо, нибудь); как пишутся эти частицы? (Через дефис);

- какие вы знаете сложные слова 1-ой частью которых являются местоимения? (Самолёт, самосвал, самооценка, самобранка).

Молодцы! На уроке вы показали, что вы с большой пользой для себя посетили планету знаний и очень многое узнали о материке Местоимений. Хотели бы вы опять отправиться на планету Знаний изучать материк Числительных? (Да).

Тогда напишем заявление на имя учителя русского языка, чтобы он вас сопровождал на материк Числительных.

Подведение итогов, оценки.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту на тему: “Правописание местоимений. Разряды местоимений”.